Лучший педагог года

Конспект познавательно-исследовательской деятельности в подготовительной группе «На помощь птицам»

Ольга Тюпикина
Конспект познавательно-исследовательской деятельности в подготовительной группе «На помощь птицам»
▼ Скачать + Заказать документы

Тема: «На помощь птицам»

Цель: Обобщить знания детей о зимующих птицах.

Задачи:

Образовательные: Обогащать представления детей о зимующих птицах, об их особенностях (строение, внешний вид, образ питания). Дать детям представление о том, какую роль играют для птиц перья.

Формировать позитивное ценностное отношение к птицам, желание помогать им зимой; закладывать основы экологической культуры. Формировать понимание зависимости жизни птиц от человека и природных условий.

Публикация «Конспект познавательно-исследовательской деятельности в подготовительной группе „На помощь птицам“» размещена в разделах

Совершенствовать умение задавать вопросы и отвечать на них полными предложениями.

Развивающие:

Развивать память, мышление и воображение у детей. Развивать умение делать выводы и умозаключения.

Воспитательные: Воспитывать отзывчивость, умение слушать друг друга, умение работать в коллективе. Воспитывать культуру практической познавательной деятельности. Воспитывать желание заботиться о птицах, подкармливать их зимой, стремление беречь их. Формировать экологическую культуру у детей, прививать любовь к птицам.

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие».

Методы: словесные, информационно-рецептивные, наглядные, игровые.

Оборудование: иллюстрации птиц, две тарелочки (синего и желтого цветов, разнос с разрезными картинками, три птицы для зрительной гимнастики, веер, два листа бумаги, перья разной длины, величины, цвета, схемы строения пера. Слайд-презентация «Зимующие птицы».

I Приветствие

II Введение в ситуацию

Воспитатель: Ребята, я сегодня шла в детский сад, смотрю, висит кормушка на нашем участке, посмотрела, а в кормушке ничего нет, хотела покормить птиц, а потом думаю, каких же я птиц буду кормить.

И я решила, что отнесу кормушку в группу, ведь у меня ребята умные, помогут мне разобраться с птицами, какие зимующие, а какие – перелетные.

Дети: Да, мы знаем какие птицы прилетают на кормушку.

Воспитатель: Я пока ставлю кормушку, а вы рассмотрите нашу выставку птиц. Все картинки перепутались, где же зимующие, а где перелетные?

Дети: Вот, воробей, синица, снегирь, свиристель – это зимующие птицы.

IIIСоздание проблемной ситуации

Воспитатель: Вот ребята, у меня два домика, один синего, другой – желтого цвета. Как вы думаете, в домик какого цвета мы будем собирать зимующих птиц, а в домик, какого цвета – перелетных птиц?

Дети: В синий – зимующих, а в желтый – перелетных.

Воспитатель: Почему? С чем у вас ассоциируется синий цвет? А желтый

Дети: синий цвет похож на зиму, а желтый – это лето.

Воспитатель: Помогайте мне, раскладывайте птиц по домикам.

Воспитатель: Правильно. Молодцы. Почему посадили в этот домик эту птицу?

Дети: Потому что это птица зимующая (потому что эта птица перелетная).

Воспитатель: Давайте назовем всех зимующих птиц?

Дети: Синица, сойка, свиристель…

IV Актуализация имеющихся знаний

Воспитатель: Вот спасибо что мне помогли. А почему перелетные птицы улетают в теплые края?

Дети: здесь им зимой трудно прокормиться.

Воспитатель: А почему зимующие птицы круглый год живут у нас?

Дети: Они сбиваются в стайки, и им вместе легче находить корм

Воспитатель: Чем похожи птицы?

Дети: летают, клюют, крылья, хвост.

Воспитатель: А чем отличаются?

Дети: оперением, величиной клюва, лап…

Воспитатель: Ребята, а у меня для вас за мольбертом спрятаны еще птицы, хотите узнать какие?

Дети: Тогда подходите к мольберту, вставайте поудобней. Эти птицы спрятались, чтобы увидеть птицу, я вам буду давать описание птицы в двух словах, а вы мне образуете, новое сложное одно слово и скажите название птицы. Тогда она и покажется.

Речевая игра «Скажи одним словом»

У этой птицы желтая грудка - желтогрудая синичка

У этой птицы черные крылья - чернокрылая ворона

У этой птицы красная грудка - красногрудый снегирь

У этой птицы белый бок - белобокая сорока

Воспитатель: Молодцы, ребята.

Воспитатель: Ой, ребята, мне кажется, у меня еще были птицы, неужели они улетели? А давайте мы их глазками поищем в группе.

Зрительная гимнастика «Найди птицу»

Дети: Нашли всех птиц.

Воспитатель: Молодцы.

Воспитатель: Ребята, а вы хотите немного поиграть? Тогда подходите ко мне. Закройте глаза и представьте, что вы сказочные птицы, представили? Я вам буду называть текст, а вы выполняйте движения в соответствии с текстом под музыку, хорошо?

Физминутка

Звучит музыка, и дети выполняют движения.

Вот на ветках посмотри, сказочные птицы

Распустили перышки, греются на солнышке.

Головою вертят, улететь хотят

Улетели, полетели, полетели за метелью.

Улетели птицы (открыли глаза)

Сказочные птицы улетели, а на память нам оставили перышко.

VВведение способа действий в систему знаний и умений ребенка

Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, зачем птицам перья?

Дети:

Воспитатель:А что помогает птицам летать?

Дети:

Воспитатель:А хотите посмотреть, как крылья помогают птицам летать?

Дети:

Воспитатель: У вас есть только два листа, один ровный, гладкий, другой скомкан и превращен в шарик. Как вы думаете, какой лист быстрее упадет на пол? Почему? А давайте проверим.

Дети выполняют.

Вывод. Бумажный шарик падает очень быстро, как камень, тяжелый. А гладкий лист – медленно, он легкий, широкий, при падении опирается на воздух, поэтому может лететь.

Воспитатель: Даже маленькая птичка становится широкой, большой с раскрытыми крыльями и хвостом, она опирается на воздух.

Воспитатель: Вот еще посмотрите на примере веера. Так складываются и раскладываются перья, когда птица взлетает и садится. А на земле раскрытые крылья и хвост птице мешают, поэтому она их складывает.

Показ слайд-презентации

Воспитатель: Ребята, а вы хотите узнать, как устроено перо? Тогда нам надо пройти в нашу лабораторию.

Работа за столами.

Воспитатель: первое что мы сделаем поиграем с пальчиками

Пальчиковая гимнастика

Птичка прилетела, (машем кистями рук)

Головкой повертела (Пальцы собраны в щепоть. повороты кистями)

Поклевала крошки

Из моей ладошки.

Пёрышки встряхнула,

Быстро упорхнула. (Машем кистями рук.)

Опыты с пером

Воспитатель: Отличаются перья чем-то друг от друга?

Дети: Да

Воспитатель:Найдите самое длинное перо. Это перо называется «маховое». Эти перья расположены по краям крыльев. (Рассматриваем). Потрогайте перо. Какое оно? (плотное, жесткое, большое) Обследуем пальчиками. Интересно, легкое оно или тяжелое? Дети кладут на руку перо, на другую – камень. Делают вывод – легкое. Подбросьте перо. Что вы видите?

Падает медленно, плавно кружась.

Воспитатель: А за счет чего оно легкое? Стержень пустой. Отрежьте край у пера – видим пустоту (можно попробовать вставить проволоку цветную, проверить пустоту.) Вот почему оно легкое, стержень пустой.

Помашите пером, что вы ощущаете? Воздух.

Воспитатель: Когда птица машет крыльями, перо эластично пружинит, не расцепляя волоски. Давайте посмотрим перо через лупу. Видите на бороздках пера есть выступы и крючочки, которые прочно и легко соединяются, застегивая поверхность пера, а если они расцепляются, то птица клювом соединяет их.

(схема пера на слайд-презентации)

Воспитатель: Закрепляем, что это перо «маховое»

Воспитатель: А какие перья лежат у вас ещё?

- Пуховое (маленькое, пушистое, тоненькое, волоски не сцепленные, стержень тоненький)

Накладываем и сравниваем с маховым (водим по руке – мягкое, пушистое) - Воспитатель: Зачем такое перо птице?

- Пуховое перо служит птице для сохранения тепла. Находятся на туловище, голове, крыльях, лапах.

Воспитатель: А как вы думаете, почему у водоплавающих перья не намокают? Потому что, у них есть специальная жировая железа, и птицы сами клювом смазывают перья.

Воспитатель: Давайте проведем эксперимент.

. Вода скатывается с перьев,не зря говорит пословица «Как с гуся вода».

Воспитатель: Ребята, а что может случиться с птицами, если произойдет непредвиденное загрязнение водоемов, рек, морей нефтью (это вязкое, густое, черное горючее). Его перевозят на больших кораблях в емкостях и случаются аварии и нефть разливается по воде.

- Они могут погибнуть (картинка)

Воспитатель: Почему?

Потому, что птицы, попавшие в нефтяное пятно загрязняют себе перья. Они слипаются, теряют способность отталкивать воздух. И птицы погибают.

Проводим эксперимент.

Разливаем нефть в емкость с водой (растительное масло, покрашенное в черный цвет, бросаем перо, Перо стало тяжелое, слиплись волоски. Надо беречь природу, чтобы птицы не попадали в такую ситуацию.

Итог:

Воспитатель: Ребята, что нового вы сегодня узнали? Что вам больше всего понравилось? А почему? Вы довольны своей работой?

Рефлексия:

Воспитатель: А кормушка – то у нас пустая стоит, мы ее ничем так и не наполнили. Я вам предлагаю, кому сегодня понравилось работать, возьмите щепотку корма и положите в кормушку, а кому не понравилось - не кладите корм в кормушку. Мы с вами пойдем на прогулку, тогда и повесим ее на дерево.

Публикации по теме:

Картотека занятий по познавательно-исследовательской деятельности в подготовительной группе .

Конспект НОД по познавательно исследовательской деятельности в подготовительной группе «Приключения карандаша и гвоздика» Цель: Создание условий для обогащения представлений о свойствах дерева и металла через поисковую деятельность. Задачи: Образовательные:.

Конспект НОД по познавательно-исследовательской деятельности в подготовительной группе «Приключения с Буратино» Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие. Задачи: Образовательные:.

Конспект открытого занятия по познавательно-исследовательской деятельности в подготовительной группе «Юные исследователи» Конспект открытого занятия по познавательно-исследовательской деятельности в подготовительной группе «Юные исследователи» Воспитатель 1.

Конспект познавательно-исследовательской деятельности в подготовительной группе «Такие разные перья» Приоритетное направление: познавательное развитие, познавательно-исследовательская деятельность. Группа: подготовительная Тема: «Разные.

Конспект познавательно-исследовательской деятельности в подготовительной группе «Шоколадная история» Образовательная область познавательное развитие. Основная деятельность: познавательно- исследовательская. Форма работы с детьми: решение.

Конспект познавательно-исследовательской деятельности в подготовительной к школе группе «Блокадный хлеб» Цель: Создание социальной ситуации развития посредством поисково-исследовательской деятельности. Цель детская: сравнить блокадный хлеб.

Конспект познавательно-исследовательской деятельности с элементами ТРИЗ технологий «Малыши спешат на помощь» Автор конспекта Ахмедова Светлана Викторовна воспитатель МКДОУ д. с «Родничок» Приоритетная образовательная область: познавательное развитие.

Презентация центра познавательно-исследовательской деятельности «Познавайки» в подготовительной группе Презентация центра познавательно-исследовательской деятельности «Познавайки» в подготовительной группе «Золотой ключик» Хочется поделиться.

Презентация центра познавательно-исследовательской деятельности «Познавайки» в подготовительной группеПрезентация центра познавательно-исследовательской деятельности «Познавайки» в подготовительной группе Презентация центра познавательно-исследовательской деятельности «Познавайки» в подготовительной группе «Золотой ключик» Хочется поделиться.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект познавательно-исследовательской деятельности в подготовительной группе «На помощь птицам»
Опубликовано: 3 ноября 2018 в 15:16
+15Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект познавательно-исследовательской деятельности в подготовительной группе «На помощь птицам»» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Тюпикина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД