Алена Преснякова
Сценарий праздника-игры «Шахматное королевство» в дошкольной группе учреждения дополнительного образования
Выполнил:
Преснякова Алёна Евгеньевна
Педагог дополнительного образования
МБУ ЦВР ДО «Общение поколений» г. о. Самара
Цель: популяризовать шахматы среди воспитанников, прививать детям стойкий интерес к игре в шахматы.
Задачи:
- закрепить знания детей названий шахматных фигур, их передвижений на шахматной доске, умение на ней ориентироваться.
- упражнять в умении отгадывать загадки.
Публикация «Сценарий праздника-игры „Шахматное королевство“ в дошкольной группе учреждения дополнительного образования» размещена в разделах
- Кружковая работа. Дополнительное образование
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Шахматы. Сценарии развлечений
- Шашки, шахматы. Материалы для обучения детей
- Темочки
- создать праздничное настроение детям.
Оборудование: колесо удачи из картона, три шахматные доски и фигуры, мягкая игрушка лисичка, деревянные фигурки лисы и деревьев, пластиковая банка с рулончиками на которых нарисованы шахматные фигуры.
Декоративное оформление группы : располагаем на стене силуэты шахматных фигур белых и черных.
Воспитатель: Добрый день, ребята! Сегодня мы с вами, прикоснемся к чарующему волшебному миру деревянных фигур, и я верю - вы подружились с игрой мудрецов. И надеюсь, что вы мои юные шахматисты пронесете эту любовь и привязанность через всю жизнь.
Ребята послушайте сказку, которую сочинили наша учащаяся девочка Алиса и ее мама. А пока вы внимательно слушаете, можно изучить иллюстрацию подготовленную автором. Обратите так же внимание, как необычно оформлена сегодня наша группы. И это не случайно. Мы будем играть и фантазировать!
Сказка
В одном большом городе жила-была маленькая лисичка по имени Алиса со своей семьёй, и она была очень любопытной и любознательной. Однажды перебирая вещи у бабушки лисы и дедушки лиса, она наткнулась на загадочную коробочку в клетку. Эта клетка была черно-белая. Открыв коробку, лисенок Алисенок увидела разные фигуры и побежала к дедушке с расспросами!
Дедушка лис хорошо играл в шахматы. Он рассказал, как называются все фигуры, там были и слоны и кони, король с королевой и целый отряд пешек и научил лисенка Алису играть в шахматы!
А теперь ребята мы с вами разгадаем загаданное слово. Слушайте внимательно:
Скучно было детворе
Ранним утром во дворе
Знаю я игру одну-
Сказал ребятам Петя
Где б я ни был и везде
В нее играют дети
В игре той есть ладья и ферзь,
Слон, конь и пешек ряд,
Его хранит отряд.
А возглавляет всех король-
Хочу задание вам дать
Игры название угадать!
Дети выкладывают из букв слово: Шахматы!
. Девиз шахматистов всего мира, звучит так.
Ребята хором: Все мы одна семья!
Вся в квадратах – белых, черных-
Деревянная доска, А ряды фигур точеных – Деревянные войска. Люди их передвигают, Коротают вечера, Дети в шахматы играют – Гениальная игра! Я буду шахматам учиться- Это в жизни пригодиться. Я хочу умнее стать И в турнирах побеждать Шахматы - игра сильнейших! Для ума заряд дает, Волю, стойкость воспитает, Логику всем разовьет!
Ребята вам понравилась сказка?
Ой, ребята, посмотрите к нам в группу пришел лисенок Алисенок. Он будет наблюдать, как проходит наш праздник и подсказывать нам если это потребуется.
Воспитатель показывает игрушечную лисичку детям, располагает ее рядом с шахматной доской.
Воспитатель: А сейчас нам с вами нужно перевоплотиться в любимые шахматные фигуры. Ребята давайте сделаем сами своими руками ободки на голову, выберем какая вам фигура больше всего нравится, ее вырежем и закрепим на полоске белой бумаги.
Чудесная мастерская: дети самостоятельно вырезают черные шахматные фигуры из бумаги и приклеивают их на ободок из белой бумаги.
А пока вы заняты творчески, я вам почитаю:
Вся в квадратах - белых, черных -
Деревянная доска,
А ряды фигур точеных -
Деревянные войска.
Люди их передвигают,
Коротают вечера,
Люди в шахматы играют -
Гениальная игра!
Чтобы в шахматы играть,
Надо все законы знать:
Как поставить доску нам,
По каким ходить полям,
Где ладья стоит, где слон,
Где король воссел на трон.
Конь с ферзем дополнит ряд,
Пешек их прикрыл отряд,
Вот и армия в строю,
Не уронит честь в бою.
Воспитатель: Шахматы любят и знают во всех уголках нашей планеты. Прежде они считались изысканной забавой мудрецов и властителей, но постепенно завоевали умы и сердца всех. А пришла эта игра из далекой и загадочной Индии много-много веков назад….
Много сегодня ребята мы сказали о шахматах. Но что это за такая загадочная, необыкновенная шахматная страна?
Это чудо из чудес
Всем известно с детства
Ждёт ребят как дар с небес
Шахмат королевство.
Показываем детям две фигуры короля и королеву.
Рассказываем, как ходят король и королева. Вспоминаем, что такое шах и мат, как делается рокировка. Напоминаем, что у королевы есть и другое название - ферзь, что в переводе значит «советник».
Далее последовательно представляем все фигуры шахматного королевства.
Демонстрируем шахматные фигуры пешки :
Мы - шахматные Пешки,
В бою не любим спешки.
Шагаем лишь вперёд,
Назад - не знаем такой ход.
Припев: За нами «офицеры»,
За нами «короли»,
Ладьи и «королевы»,
И конные полки.
Налево и направо,
Мы «бить» имеем право.
В конец доски придём -
Фигуру новую берём.
Демонстрируем шахматные фигуры : ладьи.
Видимо, ладьи упрямы,
Если ходим только прямо.
Не идём наискосок.
Так от края и до края,
Может двигаться она
Это башня боевая,
Неуклюжа, но сильна.
Демонстрируем шахматные фигуры : кони.
Прыгнет конь. Подкова звяк!
Необычен каждый шаг!
Буква «Г» и так и сяк,
Получается зигзаг!
И повадки у лошадки,
Необычны и смешны,
Притаится, словно в прятки,
И скакнёт из-за спины
Демонстрируем шахматные фигуры : слоны
Если слон на белом поле,
Встал вначале (не забудь)
Он другой не хочет доли -
Знает только белый путь!
А когда на поле чёрном,
Слон стоит, вступая в бой,
Ходит, правилам покорный,
Чёрной тропкой слон такой.
До конца игры слоны, цвету одному верны.
Воспитатель: Прошу всех ребят обратить внимание, посмотрите - как стоят шахматные фигуры на шахматной доске.
Белый отряд, чёрный отряд
Друг против друга два войска стоят,
Строгий порядок в отряде одном,
Точно такой же в отряде другом.
В каждом отряде - ты сам погляди.
Оба угла занимают ладьи.
Рядом с ладьями кони видны
Рядом с конями встали слоны,
Кто же посередине?
Ферзь с королём - самые главные в войске своём
А перед всеми - ладьёй и конём,
Перед слоном, королём и ферзей -
Пешки - малышки стали стеной
Им начинать этот сказочный бой.
«ШАХМАТЫ!». Это же великая игра царей, настоящее военное сражение.
Немногие из детей владеют этим мастерством, но все хотят научиться. Ребята вы многое знаете об этой занимательной игре.
Игра – загадки колесо удачи.
Давайте разгадаем несколько загадок. Мы будем крутить колесо удачи, если вам попадется черная фигура, вы отгадываете загадку, если выпадает белая фигура, вы пропускаете ход.
На каких полях ничего не растет? (шахматных)
Из каких досок не строят теремок? (шахматных)
Какой формы шахматная доска? (квадратная)
Как ходит пешка? (только вперед)
Какая шахматная фигура остается на доске до конца игры? (король)
Как бьет пешка? (наискосок)
У какого слона нет хобота7 (у шахматного)
Какой шахматной фигуре можно объявить шах и мат? (королю)
Сколько коней в начальном положении у одного игрока (два)
А ферзей, а королей (один)
Превращается ли пешка в короля? (нет)
Воспитатель: А теперь друзья мои мы переместимся за круглый стол и проведем викторину. Мы с вами по очереди будем брать из банки свитки-рулончики, развернем и посмотрим: если попалась черная фигура, то мы отгадываем загадку, если белая, то мы играем в игру.
Попалась черная фигура задаем вопросы:
Сколько пешек одного цвета расположено на доске в начале партии (8)
Как ходит король? (по горизонтали, по вертикали, по диагонали, но только на одну клеточку.)
Что нужно поставить противнику, чтобы победить?
Какого цвета шахматные фигуры у игрока, начинающего партию первым? Что будет, если пешка дойдет до другого конца доски? Буквой Г ходит одна из шахматных фигур : какая? Между какими фигурами на доске стоит конь? Какая фигура ходит только по диагонали?
Попалась белая фигура играем в игры:
1. Игра: чудесный мешочек, угадай фигуру на ощупь.
2. Игра: «Кто быстрее расставит начальную позицию шахмат». На шахматной доске расставляем фигуры.
3. Игра: собери пазл, назови какая шахматная фигура у тебя получилась. (Конь).
4. Игра: что изменилось. Фигуры расставлены на шахматной доске в изначальную позицию. Проверяем с детьми вместе. Поговариваем. Потом закрываем глаза, в этот момент две фигуры меняем местами. И просим ребят сказать, что изменилось.
Молодцы, вы с честью справились с испытаниями!
Воспитатель: Друзья перед нами последнее испытание. Очень важное!
Игра помоги лисенку Алисенку найти самый короткий путь к домику. Когда на шахматной доске выставлены препятствия (деревянные деревья). Передвигаться мы можем только так, как ходит ладья, или как ходит ферзь, или слон. Ходит по доске деревянная лисичка.
Лисенок Алисенок: Какие вы добрые и умные ребята! Мне пора расставаться с вами. Очень мне понравилось у вас на празднике, с нетерпением буду ждать ещё приглашений. Я возвращаюсь домой, но буду дальше наблюдать за тем, как вы изучаете шахматы. А неизученного, ещё очень-очень много. Это и комбинации, дебюты, миттельшпили, эндшпили и многое другое. До встречи!
Воспитатель: Вот заканчивается наша встреча. Надеемся, что вы будете делать правильные ходы не только в игре, но и в жизни. Мы будем ждать, и верить в ваши будущие победы!