Миясер Атаханова
Конспект НОД по познавательно-исследовательской деятельности в подготовительной группе «Соленая история»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД по познавательно-исследовательской деятельности в подготовительной группе «Соленая история»
Цель: Способствовать развитию познавательного интереса у детей;
развивать положительные эмоции и интерес к нетрадиционным видам изобразительной деятельности.
Программное содержание: Уточнить знания детей о свойствах соли ее; продолжать знакомить с ее видами (каменная, поваренная, морская) и характеристикой (минерал, добыча, применение); развивать навыки экспериментирования; воспитывать бережное отношение к соли и навыки культурного ее потребления.
Публикация «Конспект НОД по познавательно-исследовательской деятельности в подготовительной группе „Соленая история“» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская деятельность. Конспекты занятий, НОД
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Темочки
Словарь: каменная, поваренная, кристаллизация, минеральное вещество, «спелеолечение», «спелеокомната».
Материалы и оборудование: Презентация по теме занятия, мешочек с солью, пластиковые бутылочки (баночки) для поделок, салфетки, стаканчики с готовой цветной солью, стаканчики и ложечки одноразовые для каждого ребёнка, сырое яйцо, огурец, шпажки, вода.
Ход занятия:
Воспитатель:
Ребята, мы с вами недавно говорили об обычаях и традициях, существующих у русского народа. По старинному русскому обычаю принято встречать дорогих гостей хлебом-солью. «Хлеб да соль!» - говорит русский человек, приветствуя гостей.
Воспитатель:
Все расселись по местам?
Никому не тесно?
Будет интересно!
Ребята, кто мне скажет, какие богатства находятся глубоко под землей? Как они называются? (Полезные ископаемые)
А какие полезные ископаемые вы знаете? (Глина, уголь, алмазы, золото, минеральная вода, природный газ, песок, нефть и т. д.)
Скажите, пожалуйста, как еще можно назвать полезные ископаемые? (Сокровищница Земли, кладовая Земли, хранилище Земли).
Сегодня мне хотелось бы побеседовать с вами об одном веществе, с которым вы хорошо знакомы – оно тоже является полезным ископаемым. Чтобы узнать, о чем пойдет речь, предлагаю вам отгадать загадку:
«Без нее, ребята, повар, как без рук, и становится вся пища несъедобной вдруг! Если в ранку попадет – испытаешь боль…Вы, конечно, догадались сразу, это – (соль)
Отдельно - я не так вкусна,
Зато бела и солона,
И в пище — каждому нужна.
Соль – это единственное минеральное вещество, которое люди могут сразу употреблять в пищу. А вы знаете, какая бывает соль? (Ответы детей).
Правильно, есть три вида соли: Пищевая каменная, техническая; морская.
Пищевая соль делает нашу еду очень вкусной. Морскую соль тоже можно есть, но применяют её по-разному:
в медицине;
в косметологии.
Технической солью посыпают дорогу от гололёда зимой.
Воспитатель:
-Откуда берется, например, каменная соль? (Ответы детей).
(рассказ сопровождается показом презентации)
Ее добывают в рудниках. А как она туда попала? (Ответы детей). Месторождения каменной соли находятся высоко в горах (показ слайда). Но очень давно не месте гор был океан. Со временем, в условиях жаркого климата, морская вода испарялась, и соль кристаллизовалась. Как вы думаете, что значит «кристаллизовалась»? (Ответы детей).
Вы правы – приобретала форму кристаллов.
Поэтому люди придумали очень много пословиц и поговорок про соль. А вы их знаете? (рассказ сопровождается показом презентации)
Без воли – силы нет, без соли – вкуса нет.
Без соли не вкусно, без хлеба не сытно.
Без соли, без хлеба – половина обеда.
Без соли, без хлеба – худа беседа.
Без соли, без хлеба за стол не садятся.
От воды родится, а воды боится (соль).
В далёкие времена соль считалась драгоценностью, ценилась, как золото. Её хранили в особых ларцах, меняли на товары, даже на землю. Наши предки верили, что соль защищает их от злых духов и вражеских сил.
Из-за соли разгорались войны. В древнем Риме солдатам часто платили жалование не деньгами, а солью, отсюда и произошло слово СОЛДАТ.
Отсюда народная примета: соль рассыпал – к ссоре, к неудаче.
В честь соли названы города: Соликамск, Соль-Илецк, Сольцы, Усолье: реки – Усолка и Солёная и многие другие.
А вы хотите узнать, как люди стали добывать соль? (Ответы детей). Но сначала мы с вами отдохнём немного.
Физкультминутка. Танец «На море, на море»
Прошло много времени, прежде чем люди научились добывать соль из морской воды. Каменную соль добывают в соляных шахтах. Добывают соль специальной техникой – соледобывающим комбайном, специальные комбайны рубят пласты соли грузят в железнодорожные вагоны и отправляют на мельницу и крошат до получения кристалликов различной величины.
В морской соли есть полезные минеральные вещества, йод. Значит. Если в соли есть полезные минеральные вещества, то и сама соль – полезна. И не только полезна, но и жизненно необходима, не только для людей, но и для всех живых существ (например, люди специально дают лошадям, коровам, соль, которой нет в траве и сене).
Конечно, это не значит, что нужно употреблять в пищу много соли. Слишком большое ее количество, может нанести вред нашему организму. Поэтому – все хорошо в меру.
Скажите, какого цвета соль? Имеет ли соль запах? Какое это вещество: жидкое, твердое или сыпучее? (Ответы детей).
Как вы думаете, соль полезна или вредна? (ответы детей)
Эксперимент:
Давайте возьмем два одинаковых кусочка огурца. Один посолим чуть – чуть, а другой густо. А теперь попробуем, есть желающие? Какой мы можем сделать вывод из этого эксперимента? (ответы детей).
В больших количествах соль не только не вкусна, но и вредна. Она задерживает жидкость в организме, а это мешает работе нашего сердца и почек. Могут начаться головные боли. Соль накапливается в костях и из-за этого начинают болеть ноги. Но она может нанести вред не только людям, но и растениям.
Воспитатель:
Как вы думаете, где можно использовать соль? В выработках соляных шахт создают подземные лечебницы, санатории. Там очень целебный воздух и совсем нет вредных микроорганизмов. За полезные свойства соль называют «белым золотом» и используют для лечения. И назвали это очень красивым словом «спелеолечение». Есть специальные спелеосанатории, которые находятся в соляных шахтах, спелеокомнаты, в которых люди лечатся от различных заболеваний.
Также соль используют в народной медицине (ингаляции, промывание носа, солевые компрессы при ушибах, полоскание горла). Очень полезны ванны с морской солью.
На улице для безопасности человека дворники и специальные машины посыпают солью дорожки и лёд. Это нужно для того, чтобы человек идя по дорожке, не поскользнулся, не упал.
Соль является хорошим чистящим средством. С её помощью можно очистить посуду от накипи и загрязнений.
А сейчас я хочу пригласить вас в нашу лабораторию, чтобы лучше узнать, что такое соль.
Давайте вспомним правила поведения в ней.
• близко не подносить предметы к глазам,
• без надобности ничего не брать в рот,
• строго соблюдать мои инструкции
Опыт №1
1) Ребята, обратите внимание, перед вами тарелочки с солью, скажите,
какая она по цвету? (белая)
2) Сейчас наберите на кончик ложки немного соли и попробуйте. Какая
соль на вкус? (соленая)
3) Понюхайте соль, имеет ли она запах? (нет)
4) Возьмите ложку, наберите соль и пересыпьте ее в стакан. Что вы
наблюдаете? (сыпется – сыпучая)
- Какой вывод можно сделать о соли, какая она?
* белая
* соленая
* сыпучая
* не имеет запаха
5) Возьмите лупу и рассмотрите через нее соль. На что она похожа?
(кристалл)
6) Как вы думаете, растворяется ли соль в воде? Предлагаю узнать вместе.
У вас в стакане соль, насыпьте еще соли. А теперь ложкой налейте
немного воды. Что мы видим? (соль не растворилась)
Куда же делась вода? (она впиталась)
Это произошло потому, что мы налили немного воды, соль впитала воду.
А теперь налейте побольше воды и размешайте. Куда делась соль?
(растворилась)
Какой вывод можно сделать? (если налить немного воды-соль впитает воду, а если много воды, то соль растворится.
7) Ребята, скажите, что происходит с водой при низкой температуре, то
есть, когда холодно? (замерзает)
Как вы думаете, соленая вода замерзает? Сейчас мы проверим. Поставим
Соленую воду в морозильную камеру и через некоторое время увидим
результат.
Опыт №2
Я открою вам секрет. Соль – волшебница. В соленой воде практически невозможно утонуть. Хотите проверить? Мы с вами проведем эксперимент и проверим, как соленая вода будет выталкивать предметы на поверхность.
Для этого нам понадобятся 2 сырых яйца, 2 стакана. В одном стакане
пресная вода, в другом – соленая. Как вы думаете, в каком стакане
соленая вода?
Берем сырое яйцо и опускаем в стакан с пресной водой. Что произошло?
Второе яйцо опускаем в стакан с соленой водой. Что можно сказать про это яйцо? (яйцо осталось плавать на поверхности)
Какой вывод сделаем? (Соленая вода удерживает предметы на поверхности)
– Отлично, вы настоящие исследователи.
Сегодня мы с вами будем декорировать вазочки цветной солью. Посмотрите, как можно украсить цветной солью различные ёмкости.
А делается это так: у вас у всех на столах лежат воронки, стаканчики с цветной солью, ёмкость, в которую вы будете насыпать цветную соль, столовые ложки. Соль нужно насыпать до конца и плотно закрыть крышечкой. Вот такие чудесные сувениры, сделанные своими руками, у нас получились
Подведение итогов:
– Скажите, что нового и интересного вы узнали сегодня на занятии?
Соль – белая, соленая, сыпучая, не имеет запаха.
- Какие свойства имеет соль?
Растворяется в воде, соленая вода не замерзает, удерживает предметы
на поверхности.
Помните: соль в жизни человека имеет огромное значение, она является
источником жизни, но чрезмерное употребление может привести к
заболеванию.
- Мне понравилось, как вы работали. Вы настоящие исследователи. Большое вам спасибо.