Виктория Казакова
Конспект занятия по речевому развитию «Ознакомление со звуком [Д] и буквой «Д»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект непосредственно-образовательной деятельности с детьми старшей группы по образовательной области «Речевое развитие» (подготовка к обучению грамоте) на тему: «Ознакомление со звуками [д], [д’] и буквой Дд».
Интеграция образовательных областей:
«Социально-коммуникативное развитие»;
«Физическое развитие»;
«Художественно-эстетическое развитие».
Задачи:
Образовательная область «Речевое развитие» :
Публикация «Конспект занятия по речевому развитию „Ознакомление со звуком [Д] и буквой „Д“» размещена в разделах
- Буквы Д, Т и звуки [Д], [Т]. Конспекты занятий
- Буквы. Знакомимся с буквами и звуками
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Обучение грамоте. Конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2018
1) познакомить детей со звуками [д], [д’] и буквой Дд;
2) отрабатывать умение выделять заданный звук в слове, определять его место в данном слове на примере звуков [д], [д’];
3) продолжить обучение фонетическому анализу слов;
4) совершенствовать навык чтения слогов с новой буквой Дд;
5) расширять и совершенствовать словарный запас детей.
Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие» :
1) формировать в детском коллективе взаимопонимание, доброжелательность, ответственность, самостоятельность, инициативность;
2) воспитывать у детей культуру поведения во время проведения фронтальных занятий.
Образовательная область «Физическое развитие» :
1) развивать мелкую и общую моторику;
2) учить снимать физическое и эмоциональное напряжение.
Художественно-эстетическое развитие :
1) Закреплять умение конструирования из пушистой проволоки;
2) Развивать воображение;
3) Совершенствовать навыки работы с карандашами.
Методы и приемы:
- практические: составление слов из букв, конструирование буквы Дд из синельной (пушистой) проволоки, письмо буквы Дд в тетрадях.
- наглядные: демонстрация иллюстраций с изображением предметов, похожих на букву Дд, предметов, названия которых начинаются с буквы Д, самой буквы Дд.
- словесные: дидактическое упражнение «подбери букву», звуковой анализ и синтез слогов и слов, составление предложений.
Логика образовательной деятельности:
1. Организационный момент
Ребята, сегодня я принесла вам бусы. Сейчас я подойду к каждому и вы возьмете себе по одним. Давайте посмотрим как бусы могут перемещаться из одной ладони в другую: сначала комком, потом покажем во всю длину их и таким образом переместим из ладони в ладонь, а теперь попробуем закрытыми глазами. А сейчас давайте бросим их на коврик и посмотрим, что у нас получилось, что за фигуру мы можем увидеть? (поочереди дети называют, что у них изображено, на какую букву начинается и изучали ли мы ее). А теперь давайте соберем бусы обратно. ( Результат: создание эмоционального положительного фона занятия).
2. Дидактическое упражнение «Подбери букву»
Перед детьми на магнитной доске расположены буквы.
Воспитатель. А теперь я попрошу каждого из вас назвать звук, с которого начинается название вашей игрушки, и подобрать букву, которой обозначается этот звук. Дети подбирают соответствующую букву и называют звук, с которого начинается название игрушки.
( Ожидаемый результат: развитие навыков звуко-буквенного анализа)
3. Сообщение темы занятия. Знакомство с характеристиками звука [д]
Воспитатель. Ребята, посмотрите, у меня в руках тоже оказалась игрушка. Кто это? (в руках хомяк)
На какой звук начинается слово «хомяк»?
Давайте вместе произнесем этот звук. Почувствуйте, когда произносим этот звук, язык прижимается к зубам. Значит во рту есть преграда для звука.
- Как вы думаете, звук [д] – гласный или согласный?. Почему?
Дети. Звук [д] согласный. Потому что его нельзя петь; воздух при произношении звука встречает на своем пути препятствие.
- Каким цветом мы обозначаем согласные звуки? (Согласные звуки мы обозначаем синим цветом.)
- Звук [д] глухой или звонкий? (Звук [д] звонкий.)
- Звук [х] твердый или мягкий? (звук [х] твердый.)
Далее подробная работа над звуком [Д’].
А теперь я буду произносить различные звуки и слоги, слова, а вы должны будете хлопнуть, если услышите звук [д] и топнуть, если услышите звук [д’].
Для задания предлагается следующий материал: дар, друг, день, дом, дождь, ладья, медведь, дуб, судья, дно, добро.
Дети слушают звуки, слоги, слова, которые произносит воспитатель, хлопают, когда услышат звук [д], топают, когда услышат звук [д’]. Найдя, звук [д] или [д’], дети определяют его место в слове.
( Ожидаемый результат: развитие фонематического восприятия. Дети умеют слышать и находить место звука [д] в словах)
Физкультминутка
Хомка-хомка хомячок
Полосатенький бочок
Щечки моет, глазки трет.
Подметает хомка хатку
И выходит на зарядку.
Раз два три четыре пять:
Хомка сильным хочет стать
4. Знакомство с буквой Д
Воспитатель предлагает детям пройти за столы. Демонстрирует изображение буквы Дд.
Воспитатель. Ребята, кружком какого цвета может быть обозначена буква Д в схемах слов? (Буква Д может быть обозначена синим кружком, если она обозначает твердый звук [д]; или зеленым кружком, если обозначает мягкий звук [х].)
Воспитатель. Посмотрите внимательно на доску, найдите среди картинок изображения предметов, похожих на букву Д.
( Результат деятельности: дети запоминают, как выглядит буква Д)
5. Закрепление зрительного образа буквы
Воспитатель. Мы будем создавать портрет нашей буквы.
Дети выкладывают букву д из синельной (пушистой проволоки)
( Результат деятельности: каждый ребенок без зрительной опоры самостоятельно может изобразить букву д)
6. Пальчиковая гимнастика Хлеб
Дождик, дождик, поливай (Указательным пальцем постукивать по ладони другой)
- Будет хлеба каравай (образовать перед собой круг руками)
- Будут булки, будут сушки, (похлопывать поочередно одной ладонью другую)
- Будут вкусные ватрушки. (соединить большой и указательный пальцы рук вместе, образовывая большой круг)
7. Работа в тетрадях
Воспитатель. Посмотрите на страницу слева. Что вы на ней видите? Воспитатель предлагает детям раскрасить сначала обе буквы Дд, уточняя, каким цветом и почему дети будут раскрашивать. (Раскрашивать будем синим цветом, потому что буква Д согласная.)
Воспитатель. А теперь положите синие карандаши и посмотрите, как правильно писать букву Д. (воспитатель показывает на доске и проговаривает, как пишется буква).
Напишите четыре больших и три маленьких буквы по точкам.
( Результат деятельности: дети умеют печатать букву Дд).
8. Зрительная гимнастика
На доску прикреплены машинки, которые направляются от буквы Д до гласных букв по дорожкам разных цветов – «Лабиринт». Воспитатель предлагает детям глазками проследить путь автомобиля и составить слоги с буквой Д. Дети выполняют зрительную гимнастику, составляют слоги с буквой Д, выполняют звуко-буквенный анализ слогов. ( Ожидаемый результат: дети умеют составлять и читать слоги с буквой Д)
9. Выработка умения составлять и читать слова с буквой Х
Воспитатель. Перед вами лежат конверты. Найдите среди букв, находящихся в конверте, букву Д. Положите перед собой. Теперь найдите любую гласную букву и составьте слог, состоящий из этой буквы и буквы д.
Воспитатель предлагает нескольким детям прочитать свой слог, охарактеризовать звуки, из которых он состоит.
Воспитатель. А теперь достаньте из конверта все буквы и постарайтесь сложить из них слово. Из скольких слогов состоит ваше слово? Где располагается звук Д в вашем слове : в начале, в середине или в конце.
При затруднении воспитатель произносит индивидуально каждому ребенку слово, которое тот должен сложить из букв. Объясняются значения непонятных слов.
( слова для составления: дом, дед, дуб, мода, дно, вода, сад, дым, дар, два)
10. Подведение итога занятия.
Воспитатель. Скажите, с какой новой буквой мы сегодня познакомились?
Какие звуки она может обозначать?
Придумайте слово, которое начинается со звука [д].
Придумайте слово, в котором звук [д’] стоял бы в середине слова?.
Оценка работы детей.