Татьяна Мальгина
Занятие по аппликации «По мотивам сказа П. П. Бажова «Серебряное копытце» для детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Занятие по аппликации «По мотивам сказа П. П. Бажова “Серебряное копытце” для детей старшего дошкольного возраста.
Цель: развивать творческие способности детей через создание иллюстраций к произведениям П. П. Бажова.
Задачи:
Продолжать формировать познавательные, художественно – творческие способности детей.
Формировать интерес к творчеству великого русского писателя П. П. Бажова посредством различных форм выразительности.
Закреплять у детей умение создавать образ и сюжетную композицию, самостоятельно применяя освоенные приемы вырезания ножницами.
Закреплять у детей навыки работы с бумагой и другими материалами.
Формировать композиционные умения – размещать вырезанные элементы в соответствии с сюжетом.
Развивать мелкую моторику рук, уверенность в своих силах.
Воспитывать эстетические чувства, аккуратность при выполнении работы, воспитывать чувство пропорциональности композиции.
Материал: выставка книг по произведениям П. П. Бажова; экспозиция из сказки П. П. Бажова «Серебряное копытце», цветная бумага, готовые шаблоны козленка и девочки (подготовленные заранее, простые карандаши, клей, ножницы, салфетки, вата.
Предварительная работа: чтение сказки П. П. Бажова «Серебряное копытце», рассматривание иллюстраций, просмотр мультфильма, подготовка шаблонов к аппликации для создания композиции к сказу «Серебряное копытце».
1. Введение. Рассказ педагога.
Ребята, скажите, как называется край, в котором мы живём?
Край, в котором мы живём, называется Уралом. Край очень красивый в любое время года Красоту нашего края воспели в своих стихах многие поэты. Честь человеку, что любит свой край.
Если живёшь на Урале,
Летом, зимой ли-его познавай!
Ясны и пасмурны дали.
Больше ходи по зелёным лесам.
Издавна здесь узнавали
Новости птичьи по их голосам.
Сколько секретов откроешь-не счесть!
Краю родному уральскому-честь! (А. Горская)
Урал очень древний край. Людей сюда привлекали Уральские горы, которые тянутся с севера на юг на две тысячи километров. В этих старых горах скопились залежи полезных ископаемых, которые нужны человеку: угля и железной руды, меди и никеля, хрома и асбеста, золота и знаменитых уральских самоцветов.
– А кто знает, что такое самоцветы? (Выслушать ответы детей)
Самоцветы – это камни. Но камни особые: очень красивые, прозрачные, цветастые, яркие. Никто не окрашивал их – они сами, от природы, такие: переливаются, сверкают, светятся разными цветами. Поэтому их и называют самоцветами. Самоцветы очень редкие и дорогие камни.
Самоцветы добывают только в нескольких места во всём мире. Урал не зря называют самоцветным – здесь обнаружены многие самоцветные камни, в том числе и драгоценные. Уральская подземная кладовая самоцветов – самая богатая в мире. Об этих камнях, о богатстве Уральской земли слагали много легенд, сказов. Самым знаменитым уральским сказителем, был П. П. Бажов. Павел Петрович не понаслышке знал о металле, руде, самоцветах, ведь его дед и отец были горнозаводскими мастерами. Он очень любил свой край, его природу. Его интересовало всё, что связано с Уральскими горами, с их богатством. Он много общался с простым народом, собирал легенды, которые ему рассказывали рабочие горных заводов. А потом эти легенды перелагал в сказы, жанр, который он придумал сам. Кто помнит, что такое сказ? Правильно. (сказ – это сказка на основе достоверных фактов, легенд с некоторым вымыслом).
П. П. Бажов много сказов подарил не только уральскому народу, но и всему миру. А с какими сказами П. П. Бажов вы уже знакомы? Обратить внимание на выставку книг.
А мы сегодня поговорим о сказе “Серебряное копытце”. Мы с вами уже знакомы с этим произведением. Проведём викторину, за правильный ответ- «самоцвет».
Вопросы:
-Кто главные герои этого сказа? (Кокованя, Дарёнка, козлик Серебряное копытце.)
-Как звали кошку девочки? (Мурёнка)
-Как Дарёнка оказалась у деда Коковани? (захотел взять сиротку, скучно одному жить)
-Почему Дарёнка пошла со стариком жить? (он был добрый, понравился ей. В доме, где она жила, её обижали).
-Где жили Кокованя и Дарёнка? (в лесу, в сторожке)
-Какую сказку чаще всего любила слушать Дарёнка? (про козлика, у которого на правой ножке серебряное копытце).
-Сколько раз подходил козлик Серебряное копытце к дому лесника? (три)
-Почему именно Дарёнке показался Серебряное копытце? Чем эта девочка ему так приглянулась? (добрая, смелая, открытая, чистая и наивная душа, без каких-то корыстных целей).
-Молодцы.
2. Подготовка к аппликации.
Посмотрите на эту картину (иллюстрация из сказа).
- Сейчас вы тоже сможете сами сделать подобную картину. Но сначала ответьте на вопрос:
– Что выбивал своей правой ножкой Серебряное копытце? (самоцветы).
3. Объяснение педагога:
У вас на столе у каждого заготовлены полоски цветной бумаги, заранее приготовленные шаблоны козлика и девочки.
Сначала мы «построим» (нарежем полоски) дом из полосок коричневого цвета.
Затем вы приготовите из цветной бумаги “драгоценные камни” (с помощью обрывной техники). Формы определённой у них нет, поэтому форму самоцветов вы придумываете сами и затем наклеите их под копытце оленя. Под какую ножку будем наклеивать “камешки”? (под правую). Далее будем собирать нашу композицию.
Обязательно провести инструктаж по правилам работы с ножницами и клеем.
Подготовим пальчики. Пальчиковая гимнастика «Дом».
Пусть мой домик кос и крив, (Сложить ладони, образовав «крышу»)
Посмотри, как он красив. (Посмотреть на «домик» со всех сторон)
Видишь – из окошка выглянула кошка! (Изобразить кошку)
Ветер воет: «У-у-у! В клочья домик разорву!» (Сильно подуть на «домик») Но он крепкий, домик мой,
Хоть косой он и кривой! (Сблизить ладони, покачать соединенными ладонями влево — вправо)
Пусть неделю ветер воет –
Домик мой меня укроет! (Поднять «крышу» над головой)
4. Практическая часть.
Отдохнули, продолжаем, нашу работу, приклеиваем детали, составляем композицию: где будет домик, козлик стоит на крыше, девочка смотрит на козлика, завершаем композицию сугробами, их можно сделать из ваты. И конечно не забываем, что выбивал козленок копытцем? (драгоценные камни).
Молодцы ребята!
5. Рефлексия. Открытый выход.
Методы, приемы: вопросы, беседа, закрепление, переход в другую деятельность.
Ребята, посмотрите, какая красота у нас получилась, вам нравится? Что вам
понравилось больше всего? С чем вы справились легко, а что вызвало затруднения? (ответы детей). Я думаю наша композиция займет достойное место в творческом уголке нашей группы. А я предлагаю эту сказку не только изобразить, но и показать, для этого нам с вами нужно будет распределить роли, подобрать костюмы, декорации, выучить слова. Согласны? (ответы детей). Вот и здорово! Сегодня все были молодцы,
замечательно занимались, все справились с заданием!