Титовец Майя Григорьевна
Конспект совместной деятельности взрослого и ребенка «Путешествие в шахматное королевство»
▼ Скачать + Заказать документы
Совместной деятельности взрослого и ребенка по реализации дополнительной общеразвивающей образовательной программы социально-педагогической направленности для детей 5-7 лет «Черно-белый мир»
«Путешествие в шахматное королевство»
Цель: развитие интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста через игру в шахматы.
Программное содержание:
Публикация «Конспект совместной деятельности взрослого и ребенка „Путешествие в шахматное королевство“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Шахматы. Конспекты шахматных занятий
- Шашки, шахматы. Материалы для обучения детей
- Темочки
Продолжать знакомить детей с шахматным королевством, формировать представление о шахматной доске, понятием «горизонталь», «вертикаль», «диагональ».
Продолжать знакомить с шахматными фигурами; развивать интерес к игре.
Упражнять детей с расстановкой фигур перед шахматной партией.
Закреплять и расширять знания детей о правилах игры в шахматы.
Развивать логическое мышление, внимание, память, умение отгадывать загадки про шахматные фигуры, наблюдательность, настойчивость в достижении цели, ответственность за принятие решений.
Материал и инструменты: посылка, стихотворения о шахматах, чудесный мешочек с шахматами, черные и белые плащи, шахматная доска.
Воспитатель: Ребята, сегодня я получила посылку от жителей Шахматного королевства. Послушайте, что они нам пишут.
Здравствуйте, дорогие ребята! В нашем сказочном шахматном королевстве случилось большое несчастье. Злой волшебник разрушил его, а нас заточил в подземелье. Помогите нам! А пропуском в нашу страну вам послужат волшебные плащи.
Воспитатель: Ребята, что же нам делать? Нужно выручать жителей шахматного королевства. (Ответы детей)
А вам не будет страшно? Ведь мы с вами собираемся в королевство! А если дети ссорятся, не умеют себя правильно вести, не умеют пользоваться волшебными словами, себя сдерживать, уступать другим, то и нас злой волшебник заколдует, и мы навсегда останемся в этом королевстве. Вы меня возьмете с собой? (Ответы детей)
Воспитатель: но тогда надеваем волшебные плащи и летим на помощь к жителям шахматного королевства. (Ответы детей)
(Дети под музыку летят)
Воспитатель: Вот мы и в сказочной стране. И правда все разрушено. Только разбросаны отдельные поля. И жителей не видно. Что же нам делать?
Дети: Нужно восстановить город, и тогда вернуться все жители.
Воспитатель: А вы знаете как это сделать? Из чего состоит шахматная доска?
Дети: На шахматной доске чередуются поля черного и белого цвета.
Ребенок читает стихотворение
«Шахматная доска»
Доску, положив на столик,
Ты представь, что это поле.
Только в поле том не грядки-
Клетки в шахматном порядке.
В поле много есть дорожек
Будь и смел, и осторожен.
Вверх пойдешь по вертикали,
Вправо по горизонтали
А с угла на угол, вдаль
Нас ведет диагональ.
(Дети выполняют задание) «Шахматная доска»
Воспитатель: Молодцы, ребята! Теперь кроме полей на доске мы видим проспекты и улицы. Это линии: горизонтали, вертикали и диагонали. Горизонтали проходят слева-направо, вертикали сверху-вниз, а диагонали наискосок.
Игра «Покажи проспекты и улицы»
А вот и жители шахматного королевства.
Игра «Чудесный мешочек» Жители шахматного королевства очень любят различные игры. Самая любимая игра у них «прятки». Я предлагаю вам поиграть с ними. Найдите фигуру в мешочке на ощупь и угадайте какая это фигура.
Дети на ощупь угадывают фигуры и выкладывают их на столе.
Игра «Кто быстрее соберет фигуры для сражения». Но больше всего на свете шахматные фигуры любят проводить сражения. Перед сражением войска выстраиваются в строгом порядке. Как же нам это сделать?
Дети: (можно расставить фигуры на поле с помощью стихотворения)
Ребенок читает стихотворение и расставляет фигуры на шахматной доске
"Я смотрю на первый ряд,
По краям ладьи стоят"
"Рядом вижу я коней,
Нет фигуры их хитрей"
"Меж коней заключены
Наши славные слоны".
"И еще два поля есть,
А на них король и ферзь".
А теперь без спешки
Идут на место пешки".
Дети выкладывают фигуры на шахматных досках.
Воспитатель: Ребята, жители шахматного королевства очень вам благодарны за помощь, и предлагают отгадать загадки из шахматной шкатулки.
Игра «Загадки из шахматной шкатулки»
В шкатулке» находятся вопросы, давайте попробуем на них ответить.
И первое его задание: что это? (Воспитатель показывает поле, затем шахматную доску). А что больше поле или шахматная доска?
–А как показать пальчиками поле? (Дети показывают, соединив четыре пальца в виде квадрата).
– Отгадайте загадку: «Маленькая, удаленькая много полей вперёд прошла и фигуру нашла»
–Конечно, Пешка! Именно она, смелая, храбрая Пешка.
–Что ещё можете сказать о пешках? Они стоят на переднем строю,
закрывают своим строем всех больших фигур. И ходят только вперёд, и не могут перешагивать сразу через несколько полей. Потому что это солдаты - пехотинцы. Они не должны быстро продвигаться. И них приказ: «Только вперёд! Ни шагу назад!». И они же первыми вступают в бой и многие из них погибают в поле сражения. Но если с боем, с «синяками» и «шишками» прорвётся пешка до последней линии горизонтали шахматной доски, в награду Пешке предоставляется право превратиться в любую фигуру, кроме короля.
Воспитатель: - Как ходит пешка?
Ребенок читает стихотворение
–Король вам задаёт новую загадку
«Стою на краю, откроют путь–
я пойду. Только прямо хожу, как зовут, не скажу» (Дети отгадывают)
–Это Ладья
Ребенок читает стихотворение
В каждом войске по сколько фигур ладьи.
– Отгадайте загадку:
«Не живёт в зверинце,
Не берёт гостинцы,
По косой он ходит,
Хоботом не водит».
–Это слон, –отвечают дети.
Ребенок читает стихотворение
Есть чернопольные и белопольные слоны и перемещаются они по полям (диагоналям) своего цвет
– Отгадайте загадку:
«Какая самая могучая и сильная фигура в шахматах?»
Дети: (Ферзь)
–В чем заключается сила ферзя?
–Он может передвигаться, как две фигуры сразу: ладья и слон–по горизонталям и вертикалям и по диагоналям, он один соединяет в себе свойства сразу двух фигур: ладьи и слона.
–Слушаем следующую загадку Шахматного короля :
«Какая фигура может перепрыгивать через свои и чужие фигуры?»
–Конь, –отвечают дети.
–Да, слон и конь примерно равны по силе.
–Слушаем следующую загадку Шахматного короля :
–В шахматном войске есть самая главная фигура, кто это?
Дети:
–Это Король. Но как это понимать?
–Это значит, что ферзь хотя и сильная фигура, но без него игра может продолжаться. А без короля ни в коем случае. Король руководит сражением, и он должен находится в самом безопасном месте под надежной охраной своих телехранителей.
Воспитатель: Вы молодцы, очень славно потрудились и поиграли. Вам понравилось. (Ответы детей). Жители шахматного королевства благодарят вас за помощь, вручают вам золотые медали и присваивают вам звание Почетный житель «Шахматного королевства». А это значит, что мы еще много раз побываем в этой замечательной стране.
Воспитатель: А сейчас нам пора возвращаться домой. (Дети под музыку улетают)
- Какая фигура не может стоять рядом с такой же другого цвета и почему?
- Сколько линий на доске и как они называются?
- Где стоят ладьи на доске до начала игры?
- Какие слоны никогда не столкнуться?
- Как взаимодействует ферзь со своими пешками и фигурами?
- Между какими фигурами на доске стоит конь?
Воспитатель: Молодцы, ребята. Вы правильно ответили на все вопросы шахматной шкатулки. И. вас жители шахматного королевства приглашают поучаствовать в сражении.
Шахматные войска готовы. Пора приступить к сражению. Вы уже узнали, как передвигаются фигуры и пешки. И сейчас я предлагаю вам попробовать свои силы, сыграть самую простую партию в шахматы. Как начинающие игроки мы с вами сыграем только пешками, остальные фигуры можно убрать с доски. Вам нужно довести одну из свои пешек до противоположного края доски, до поля превращения и превратить ее в ферзя. Игра закончилась.
Воспитатель: Вы молодцы, очень славно потрудились и поиграли. Вам понравилось. (Ответы детей). Жители шахматного королевства благодарят вас за помощь, вручают вам золотые медали и присваивают вам звание «Почетный житель «Шахматного королевства». А это значит, что мы еще много раз побываем в этой замечательной стране.
Воспитатель: А сейчас нам пора возвращаться домой. (Дети под музыку улетают на шариках).