Олеся Павликова
Конспект совместной познавательно-исследовательской деятельности «Шоколадный интерес» в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
Тема :«Шоколадный интерес».
Образовательная область: познавательное развитие.
Основная деятельность : познавательно-исследовательская.
Форма работы с детьми: решение проблемных задач.
Возраст: подготовительная группа.
Цель: Развитие познавательных и интеллектуальных интересов детей через познавательно-исследовательскую деятельность.
Задачи:
Образовательные задачи:
Публикация «Конспект совместной познавательно-исследовательской деятельности „Шоколадный интерес“ в подготовительной группе» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская деятельность. Конспекты занятий, НОД
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Шоколад, День шоколада
- Шоколад. Конспекты занятий
- Темочки
Расширить и обобщить знания детей о шоколаде, его свойствах. Упражнять в чтении схем и приёмов приготовления жидкого шоколада. Познакомить детей с новой профессией шоколадье.
Развивающие задачи:
Развивать стремление к поисково-исследовательской деятельности в моделируемых ситуациях.
Развивать мыслительную активность, умение наблюдать, анализировать, делать выводы; развивать речь детей через привитие навыков составления проблемных вопросов; формирование умения вести диалог с воспитателем, со сверстниками; быть доброжелательным и корректным собеседником. Активация словаря: шоколадье, какао-боб, какао дерево
Воспитательные задачи:
Воспитывать интерес к познанию окружающего мира.
Воспитывать доброжелательное отношение детей друг к другу, познавательную активность и самостоятельность, формировать навыки взаимопомощи. Воспитывать чувства удовлетворения, радости от проделанных открытий.
Методические приё мы: словесные, наглядные, проблемно-поисковый эксперимент, наблюдения.
Предварительная работа: знакомство с историей возникновения шоколада, коллекционирование обёрток от шоколада, дидактические игры, продуктивная деятельность «Украсим шоколадные фантики».
Материал и оборудование: фартуки для детей, колпаки, ноутбук, фотографии с изображением шоколадного дерева, какао-масла, какао-порошка, видами шоколада, шоколад горький, молочный, пористый, белый шоколад, молоко в стаканчике, какао порошок, блюдца, шпателя, салфетки, 2 стакана, одноразовые тарелки, одноразовые ложки, ингредиенты для приготовления шоколадной пасты (сгущёнка, масло сливочное, ванильный сахар, какао порошок, миксер, ёмкость для сбивания.
Ход совместной деятельности воспитателя и детей:
1. Организационный момент.
В круг широкий вижу я
Встали все мои друзья.
Мы сейчас пойдём направо,
А теперь пойдём налево,
В центре круга соберёмся,
И друг другу улыбнёмся.
- Ребята нам сегодня утром какой-то мальчик из младшей группы принёс письмо, интересно, что же от нас хотят малыши?
Расчерчен на квадратики,
Завёрнут в серебро,
Как его вы развернёте,
Моментально вы поймёте,
Сладкий, хрупкий и не прочный,
Бывает горький и молочный,
Во рту он тает быстро очень,
Отведать его каждый рад,
Что это дети? (шоколад). сл. 1
-Да здесь ещё что-то написано. Послушайте.
Как мы любим шоколад,
Любой малыш ему так рад!
Разбуди его хоть ночью,
-Шоколада, съешь кусочек?
Съест, конечно, шоколад,
Сразу плиток пять подряд.
Только пользу или вред,
Здесь получим на ответ?
У молочной шоколадки
Вкус конечно очень сладкий
Почему она всегда
Исчезает в никуда
Лишь испачкав руки?
Крутят малыши её в руках
И говорят тихонько: «ах».
Где растёт наш шоколад?
-Ребята, давайте вспомним, так о чём хотят узнать малыши?
1. Где растёт шоколад?
2. Почему от шоколада пачкаются руки?
3. Шоколад-это вредно или полезно? Показ карточек.
2. Основная часть.
-И так ребята, перед нами стоит первая проблема – «Что такое шоколад?» И откуда он к нам пришёл?
-Ну что давайте попытаемся её решить.
-Ребята, я очень люблю шоколад. А вы любите шоколад?
-А я знаю один секрет. С латинского языка, слово «шоколад» переводится как «пища богов». Шоколад любимое лакомство детей и взрослых Сл. 2
-А знаете ли вы то, что шоколад не растёт в нашей стране, потому что в нашей стране очень холодно? Он боится холода, снега и растёт, там, где нет зимы. А если в нашей стране не растёт, то, как вы думаете, где? Где, может по-вашему, расти шоколад? Да, ребята, родина шоколадного дерева -тропическая Америка, острова Мексиканского залива. сл 3
-Ребята вот так выглядит шоколадное дерево. Сл. 4
Сл. 5 Такими цветочками цветёт какао дерево, затем зреют большие плоды, которые называются – плоды какао. Плоды какао похожи на лимоны, а внутри у плодов есть семечки – какао-бобы.
Сл 6. Когда они созревают, и становятся тёмно-коричневого цвета, плоды какао отрезают от дерева, отчищают от кожуры и достают какао-бобы. Бобы какао сушат и складывают в мешки. Сл 7 -8
- слайд 9. Вот в таких мешках в нашу страну, на фабрики, попадает какао бобы.
- (слайд 7). На фабриках их очищают от кожуры и перемалывают. Высушенные какао-бобы обжаривают, они приобретают вкус и аромат. Их дробят, размалывают в порошок сл. 10 под названием «какао» и отжимают из них масло. сл 11 Отжатое масло пойдёт на изготовление различных кондитерских изделий, выпечки, кремов. Сл. 12 когда из какао-бобов выжмут масло из жмых который остаётся перетирают и обжаривают получается какао-порошок, который используют для изготовления шоколада и упаковывают в коробочки для приготовления напитка.
А шоколад делают так. сл. 13 В какао-порошок добавляют какао-масло, наливают молоко или сливки, сыплют, сахар, ваниль, орехи, изюм (в зависимости от сорта шоколада) и всё перемешивают. Полученную нагретую смесь разливают в формы и охлаждают, так получаются аппетитно пахнущие плитки шоколада.
- Ну что ребята мы с вами узнали, откуда к нам пришёл шоколад и как его производят.
- О шоколаде можно говорить долго и бесконечно. Ведь в шоколаде находится очень много полезных веществ, которые улучшают наше самочувствие и настроение.
- А давайте теперь с вами выясним, так ли полезен наш шоколад?
- Поиграем в игру «Вред-польза».
- Я предлагаю разделиться на две команды. Но чтобы всё было честно давайте сделаем вот так, я приготовила для вас смайлики, возьмите пожалуйста любой смайлик, те у кого смайлик весёлый – это будет 1 команда, те у кого смайлик грустный – это 2 команда. Первая команда выясняет чем полезен шоколад, 2 команда выясняет чем вреден шоколад.
Можно совещаться, обсуждать, затем будем отвечать.
- Молодцы ребята, а вам хотелось бы проверить всё мы назвали? Польза. Сл. 14
- сл. 15 Шоколад поднимает настроение, его аромат вызывает чувство наслаждения и удовольствия. Шоколад – источник энергии, в нём содержится калий и магний, которые необходимы для работы мышц. Поэтому шоколад полезен детям, а также тем, кто занимается спортом.
- сл. 16 В шоколаде содержатся витамины А, В1, В2, железо, фосфор, калий, кальций. Эти витамины очень важны для растущего организма ребёнка.
- сл. 17 Шоколад полезен для сердца и сосудов, улучшает кровоток, работу сердца и мозга. В шоколаде содержится железо, которое повышает гемоглобин крови, если у вас анемия. А когда необходимо быстро восстановить силы, то шоколад поможет этому, т. к. содержит углеводы.
- (слайд 18) Вред шоколада.
- сл 19 Шоколад виновник лишнего веса, т. к. это высококалорийный продукт и при избыточном употреблении углеводы откладываются в организме в виде жира.
-сл20 Шоколад при безудержном поедании может вызвать аллергию.
Сл. 21. Шоколад обладает возбуждающим действием. Его, не следует есть много на ночь (особенно детям, т. к. он может вызвать бессонницу)
- Ну что ребята какой можно сделать вывод:
-Шоколад не может быть вредным в ограниченном количестве.
- Самый полезный – это горький шоколад.
- Для нормального развития детям после 5 лет необходимо употреблять по 2-3 шоколадных маленьких плитки в день.
- После употребления любых сладостей необходимо чистить зубы.
- (слайд 23). Есть шоколад лучше всего после завтрака, обеда или полдника с молоком или чаем.
- Ну что молодцы мы ребята, решили мы 2 проблему.
- Но наши малыши нам задали множество вопросов. Помните? Какие вопросы задавали нам малыши про шоколад?
Исследования.
- Какая проблема у нас осталась? Правильно, но чтобы это узнать – нам нужно провести исследования. Давайте наденем фартуки и пройдём в лабораторию.
Опыт 1. Свойства какао.
- Ребята, мы с вами выяснили, что шоколад образуется из какао бобов. Какао бобы перемалывают, и получают какао порошок.
- Найдите на столах какао порошок, какого он цвета? (коричневого, шоколадного).
- А какой вкус имеет какао? Быть может кислое? Или сладкое? Как определить, какой вкус у какао? Что нужно сделать?
- Ну попробуйте, возьмите ложечки и наберите немного какао на кончик ложки. Попробуйте его языком на вкус. Какой вкус имеет какао? (горький). Так считают все наши коллеги? Или, быть может, кто-то считает иначе?
-Вывод: Совершенно верно, коллеги какао имеет горький вкус.
- А теперь возьмите ещё какао и добавьте его в молоко. Перемешайте. Побольше кладите какао. Что произошло с какао и молоком? (какао растворится в молоке, молоко имеет цвет какао)
- Итак, к какому выводу мы пришли: наше какао имеет горький вкус и легко растворяется в жидкости.
Опыт 2. Свойства шоколада.
- А теперь давайте определим свойства шоколада. Перед вами три вида шоколада. Рассмотрите их внимательно и расскажите, чем они отличаются?
-белый шоколад, молочный шоколад, тёмный (горький) шоколад и воздушный шоколад.
Как вы думаете почему белый шоколад белого цвета, а другие тёмного? Правильно в белый шоколад не добавляют какао порошок, а только какао- масло, сахар и молоко.
А почему молочный шоколад светло коричневый, а темный, горький шоколад темнее?
Правильно в тёмный, горький шоколад не добавляют молоко.
- Да, у нас кусочки воздушного шоколада и чёрного шоколада. А теперь возьмите кусочек шоколада и разломите его на части. Скажите, у вас получилось разломить шоколад? Так каким же свойством обладает шоколад?
- Вывод: Шоколад твёрдый, имеет свойство ломаться, он – хрупкий.
- А теперь определите свойства шоколада на вкус. Возьмите кусочек воздушного шоколада и попробуйте его на вкус. Какой вкус имеет шоколад? (вкусный, сладкий).
-А теперь попробуйте откусить кусочек чёрного шоколада, какой он на вкус? (горький, горьковато-сладкий).
- Шоколад одинаковый по вкусу или отличается друг от друга?
- Ребята, а как вы думаете, почему у шоколада разный вкус?
- Чем больше в шоколаде какао – порошка, тем он более горький на вкус.
---А теперь возьмите кусочек тёмного шоколада и положите в стакан с водой. Что произошло с шоколадом? (шоколад утонул).
- А теперь положите кусочек от воздушного шоколада. Что произошло с шоколадом? (шоколад всплыл на поверхность).
- Как вы думаете, почему один кусочек всплыл, а другой нет?
- Это произошло потому, ребята, что в этом шоколаде (показ воздушного шоколада) имеется воздух, который при контакте с водой поднимается вверх и не тонет.
- Так какое же ещё имеет свойство шоколад?
Вывод: Он может тонуть, если он плотный в нём нет воздуха, и может плавать, если в нём имеется воздух.
- --А сейчас мы проверим ещё одно свойство, мы посмотрим, что будет с шоколадом, если его нагреть. Возьмите кусочек шоколада положим его на железную ложку и погреем ложку в горячей воде (паровая баня)подержите так.
- Что произошло с шоколадом? (он начал таять).
- Какой можно сделать вывод. При нагревании шоколад тает
- Ну что ребята, мы ответили на все вопросы малышей: Где растёт шоколад? Почему от шоколада пачкаются руки? Приносит пользу или вред?
-Итак, ребята, вы научились определять шоколад по вкусу, цвету. Какой мы сделаем вывод:
Шоколад бывает разный на вкус. Шоколад может быть и в жидкой форме и в твёрдой. Шоколад может ломаться. В воде не тонет только воздушный шоколад.
3. Мастера шоколадье. Самостоятельная работа.
- Молодцы, ребята! Теперь вы как настоящие мастера - шоколадье. А вы знаете, кто такие шоколадье? (слайд 23). Посмотрите, так называется профессия человека, который занимается изготовлением шоколада. Скажите, пожалуйста, чем же занимается шоколадье?
- Ну что ж ребята, я предлагаю вам побыть ещё сегодня шоколадье. Давайте пройдём в наш кондитерский цех. Но как настоящим шоколадье нам нужно надеть шапочки.
1-ая часть эксперимента. (слайд 24
- Предлагаю вам приготовить шоколадную пасту. Но сначала давайте посмотрим схему приготовления шоколада. Что нужно взять сначала и т. д.
- Ну что приступим. Берём сгущённое молоко, какао, масло, ванилин.
(Каждый ребёнок берё т тарелочку с названным продуктом и аккуратно выкладывает в общую чашу: сначала сгущённое молоко, потом какао, масло, ванилин). Эти продукты взбивают миксером.
- Как вы думаете, кто должен работать электрическим миксером? Почему?
Ну что начнём.
- А теперь я предлагаю всем попробовать, что за вкус имеет наш полученный продукт? Возьмите ложки и попробуйте.
- Значит, что мы с вами получили? (шоколадную пасту).
- Ребята, каждый шоколад имеет своё название. Давайте и мы дадим нашей шоколадной пасте своё имя.
Сейчас мы перельём нашу шоколадную пасту в контейнер и поставим её для застывания в холод, а затем мы на ужин намажем её на батон.
- Итак, сегодня вы впервые создали свой рецепт приготовления шоколадной пасты.
- Ребята, назовите, какие продукты мы использовали для приготовления пасты.
Ребята, а как вы думаете, что ещё можно кушать с шоколадом или шоколадной пастой?
Фрукты в шоколаде. (слайд 25).
4. Итог деятельности.
- Что же нового вы узнали о шоколаде? Что вам понравилось больше всего?
- Молодцы, ребята! Вы настоящие мастера шоколадье.
А сейчас я предлагаю угостить наших дорогих гостей шоколадной пастой!
- Придумал кто его – тому спасибо!
Он выглядит и аппетитно и красиво,
И пахнет ароматнее всего –
Вкуснее нет на свете ничего!
Сумеет он порадовать, взбодрить,
Вкус праздника и детства подарить!
Подать прилив энергии, заряд –
Такой вот всемогущий шоколад!