Ирина Александровна Дмитриева
Серия занятий по опытно-экспериментальной деятельности с детьми средней группы
▼ Скачать + Заказать документы
Цели опытно-экспериментальной деятельности :
• Создание условий для формирования основного целостного мировидения ребенка средствами физического эксперимента.
• Развитие наблюдательности, познавательного интереса, умения сравнивать, анализировать, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи, умения делать выводы.
• Развитие внимания, зрительной, слуховой чувствительности.
Публикация «Серия занятий по опытно-экспериментальной деятельности с детьми средней группы» размещена в разделах
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Средняя группа
- Темочки
Известный психолог П. П. Блонский писал: “ Пустая голова не рассуждает: чем больше опыта, тем больше способна она рассуждать”. Чтобы дать знание детям и наполнить их головы интересным содержанием, мы с детьми проводим различные опыты : с песком, воздухом, водой, тенью, магнитом.
То, что я услышал, я забыл.
То, что я увидел, я помню.
То, что я сделал, я знаю!
«Лаборатория Горелкина»
Цель: показать детям как быстро загораются предметы из разных материалов; какие средства можно использовать при тушении огня; дать детям представление о причине взрыва; закреплять правила пожарной безопасности и осторожного обращения с огнем.
Опытно-экспериментальная деятельность :
1. «Гори, гори ясно».
2. «Чем можно потушить огонь?»
3. «Водой масло не затушить».
4. «Почему во время пожара происходит взрыв?» и др.
Выход: Дети пришли к выводу, что быстрее всего загорается вата, бумага, ткань, дерево тоже горит, металлические предметы не горят, но опасны при сильном нагревании; что при тушении огня можно использовать любую воду, песок (землю, плотную ткань, при горении масла – прекратить доступ воздуха – накрыть; что при пожаре в закрытом помещении воздух сильно нагревается и расширяется, поэтому вырываясь наружу, выбивает окна в домах.
«Лаборатория Водяного»
Цель: выявить с детьми свойства воды; дать представление о том, что вода может приводить в движение другие предметы; развивать у детей представление о плавучести предметов в воде; показать детям, растворимость и нерастворимость в воде различных веществ, что количество воды в стакане влияет на издаваемый звук, что вода отражает окружающие предметы.
Опытно-экспериментальная деятельность :
1. «Вода. Какая она?».
2. «Форма и состояния воды».
3. «Цветная вода».
4. «Звенящая вода».
5. «Что растворяется в воде?»
6. «Тонет - плавает».
7. «Водяная мельница» и др.
Выход: Дети пришли к выводу, что вода прозрачная, без запаха, льется, имеет вес, не имеет формы, принимает форму того сосуда, в который налита, то есть может легко менять форму; что плавучесть предмета зависит не от его размера, а от его тяжести (металл тонет в воде, а дерево нет); что, если маленькой струйкой лить воду на мельницу, то она
работает медленно, а если лить большой струей, то
мельница работает быстрее; что в воде отражаются окружающие предметы, ее можно использовать в качестве зеркала; что сахарный песок, соль, пище-вой краситель, стиральный порошок и др. вещества растворяются в воде, а речной песок, камни и др. – нет; что на звон влияет количество воды, звуки получаются разные.
«Лаборатория Любознайки»
Цель: показать детям значение света; объяснить, что источники света могут быть природные и искусственные; познакомить детей с образованием тени от предметов, возникновением солнечных зайчиков; показать детям предметы какого цвета быстрее нагреваются на солнце и как можно расщепить солнечный свет на отдельные цвета.
Опытно-экспериментальная деятельность :
1. «Свет повсюду».
2. «Свет и тень»
3. «Солнечные зайчики».
4. «Эффект радуги».
5. «Солнечное тепло» и др.
Выход: Дети пришли к выводу, что природные источники света - солнце, луна, костер, а искусственные (изготовленные людьми) - лампа, фонарик, свеча и пр. ; что тень образуется, когда объект мешает свету и не дает дойти ему до стены; что тень и объект схожи, можно создать с помощью теней образы; чтобы пустить солнечного зайчика нужно поймать зеркалом луч света, оно отразит его и само станет источником света, который нужно направить в определенном направлении; что предметы темного цвета быстрее нагреваются на солнце, так как улавливают тепло от лучей, а предметы светлого цвета отражают его.
«Лаборатория Всезнайки»
Цель: выделить с детьми свойства песка; познакомить детей со способом отделения камешков от песка; познакомить детей со способом изготовления цветного песка; познакомить со способом изготовления рисунка из песка.
Опытно-экспериментальная деятельность :
1. «Свойства песка».
2. «Волшебное сито»
3. «Цветной песок».
4. «Песок может двигаться».
5. «Игры с песком» и др.
Выход: Дети пришли к выводу, что песок обладает следующими свойствами: сыпучесть, рыхлость, из мокрого можно лепить, с помощью сухого изготавливать рисунки; что отделить камешки от песка можно с помощью сита; чтобы изготовить цветной песок нужно перемешать его с цветным мелом, измельченным на терке.
«Лаборатория Стекольщика»
Цель: познакомить детей с прибором-помощником - лупой и ее назначением; познакомить детей с понятием «отражение»; познакомить детей с составными частями микроскопа и дать элементарные навыки работы с ним; показать детям, что окружающие предметы меняют цвет, если посмотреть на них через цветные стекла.
Опытно-экспериментальная деятельность :
1. «Все увидим, все узнаем».
2. «Таинственные картинки»
3. «Отражение».
4. «Микроскоп».
5. «Мы - лаборанты» и др.
Выход: Дети пришли к выводу, что оконное стекло, зеркало, стеклянная ваза способны отражать; что лупа увеличивает предметы, их лучше видно; что окружающие предметы меняют цвет, если посмотреть на них через цветные стекла; что микроскоп используют для увеличения объектов, и он состоит из объектива, окуляра, тубуса, предметного столика, отражающего зеркала, фокусировочного механизма, штатива.
Консультация для родителей.
Уважаемые родители! Мы предлагаем Вашему вниманию:
Консультация для родителей «Чего нельзя и что нужно делать для поддержания интереса детей к познавательному экспериментированию».
Мастер-класс «Опыты в домашних условиях».
Информационный стенд «Элементарные опыты и эксперименты с водой».
Открытый просмотр организованной образовательной деятельности «Лаборатория Горелкина».
Конкурс совместных работ детей и родителей «Смастерили мы фонтан».
Участие родителей в детской исследовательской деятельности «Фокусы с магнитами».
Песочный театр сказка «Золушка».
Семейная экскурсия в Музей занимательных наук «Экспериментаниум» (г. Москва, ул. Бутырская, д. 46/2, где каждый может принять непосредственное участие в опытах и экспериментах.
Ш. О. У. «Сферический кинотеатр» (г. Москва, ул. Бутырская, д. 46/2, где зрители оказываются внутри сферы-киноэкрана и смотрят удивительные научные фильмы, которые проецируются прямо на потолок.