МААМ-картинки

Конспект занятия по речевому развитию «Ознакомление со звуком [Д] и буквой «Д»

Виктория Казакова
Конспект занятия по речевому развитию «Ознакомление со звуком [Д] и буквой «Д»
▼ Скачать + Заказать документы

Конспект непосредственно-образовательной деятельности с детьми старшей группы по образовательной области «Речевое развитие» (подготовка к обучению грамоте) на тему: «Ознакомление со звуками [д], [д’] и буквой Дд».

Интеграция образовательных областей:

«Социально-коммуникативное развитие»;

«Физическое развитие»;

«Художественно-эстетическое развитие».

Задачи:

Образовательная область «Речевое развитие» :

Публикация «Конспект занятия по речевому развитию „Ознакомление со звуком [Д] и буквой „Д“» размещена в разделах

1) познакомить детей со звуками [д], [д’] и буквой Дд;

2) отрабатывать умение выделять заданный звук в слове, определять его место в данном слове на примере звуков [д], [д’];

3) продолжить обучение фонетическому анализу слов;

4) совершенствовать навык чтения слогов с новой буквой Дд;

5) расширять и совершенствовать словарный запас детей.

Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие» :

1) формировать в детском коллективе взаимопонимание, доброжелательность, ответственность, самостоятельность, инициативность;

2) воспитывать у детей культуру поведения во время проведения фронтальных занятий.

Образовательная область «Физическое развитие» :

1) развивать мелкую и общую моторику;

2) учить снимать физическое и эмоциональное напряжение.

Художественно-эстетическое развитие :

1) Закреплять умение конструирования из пушистой проволоки;

2) Развивать воображение;

3) Совершенствовать навыки работы с карандашами.

Методы и приемы:

- практические: составление слов из букв, конструирование буквы Дд из синельной (пушистой) проволоки, письмо буквы Дд в тетрадях.

- наглядные: демонстрация иллюстраций с изображением предметов, похожих на букву Дд, предметов, названия которых начинаются с буквы Д, самой буквы Дд.

- словесные: дидактическое упражнение «подбери букву», звуковой анализ и синтез слогов и слов, составление предложений.

Логика образовательной деятельности:

1. Организационный момент

Ребята, сегодня я принесла вам бусы. Сейчас я подойду к каждому и вы возьмете себе по одним. Давайте посмотрим как бусы могут перемещаться из одной ладони в другую: сначала комком, потом покажем во всю длину их и таким образом переместим из ладони в ладонь, а теперь попробуем закрытыми глазами. А сейчас давайте бросим их на коврик и посмотрим, что у нас получилось, что за фигуру мы можем увидеть? (поочереди дети называют, что у них изображено, на какую букву начинается и изучали ли мы ее). А теперь давайте соберем бусы обратно. ( Результат: создание эмоционального положительного фона занятия).

2. Дидактическое упражнение «Подбери букву»

Перед детьми на магнитной доске расположены буквы.

Воспитатель. А теперь я попрошу каждого из вас назвать звук, с которого начинается название вашей игрушки, и подобрать букву, которой обозначается этот звук. Дети подбирают соответствующую букву и называют звук, с которого начинается название игрушки.

( Ожидаемый результат: развитие навыков звуко-буквенного анализа)

3. Сообщение темы занятия. Знакомство с характеристиками звука [д]

Воспитатель. Ребята, посмотрите, у меня в руках тоже оказалась игрушка. Кто это? (в руках хомяк)

На какой звук начинается слово «хомяк»?

Давайте вместе произнесем этот звук. Почувствуйте, когда произносим этот звук, язык прижимается к зубам. Значит во рту есть преграда для звука.

- Как вы думаете, звук [д] – гласный или согласный?. Почему?

Дети. Звук [д] согласный. Потому что его нельзя петь; воздух при произношении звука встречает на своем пути препятствие.

- Каким цветом мы обозначаем согласные звуки? (Согласные звуки мы обозначаем синим цветом.)

- Звук [д] глухой или звонкий? (Звук [д] звонкий.)

- Звук [х] твердый или мягкий? (звук [х] твердый.)

Далее подробная работа над звуком [Д’].

А теперь я буду произносить различные звуки и слоги, слова, а вы должны будете хлопнуть, если услышите звук [д] и топнуть, если услышите звук [д’].

Для задания предлагается следующий материал: дар, друг, день, дом, дождь, ладья, медведь, дуб, судья, дно, добро.

Дети слушают звуки, слоги, слова, которые произносит воспитатель, хлопают, когда услышат звук [д], топают, когда услышат звук [д’]. Найдя, звук [д] или [д’], дети определяют его место в слове.

( Ожидаемый результат: развитие фонематического восприятия. Дети умеют слышать и находить место звука [д] в словах)

Физкультминутка

Хомка-хомка хомячок

Полосатенький бочок

Щечки моет, глазки трет.

Подметает хомка хатку

И выходит на зарядку.

Раз два три четыре пять:

Хомка сильным хочет стать

4. Знакомство с буквой Д

Воспитатель предлагает детям пройти за столы. Демонстрирует изображение буквы Дд.

Воспитатель. Ребята, кружком какого цвета может быть обозначена буква Д в схемах слов? (Буква Д может быть обозначена синим кружком, если она обозначает твердый звук [д]; или зеленым кружком, если обозначает мягкий звук [х].)

Воспитатель. Посмотрите внимательно на доску, найдите среди картинок изображения предметов, похожих на букву Д.

( Результат деятельности: дети запоминают, как выглядит буква Д)

5. Закрепление зрительного образа буквы

Воспитатель. Мы будем создавать портрет нашей буквы.

Дети выкладывают букву д из синельной (пушистой проволоки)

( Результат деятельности: каждый ребенок без зрительной опоры самостоятельно может изобразить букву д)

6. Пальчиковая гимнастика Хлеб

Дождик, дождик, поливай (Указательным пальцем постукивать по ладони другой)

- Будет хлеба каравай (образовать перед собой круг руками)

- Будут булки, будут сушки, (похлопывать поочередно одной ладонью другую)

- Будут вкусные ватрушки. (соединить большой и указательный пальцы рук вместе, образовывая большой круг)

7. Работа в тетрадях

Воспитатель. Посмотрите на страницу слева. Что вы на ней видите? Воспитатель предлагает детям раскрасить сначала обе буквы Дд, уточняя, каким цветом и почему дети будут раскрашивать. (Раскрашивать будем синим цветом, потому что буква Д согласная.)

Воспитатель. А теперь положите синие карандаши и посмотрите, как правильно писать букву Д. (воспитатель показывает на доске и проговаривает, как пишется буква).

Напишите четыре больших и три маленьких буквы по точкам.

( Результат деятельности: дети умеют печатать букву Дд).

8. Зрительная гимнастика

На доску прикреплены машинки, которые направляются от буквы Д до гласных букв по дорожкам разных цветов – «Лабиринт». Воспитатель предлагает детям глазками проследить путь автомобиля и составить слоги с буквой Д. Дети выполняют зрительную гимнастику, составляют слоги с буквой Д, выполняют звуко-буквенный анализ слогов. ( Ожидаемый результат: дети умеют составлять и читать слоги с буквой Д)

9. Выработка умения составлять и читать слова с буквой Х

Воспитатель. Перед вами лежат конверты. Найдите среди букв, находящихся в конверте, букву Д. Положите перед собой. Теперь найдите любую гласную букву и составьте слог, состоящий из этой буквы и буквы д.

Воспитатель предлагает нескольким детям прочитать свой слог, охарактеризовать звуки, из которых он состоит.

Воспитатель. А теперь достаньте из конверта все буквы и постарайтесь сложить из них слово. Из скольких слогов состоит ваше слово? Где располагается звук Д в вашем слове : в начале, в середине или в конце.

При затруднении воспитатель произносит индивидуально каждому ребенку слово, которое тот должен сложить из букв. Объясняются значения непонятных слов.

( слова для составления: дом, дед, дуб, мода, дно, вода, сад, дым, дар, два)

10. Подведение итога занятия.

Воспитатель. Скажите, с какой новой буквой мы сегодня познакомились?

Какие звуки она может обозначать?

Придумайте слово, которое начинается со звука [д].

Придумайте слово, в котором звук [д’] стоял бы в середине слова?.

Оценка работы детей.

Публикации по теме:

Конспект индивидуального занятия по развитию слухового восприятия и обучению произношению «Слова и фразы со звуком [З]» ИНДИВИДУАЛЬНОЕ ЗАНЯТИЕ слабослышащим дошкольником МБДОУ «Детский сад № 39» города Ставрополя учитель-дефектолог Доровских Т. И. «РАЗВИТИЕ.

Конспект НОД по речевому развитию «Ознакомление со звуками [Х], [Х’] и буквой» Х «» Конспект непосредственно-образовательной деятельности с детьми подготовительной группы по образовательной области «Речевое развитие» (подготовка.

Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной к школе группе «Ознакомление с буквой и звуком [Ц]» Программное содержание Задачи: Образовательные: ознакомление с буквой Цц и звуком [ц]. Формирование навыка чтения слогов и слов с новой.

Конспект НОД по развитию речи Знакомство с звуком [Ж] в старшей группе Цель: Упражнять детей в отчётливом произношении звука «ж»; познакомить со чистоговоркой. ЗАДАЧИ: Образовательные: научить, правильно произносить.

Конспект НОД в старшей группе «Знакомство со звуком [У] и буквой У»Конспект НОД в старшей группе «Знакомство со звуком [У] и буквой У» Конспект НОД в старшей группе «Знакомство со звуком [у] и буквой У» «Знакомство со звуком «У» и буквой «У» Программное содержание: 1.

Конспект занятия по грамоте в старшей группе «Знакомство со звуком [А] и буквой А» Ягоды лесные и садовые Материал: демонстрационный материал, Презентация «Звук и буква Аа», рабочие тетради 1 часть, цветные карандаши,.

Конспект занятия по обучению грамоте «Знакомство с буквой Л и звуком [Л]» Цель: Знакомство со звуком и буквой «Л» Задачи: Познакомить со звуком и буквой «Л», учить определять место звука в слове, мягкость и твёрдость.

Методическая разработка НОД по речевому развитию «Ознакомление с художественной литературой» Тема: «Чтение русской народной сказки Волк и семеро козлят» Цель: Расширить знания детей о русской народной сказки, предложить детям вспомнить.

Знакомство со звуком и буквой «Ш» Тема: Звук и буква Ш (на основе технологии Гомзяк О. С. «Комплексный подход к преодолению ОНР у дошкольников») Цели: корекционно-образовательная:.

Конспект занятия «Буратино в гостях у детей. Знакомство со звуком [Р] и буквой Р» ТЕМА: Знакомство со звуком [Р] и буквой «Р» «Буратино в гостях у детей» ЦЕЛЬ: Учить выделять звук [р]: изолированно в слогах, в словосочетаниях.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия по речевому развитию «Ознакомление со звуком [Д] и буквой «Д»
Опубликовано: 16 апреля 2018 в 09:31
+13Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект занятия по речевому развитию «Ознакомление со звуком [Д] и буквой «Д»» (включая файлы) размещена пользователем Виктория Казакова (УИ 161548) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Календарь
21 декабря 2024 суббота
Конспекты предновогодних творческих занятий.

Приглашаем принять в творческом конкурсе новогодних поделок
Добавьте фото на новогодний конкурс
22 декабря 2024 воскресенье
Благодарим тех, кто подарил нам жизнь.
Поздравляем энергетиков с профессиональным праздником!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД