Олеся Лёвкина
Конспект совместной опытно-экспериментальной деятельности с детьми подготовительного возраста «Этот удивительный магнит»
▼ Скачать + Заказать документы
Задачи:
• расширять представления детей о свойствах магнита : притягивать предметы, прохождение магнитных сил через различные материалы и вещества, особенность взаимодействия двух магнитов : притяжение и отталкивание;
• совершенствовать исследовательские умения (постановка проблемы, выдвижение гипотез, проведение опытов, анализ и фиксация полученных результатов);
Публикация «Конспект совместной опытно-экспериментальной деятельности с детьми подготовительного возраста „Этот удивительный магнит“» размещена в разделах
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Магнит. Изучаем свойства магнита
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2016
• способствовать развитию у детей познавательной активности, любознательности, развивать мыслительные операции.
• стимулировать самостоятельность и активность детей;
• развивать коммуникативные навыки;
• воспитывать доброжелательные отношения.
Оборудование:
Демонстрационный материал: магниты, пластиковая рамка, фигурка из картона, лоток с песком, различные металлические предметы (скрепки, кусочки проволоки, гайки, шайбы, шурупы и т. д., коробочка с металлическими опилками, таблицы-схемы для занесения результатов эксперимента (3шт, изображение природного камня магнита, иллюстрации с использованием людьми магнитов в окружающем мире, игра «Доска для рисования», технические средства - компьютер, мультфильм про смешариков «Магнетизм».
Раздаточный материал: магнит обычный, два магнита с разными полюсами, металлические предметы (скрепки, гвозди, шурупы, детали конструктора и др., стеклянный стакан, картонное игровое поле, машинка с металлическим предметом, экран с металлическими опилками.
Ход совместной деятельности
1. Орг. момент: рассматривание выставки сувениров.
В: Ребята, сегодня в группе начинает работу выставка сувениров, привезенных вами из поездок. Давайте рассмотрим их.
В: Ребята, как вы думаете, на что крепятся ваши сувениры?
Д: На магнит.
В: Правильно. А какое главное свойство магнита вы знаете?
Д: Магнит может притягивать металлические предметы.
2. Работа с таблицей «Взаимодействие магнита с различными материалами»
В: Давайте вспомним предметы из каких материалов, магнит притягивает. Те материалы, которые магнит притягивает,обозначим знаком «+» и занесем результат в таблицу. Те материалы, которые магнит не притягивает, обозначим знаком «-». (Дети заполняют таблицу)
В: Посмотрите на таблицу и скажите, какой вывод можно сделать?
Д: Магнит притягивает только металлические предметы.
В: А хотите еще больше узнать о необычных свойствах магнита?
Д: Да.
В: Для этого я предлагаю вам превратиться в юных исследователей и пройти в нашу лабораторию (дети проходят на стулья)
3. Рассказ воспитателя «История появления магнита»
В: Но сначала я бы хотела рассказать вам одну легенду о появлении магнита.
В давние времена на горе Ида пастух по имени Магнис пас овец. Он заметил, что его сандалии, подбитые железом, и деревянная палка с железным наконечником липнут к черным камням, которые лежали под ногами. Пастух перевернул палку наконечником вверх и убедился, что дерево не притягивается странными камнями. Тогда снял онсандали и увидел, что босые ноги тоже не притягиваются. Магнис понял, что эти странные черные камни не признают никаких других материалов, кроме железа. Пастух захватил несколько таких камней домой и показал их своим соседей. Так эти камни стали называться "магнитами" (показ картинки природного камня «магнит»)
В: Ребята, почему этот камень назвали магнит?
Д: В честь пастуха по имени Магнис.
В: Правильно. Итак, магнит это камень, который обладает силой притягивать металлические предметы. Ребята, как вы считаете, будет ли действоватьсила магнита через другие материалы? Например, через картон? Песок? Пластик?Стекло?
Д: Возможно.
В: Давайте заполним таблицу вашими предположениями (дети заполняют таблицу «Действие магнита через препятствия», проговаривают свой ответ, воспитатель отмечает знаками «+» или «-» предположения детей в таблице).
В: Давайте пройдем с вами в нашу экспериментальную зону и проверим, верны ли наши предположения.
4. Работа в лаборатории
В: Ребята, с каким материалом проведем первый опыт?
Д: С картоном.
4.1. Опыт с картоном.
В: Опыт будет необычным. У меня есть для вас картонное игровое поле, возьмите его. И есть машинка с металлическим шариком. Положите ее на картон, а магнит приложите снизу под машинкой. Попробуйте теперь подвигать магнитом. Что происходит?
Д: Машинка начинает двигаться за магнитом.
В: Какой вывод можно сделать?
Д: Магнитная сила проходит через картон.
В: Давайте отметим в таблице, что наше предположение верно относительно картона, и магнитная сила действительно действует через картон (дети с помощью знака «+» заполняют пустую клетку напротив картинки с картоном).
В: С каким материалом проведем следующий опыт?
Д: Со стеклом.
4.2. Опыт со стеклом.
В: Задание будет не простое.
В: Возьмите стакан и положите в него любой металлический предмет. Подумайте, как с помощью магнита можно достать этот предмет? (если дети затрудняются ответить, воспитатель показывает карточку-схему, где магнит действует через стекло)
Д: Прислонить магнит к внешней стороне стакана и медленно двигать его по стенке вверх.
В: Приступайте. Что мы видим?
Д: Скрепка двигается за магнитом и поднимается вверх.
В: Какой можно сделать вывод?
Д: Магнитная сила действует через стекло.
В: Правильно. Давайте отметим в таблице, что наше предположение верно, и магнитная сила действительно действует через стекло (дети с помощью знака «+» заполняют пустую клетку напротив картинки со стеклом).
В: С каким материалом еще попробуем проверить силу магнита?
Д: С песком.
4.3. Опыт с песком.
В: Я спрятала в песок некоторые металлические предметы, попробуйте их найти с помощью магнита. Подумайте, как мы будем доставать эти предметы?
Д: Возьмем магнит и проведем им над песком.
В: Приступайте. Что мы наблюдаем?
Д: К магниту притягиваются железные предметы, спрятанные в песке.
В: Значит, магнит действует через песок?
Д: Да.
В: Давайте отметим в таблице, что наше предположение верно, и магнитная сила действительно действует через песок (дети с помощью знаков «+» заполняют пустую клетку напротив картинки с песком, в таблице).
В: Итак, нам, осталось провести опыт с пластиком и проверить наши предположения, будет ли действовать магнитная сила через пластик.
4.4. Опыт с пластиковой рамкой.
В: У меня есть пластиковая рамка, и фигурка, сейчас держа магнит за рамкой, я попробую подвигать фигурку.
В: Что вы видите?
Д: Фигурка начинает двигаться.
В: Какой вывод можно сделать?
Д:Магнит действует через пластик.
В: Давайте подведем итог, чьи предположения оказались верными (дети рассматривают таблицу)
Д: Магнитная сила способна действовать через различные преграды: картон, пластик, стекло и песок.
В: Ребята, у магнита есть еще необычное свойство, он может свою магнитную силу передавать другому предмету и превращать его в магнит. Хотите в этом убедиться?
Д: Да.
4.5. Опыт со скрепками.
В: Пройдем с вами еще в одну экспериментальную зону, и проведем маленький эксперимент. А поможет нам схема (дети разбирают схему, затем проводят эксперимент: возьмем магнит, поднесем к нему одну скрепку, затем к этой скрепке присоединим еще одну). Что получилось?
Д: Все скрепки соединились в одну цепочку.
В: Как вы думаете, почему все крепки соединились в одну цепочку?
Д: Магнит передал свою силу скрепке, скрепка превратилась в магнит и передала свою силу другой скрепке.
В: Действительно, обычная скрепка сама становится магнитом, если она касается магнита.
В: Какой вывод можно сделать?
Д: Магнит передает свои магнитные силы другому предмету.
В: Обратите внимание, что у Сережи магнит удерживает 4 скрепки, а у Даны 7 скрепок. Как вы думаете, почему так происходит?
Д: Магниты могут иметь разную силу. Чем сильнее магнитная сила преобладает, тем больше скрепок магнит способен удержать.
В: Итак, подведем итог и зарисуем наш результат на нашей схеме.
Д: Магнит при контакте с металлическими предметами превращает их тоже в магнит. Магниты обладают разной силой.
В: Молодцы ребята. А сейчас я хочу вам показать фокус с использованием магнита. Хотите увидеть?
Д: Да.
4.6. Фокус с притяжением и отталкиванием магнитов.
Мне подарили вот такую интересную машинку с антенной. В кузове машины лежало 2 круглых магнита. Когда я стала нанизывать магниты на антенну. Вот что получилось (магниты притянулись друг к другу, но стоило мне перевернуть один из магнитов другой стороной, вот что произошло….(магнит повис в воздухе). Как вы думаете, почему магнит не опускается?
Д: Возможно какая то сила не дает магниту опустится.
В: Оказывается, у магнита есть два разных полюса, северный и южный. И каждый полюс обозначается своим цветом. Давайте вместе отметим, что красная сторона магнита это южный полюс, а синяя сторона это северный полюс (воспитатель отмечает на карточке южный и синий полюса знаками «Ю,С»)А теперь проведем маленький эксперимент. Нам понадобятся два магнита, попробуйте соединить разные полюса, красный с синим. Что произошло?
Д: Магниты со звонким стуком притянулись друг к другу.
В: Какой вывод можно сделать?
Д: Разные полюса притягиваются. (Воспитатель отмечает стрелочкой на карточке).
В: А теперь медленно попробуйте соединить два одинаковых полюса, красный с красным или синий с синим. Что мы наблюдаем?
Д: Магниты отталкиваются друг от друга.
В: Какой вывод можно сделать?
Д: Одинаковые полюса отталкиваются. (Воспитатель отмечает стрелочкой на карточке).
В: Подведем итог: у магнита есть южный и северный полюс. Магниты могут притягиваться при разных полюсах и отталкиваться при одинаковых.
Вот какими необычными свойствами обладает магнит.
В: А люди научились использовать все эти свойства магнита в жизни. Как вы думаете где и как люди используют магнит?
Д: На кошельках, застежках, заколках, с помощью магнитов прикрепляют записки к дверце холодильника и т. д.
В: А я могу дополнить ваш рассказ об использовании магнита. Пройдем с вами на стульчики и послушаем.
5. Беседа с детьми «Как человек использует свойства магнита» с использованием иллюстраций.
В: Мощные магниты люди используют в подъеме тяжелых металлических бочек, для поднятия металлических труб. А мощные поисковые магниты, помогают людям найти железные предметы на дне реки. Также магниты используют при строительстве и ремонте подводных сооружений, для прокладывания кабеля. Например, в Китае и Японии есть вот такой скоростной поезд, у которого нет колес: внутри поезда и на рельсах устанавливаются мощные магниты, которые повернуты друг к другу одинаковыми полюсами, а мы знаем, что одинаковые полюса отталкиваются. Тем самым поезд может развивать огромную скорость. Магниты также используются в медицине для снятия болевых ощущений и поддержания общего самочувствия. Врачи используют аппараты, где есть магниты и которые позволяют увидеть, как бьется сердце человека. Существует много игр, которые работают на основе магнита, например как на картинке вы видите игру «Магнитный конструктор», детали конструктора соединяются с помощью магнита.
В: А какие вы знаете игры с магнитом?
Д: Магнитная азбука, мозаика, и т. д.
В: В наше саду тоже есть разнообразные магнитные игры, например, магнитный лабиринт, Рыбалка и т. д.
6. Рассматривание магнитной игры «Рисуем на доске»
В: Я вам принесла еще одну необычную игру. С помощью этой ручки можно рисовать на этой поверхности доски. А как вы думаете, что находится внутри ручки?
Д: Магнит (магнитный стержень)
В: Давайте проверим. Дана, возьми ручку и попробуй прислонить ее к металлическому шарику. Что вы видите?
Д: Ручка прикрепилась к шарику.
В: А как вы думаете, что находится в нутрии доски?
Д: Магнит.
В: Оказывается внутри доски находятся металлические опилки (дети рассматривают в коробочке металлические опилки). Когда мы проводим ручкой над опилками, они начинают собираться к концу ручки, так как в ней находится магнит. Вот таким образом ручка оставляет след на поверхности доски.
В: А хотите проверить это самостоятельно?
Д: Да.
В: Давайте вернемся в нашу экспериментальную зону и убедимся в этом.
7. Опыт «Необычные рисунки» (с использованием металлических опилок)
В: Я приготовила вам экраны для рисования. Попробуйте с помощью магнита создать изображение. Возьмите магнит, он сейчас будет заменять нам карандаш, прислоните его к экрану и попробуйте подвигать им в разных направлениях. Что вы видите?
Д: Металлические опилки начинают собираться по концам магнита.
В: Вот о каком необычном рисовании мы с вами узнали, теперь вы сможете нарисовать необычные рисунки в свободной деятельности.
Заключительная часть.
В: А наше занятие подходит к концу. Я предлагаю вам пройти в центр нашей лаборатории. Расскажите, о каких новых свойства магнита вы узнали? Какие опыты вам понравились больше всего? Что было сложным для вас? Чтобы вы еще хотели узнать о магните и его свойствах? (А я вам подскажу не все металлы магнит притягивает, магниты бывают природными, временные и электрические. Попробуйте узнать с вашими родителями, какие магнитные игры можно сделать своими руками)
В: Сегодня вы все были молодцы. Хорошо справлялись с заданиями, и я хочу вас пригласить в наш кинозал для просмотра мультфильма, посмотрите его и тогда узнаете что же случилось с героями мультфильма «Смешарики», когда они нашли магнит.