Назия Равильевна Вахрушева
Конспект НОД по опытно-экспериментальной деятельности с детьми старшей группы на тему «Знакомство с опасным явлением-грозой»
▼ Скачать + Заказать документы
Программное содержание
1. Образовательные задачи:
- уточнить представления детей об опасных явлениях природы, дать элементарные научные знания о грозном явлении природы – гроза, расширить представления детей о признаках надвигающейся грозы, громе и молнии; закрепить правила поведения во время грозы;
- продолжать учить составлять творческие рассказы и из личного опыта;
- уточнить представления детей о художественных средствах выразительности;
2. Развивающие задачи:
- развивать познавательный интерес, продолжать учить детей анализировать, сравнивать, делать выводы и умозаключения;
Публикация «Конспект НОД по опытно-экспериментальной деятельности с детьми старшей группы на тему „Знакомство с опасным явлением-грозой“» размещена в разделах
- Безопасность жизнедеятельности. ОБЖ в детском саду
- Гроза, молния
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Погода и природные явления
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2016
- продолжать развивать речь – рассуждение.
3. Воспитательные задачи:
- воспитывать умение работать в паре.
Материал к НОД:
1. Репродукция картин художников: Шишкина И. И. «Перед грозой», Левитана Я. И. «Лето», Ильясова А. «Перед грозой», Ромашина Н. А. «Перед грозой», Саврасова А. К. «Перед грозой», Ковальчук С «Ясный день», Ладыгина О. «Солнечный день».
2. Две коробочки красного и жёлтого цвета.
3. Десять карточек с названиями явлений природы.
4. Листочки, фломастеры.
5. Пластиковые бутылки 0,5 по количеству детей.
6. Мелкий бисер, кусочки льда.
7. Воздушные шарики по количеству детей.
8. Шерстяные тряпочки или шарфы.
9. Компьютер.
10. Стихотворение.
Ход НОД:
- Ребята, мне очень хочется поделиться с Вами одной новостью. Подойдите ко мне, пожалуйста. (Дети подходят к воспитателю)
- Вы знаете, что такое Интернет? (ответы детей)
Интернет – это самый массовый источник информации, средство общения, источник развлечений… Так вот, по Интернету я дома получила послание от Вовки из тридевятого царства, тридевятого государства. Хотите его послушать? (ответы детей)
- Давайте пройдем к компьютеру. (Дети садятся на стулья, воспитатель включает звуковое письмо): «Здравствуйте, ребята! Я знаю, что Вы очень умные, любите читать познавательные книжки, проводить разные опыты, экспериментировать. Василиса Премудрая задала мне 2 очень трудных вопроса. А я не знаю, как на них ответить. Помогите мне, пожалуйста».
- Ребята, поможем Вовке?
- Первый вопрос (читает): на карточках написаны названия явлений природы. Какие из этих явлений опасные, а какие безопасные для человека? Послушайте, что нужно сделать: прочитайте название природного явления, если Вы считаете, что оно опасное для человека, положите карточку в красную коробочку, а если оно безопасное – в жёлтую коробку. (Самостоятельная работа детей в паре – каждая пара работает с одной карточкой. Карточки: роса, гром, солнце, гроза, радуга, смерч, дождь, буря, облако, молния).
- Давайте проверим, правильно ли Вы ответили на первый вопрос.
Воспитатель достает карточки из красной коробочки и читает, потом из жёлтой. Дети оценивают правильность выполнения задания.
- На первый вопрос ответили правильно. А какой второй вопрос? (читает) Расскажите всё, что Вы знаете о грозе (ответы детей).
- Гроза – это бурное ненастье с дождём, громом и молнией. А можно ли предвидеть приближение грозы? (Ответы детей)
- Посмотрите на картины художников. На каких из них изображена природа перед грозой? Как Вы догадались? (рассказы детей, обобщение воспитателя: «На горизонте можно заметить скопление облаков. Они быстро надвигаются и вскоре занимают всё небо, которое начинает по особенному меняться. Затем сверху из надвигающейся тучи сверкает молния, раздаются оглушительные раскаты грома»)
- А хотите посмотреть, как меняется предгрозовое небо? (показ слайдов с 1-6)
- Отгадайте загадку: "Раскаленная стрела дуб свалила у села"? (молния).
- Что такое молния? (Ответы детей). Вы её видели? Нарисуйте на листочке линиями, какая она была (работа с фломастерами).
- Оказывается, молнии бывают разные. Хотите на них посмотреть? (Показ слайда 7).
- Чем отличаются эти молнии? (Ответы детей)
(Пояснения воспитателя:
1. Линейная молния, которая имеет вид разветвляющей линии.
2. Жемчужная молния – редкое и красивое явление. Имеет вид светящихся шариков, напоминает собой жемчуг нанизанный на нитку.
3. Шаровая молния - довольно редкое явление, имеет форму шара, груши, бывает красного, жёлтого, оранжево-красного цвета).
– Внимательно наблюдая за грозами, можно заметить, что молнии бывают различного цвета (показ слайда 8). По цвету молнии можно судить о свойствах окружающего воздуха: вспышка красного цвета – в облаке дождь, голубого – град, желтого – пыль. Белый цвет говорит о том, что воздух очень сухой.
– Молния – это не просто вспышка света, а ещё электрический разряд большой мощности. Представим себе, что это пластиковая бутылка – грозовое облако. Возьмите себе такое облачко. (Дети берут пластиковую бутылку и свободно встают около воспитателя).
– Внутри этого облака находятся капельки воды, пылевые частицы и кусочки льда. Ветер двигает облака и внутри всё движется, перемещается с большой скоростью вверх и вниз. (Дети перемещаются по группе, взбалтывая содержимое емкости, наблюдают за перемещением содержимого в бутылке).
– Все предметы, которые находятся в облаке, отталкиваясь и разбиваясь, наращивают напряжение электрического поля. И когда его напряжение достигает определенной силы, происходит разряд – сверкает молния.
(Воспитатель приглашает всех собраться в одно большое облако).
– Мы и сами можем смоделировать маленькую молнию. Хотите? Опыт следует проводить в темном помещении, иначе ничего не будет видно. Давайте пройдем в приемную. (Выходят в раздевалку, окно завешено одеялами).
– Нам потребуется два продолговатых воздушных шарика. Одновременно натрем их об шерстяную кофточку (шарф, тряпочку). (Показ воспитателем). Воздух, наполняющий шары электризуется. Если шарики сблизить, оставив между ними небольшой зазор, то от одного к другому начнут проскакивать искры и услышим слабое потрескивание – маленькую копию грома при грозе. (Показ).
(Дети экспериментируют в паре. Делятся своими впечатлениями).
- Давайте снова пройдем к компьютеру.
- А что такое гром? (Треск разрядов). Одинаковый ли он бывает? (Ответы детей.) Хотите послушать раскаты грома? (Показ слайдов с 9-11)
- Опасен ли гром для человека? (Гром безопасен, он вестник того, что молния миновала).
- Очень часто гроза сопровождается страшными явлениями природы (Показ слайдов с 12-15).
- Как Вы думаете, какую опасность они несут людям? (Ответы детей).
- Много неприятностей оставляют за собой эти страшные явления природы. (Показ слайдов с 16-21).
- Ну вот гроза прошла. И снова в природе наступает затишье.
- Закройте глаза и представьте картину, как оживает природа. (Звучит музыка: природа после грозы).
- Что Вы представили, поделитесь с нами. (Рассказ детей).
- Молодцы!
- А вот какими видят затишье фотографы. (Показ слайдов с 22- 25).
И вот как описывают состояние природы после грозы поэты.
(чтение детьми отрывков из стихотворения Пшеничниковой Ядвиги «После грозы»)
Всему есть конец, Как всему есть начало.
Утихла стихия, И солнце блистало.
А туча ворчала,- «Начнём всё с начала»,
И редкими вспышками тьму освещала.
И ветру вернуться назад приказала.
Но вольница – ветер, сильнее на свете,
Свободу любил, и приказ не заметил.
Омытая ливнем, природа дышала,
И нежилась зелень в каплях воды.
Струились потоки горячего пара,
К белому облаку новой грозы
И радуга радостно в небе сияла,
Как знак примирения, света и тьмы.
- Ребята, а Вы знаете правила поведения во время грозы? Хотите проверить себя?
Мультимедийная игра (слайды 26-33).
Пояснения воспитателя: выберите картинку с правильным поведением людей во время грозы. При правильном выборе прозвучат аплодисменты.
- Все ли мы с Вами вспомнили о грозе?
- Думаю, что мы сможем помочь Вовке. Давайте вечером напишем ему письмо с ответами, а я отправлю его по электронной почте.
Список использованных источников и литературы
1. Погода [Текст]/[Виктор Викторов].- М. :ЗАО «Аргументы и факты», 2005.- 56с. -(Детская энциклопедия: познавательный журнал для девочек и мальчиков / ред. Владимир Поляков; №3- 2005).
2. Большая энциклопедия начальной школы. Вопрос – ответ Сергеев Б. Ф., Томилин А. Н. : Издательство: ОЛМА Медиа Групп. - М., 2011.
3. От чего зависит цвет молнии? – Режим доступа: http://class-fizika/narod.ru/pog4/htm
4. Фотоизображения – Режим доступа http://images.yandex.ru
5. Эти удивительные молнии: какие они бывают? – Режим доступа: http://ecos./org.ya/?p=184