Буденная Светлана
Конспект совместной образовательной деятельности по речевому развитию «Знакомство со звуком [и]»
▼ Скачать + Заказать документы
КОНСПЕКТ СОВМЕСТНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ПО РЕЧЕВОМУ РАЗВИТИЮ
(подготовка к обучению грамоте)
С ДОШКОЛЬНИКАМИ СТАРШЕЙ ГРУППЫ
Мумука знакомит со звуком «И» (его символом)
Воспитатель 1 квалификационной категории
Буденная С. В.
Цель: Знакомство со звуком и буквой «И».
Задачи:
Образовательные
Публикация «Конспект совместной образовательной деятельности по речевому развитию „Знакомство со звуком [и]“» размещена в разделах
- Буква И и звук [И]. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» июль 2018
• Закреплять понятие «гласный звук», на примере звука «И».
• Закреплять понятие «согласный звук».
Развивающие
• Развивать слуховое и зрительное восприятие, память, мышление.
• Развивать фонематическое восприятие.
• Учить выделять звук «И» в начале, в середине и в конце слов.
• Учить анализировать звуковой ряд из двух элементов, составлять звуковые схемы слов.
Воспитательные
• Воспитывать интерес к окружающему миру.
• Способствовать воспитанию эмоциональной отзывчивости, стремления доставлять радость окружающим.
.
Оборудование: схемы звукового анализа для каждого ребенка, снежинки с текстами загадок, фишки разного цвета (синие, зеленые, красные, магнитная доска, для каждого ребенка: девайсы, листы для обводки букв, листы с раскрасками.
Виды детской деятельности : игровая, двигательная, коммуникативная.
Ход совместной деятельности
I. Организационный момент
Воспитатель: Давайте возьмемся за руки и передадим друг другу хорошее настроение:
Собрались все дети в круг.
Я твой друг и ты мой друг.
Крепче за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся.
А теперь улыбнемся нашим гостям и поздороваемся.
Сегодня к нам должна была прийти маленькая коровка Мумука, но она рано утром позвонила мне и извинилась за то, что не сможет нас навестить, так как у нее заболел друг-маленький Барашек и его надо срочно навестить.
Мумука очень хотела поделиться с вами новостью.
Дело в том, что на скотном дворе она увидела лошадку, но не просто маленькую, а совсем-совсем маленькую. Эта лошадка все время радостно и тоненько и-и-кала. Вот так: И-И-И!
Мумуке захотелось повторить эту песенку, но, вспомнив слова моей мамы про свой главный «коровий» звук, она произнесла так: МИ-МИ-МИ!
Наша маленькая коровка надеется, что новый звук вам тоже очень понравится.
А чтобы мы на нее сильно не обижались, прислала вот этот конверт.
II. Основная часть
Ребята, давайте уточним кого же это увидела Мумука на скотном дворе (жеребенка). Правильно, совсем-совсем маленькая лошадка это детеныш лошади.
А теперь попробуем повторить песенку жеребенка (И-И-И).
Губы растягиваем в улыбке, открываем рот и произносим «И»
Игра «Услышишь звук «И» - хлопни в ладоши» - выделение звука «И» на фоне слова.
А теперь посмотрим насколько вы внимательны, услышите ли вы среди множества различных звуков звук «И»; когда услышите хлопните в ладоши:
мел, суп, слива, снег, кит, осьминог, лист, крыша, изюм.
Молодцы.
Вот Мумука сказала новый звук, а что такое звук? (это то, что мы слышим и произносим)
Звуки с вами говорим,
Произносим и кричим,
Шепчем, воем, слышим. (Мария Лэнг «Стихи о буквах и звуках»)
– Как вы думаете, звук «И» какой (гласный? Почему (он поется, при его произношении нет преград?
Воздух свободно идёт через рот,
Нет препятствий разных.
Голос участвует, голос зовёт.
Звук получается гласный…. (В. Берестов)
– С какими еще гласными звуками нас познакомила Мумука («у», «о», «а»?
Игра «Угадай по движению губ» (гласные звуки «у», «а», «о», «и»)- отгадывание звука по беззвучной артикуляции.
Представим себе, что мы находимся далеко друг от друга и ничего не слышим, видим только движение губ. Надо угадать какой гласный звук я пытаюсь произнести.
Игра «Поймай звуки – верни слово» -игра с мячом
Мумука с легкостью образует слова из услышанных ею звуков. Давайте и мы попробуем из услышанных звуков сложить слова :
у-м а-у с-о-н н-о-с у-х-о
о-к-н-о м-а-м-а з-и-м-а ш-у-б-а р-у-к-а
Слова могут быть короткими и длинными, т. е. могут состоять из 1 слога, из 2 слогов и т. д. Предлагаю сесть за столы в начале тех у кого имя состоит из 1 слога, затем – из 2 слогов инаконец из 3 слогов.
Синтез слова из двух звуков, составление звуковой схемы :
(у каждого на столе схемы на два звука и фишки синего и красного цвета)
Давайте вспомнимкакое короткое слово произнесла Мумука, услышав веселое и-и-канье жеребенка (МИ) :
-Сколько в слове МИ звуков? (два)
-Какой первый звук? (звук «М»)
-Он поется, или что-то мешает при его произношении? (не поется)
-Значит какой это звук? (согласный, звонкий, мягкий, обозначается зеленым цветом)
-Какой второй звук? (звук «И»)
-Он поется, или что-то мешает при его произношении? (поется)
-Значит какой это звук? (гласный, обозначается красным цветом)
Раздается звонок от Мумуки
Воспитатель: Мумука говорит, что на ее пути к маленькому Барашку возникли трудности – широкий ров, который не перепрыгнуть; она огорчена и не знает, что ей делать.
Ребята, мы ей чем-то можем помочь? (ответы детей – построить мостик)
Игра «Отгадай загадки и построй мост» - в ответах содержится звук «и».
Надо не только слово отгадать, но и указать местонахождение звука «И» в слове, затем взять фишку соответствующего цвета:
-звук «и» первый в слове –фишка синего цвета;
-звук «и» в середине слова – фишка зеленого цвета;
-звук «и» последний в слове – фишка красного цвета
и выложить мостик на своем столе из фишек разного цвета.
Предметы природы, которые дышат,
Растут, размножаются, бегают, слышат,
Могут ходить и вертеть головой, —
Это предметы природы. (живой)
Прорастает сквозь снежок,
К солнечным лучам цветок,
Маленький и нежный,
Беленький … (подснежник).
Сами гнезда они вьют
И заливисто поют.
Могут быстро в небо взвиться.
Кто же это? Это. (птицы)
Из меня плетут корзины,
Мои ветки тонки, длинны,
У воды расту, плаксива.
Угадали кто я? - (ива)
Очень важная он птица,
И привык собой гордиться.
Поскорей ответь, мой друг.
У индюшки есть -. (Индюк)
Умники! Вот мы и помогли Мумуке.
Физкультминутка (дети встали, закрыли глаза)- произнесение звуков с разной интонацией.
Открываем мы глаза,
Вдох - и долго тянем: "а - а- а - а. " (голос звучит тихо на одном уровне)
Утром солнышко взошло,
Снизу вверх мы тянем: " о- о - О – О…"(звук голоса звучит с повышением)
Днем по горкам ездим мы: " И – И – И – И ".(звук голоса звучит громко на одном уровне)
Ночью смотрим на звезду,
Сверху вниз слетаем : "У - У - у - у".(звук голоса звучит с понижением)
Знакомство с буквой И.
Звуки четко произносим,
Слушаем внимательно.
А вот буквы правильно читаем.
Пишем их старательно.
Анализ внешнего вида буквы:
Звук «И» обозначается вот такой буквой «И».
Две палочки прямые,
Меж ними ремешок.
Он снизу вверх направо
Идёт наискосок.
Изображение буквы пальцами :
Построим из пальцев букву «И».
Указательные пальцы
Словно столбики застыли.
Средний левой чуть нагнулся,
Пальца правой дотянулся.
А теперь напечатаем букву «И» - работа с девайсами.
Ребята, предлагаю сделать подарок для Мумуки-вот на этих листочках обвести гласную букву «И» красным карандашом. Но в начале разомнем наши пальчики:
Пальчиковая гимнастика:
Был холодно и братцы,
Начали отогреваться.
Этот – в бане, этот – в ванне,
Этот – греется в кармане,
Этот – в мамином платке,
Этот – в нашем кулаке.
То-то теплое местечко,
Греет пальчик, словно печка.
Дети за столами обводят красными карандашами гласную букву «И».
III. Рефлексия:
Все ребята молодцы. Хорошо отвечали на вопросы, были активными и внимательными. Если и вам все понравилось, предлагаю взять улыбающегося смайлика, а если что-то не понравилось – то грустного.
Буква «И» детей любила всем раскраски подарила.