Анастасия Громова
Конспект СОД с детьми старшей группы с тяжёлым нарушением речи и общим недоразвитием речи «В гостях у весны»
▼ Скачать + Заказать документы
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 38 компенсирующего вида
Невского района Санкт-Петербурга
Конспект совместной деятельности с детьми старшей группы (Тяжёлое нарушение речи, общее недоразвитие речи)
тема: "В гостях у Весны"
Составила воспитатель
старшей группы «Лучики»
Громова А,Н,
Санкт-Петербург
2023
Цели и задачи:
Образовательные:
Публикация «Конспект СОД с детьми старшей группы с тяжёлым нарушением речи и общим недоразвитием речи „В гостях у весны“» размещена в разделах
- Весна. Все материалы на весеннюю тему
- Весна. Конспекты занятий, НОД на весеннюю тему
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Коррекционные занятия. Конспекты для коррекционных групп
- ОВЗ. Конспекты занятий, НОД
- ОНР. Конспекты занятий
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
• Закрепление представлений о весне и её приметах. Уточнение, расширение и активизация словаря по теме: «Весна» (Весна, солнце, облака, сосульки, капель, проталинки, лужа, ручей, ледоход, первоцветы, перелётные птицы, насекомые, быстрый, прозрачный, первый, длинный, таять, пригревать, капать, пригревать, таять, грохотать, расцветать, расцветать, прилетать.
• Формировать умение находить связь между изменениями в неживой и живой природе (много света и тепла, следовательно таит снег, растут растения, просыпаются животные, насекомые, прилетают птицы.)
• Совершенствование грамматического строя речи ( образование слова: ледоход)
• Совершенствование навыка слогового анализа и синтеза слов.
• Закрепление навыка определение звуков «М» и «К» в словах
• Упражнять в умении классифицировать птиц по принципу «зимующие - перелётные»
Развивающие
• Развитие зрительного, слухового внимания, мышления, памяти, координации речи с движением, тактильной чувствительности.
• Развивать ассоциативное мышление, память и воображение.
Воспитательные
• Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, ответственности.
• Воспитание бережного отношения к природе.
Интегрируемые образовательные области: «Познание», «Коммуникация», «Социализация», «Здоровье».
Оборудование:
• мультимедийный проектор;
• Ноутбук
• ЭОР, презентация "В гостях у Весны";
• Звуковые эффекты
• Разрезные картинки
• Демонстрационный материал «Весенние месяцы»
• Музыкальная тропинка
Используемые технологии:
• информационно-коммуникативные технологии;
• игровые технологии;
• здоровьесберегающие технологии (динамическая пауза - выполнение требований СанПиН 2.4.1.2660-10 к продолжительности учебных занятий для детей)
• Мнемотехника
• Технология Проблемного обучения
• Технология сотрудничества
Литература:
• Добро пожаловать в экологию /часть 2/ Автор-составитель: О. А. Воронкевич Санкт-Петербург «Детство – пресс» 2003 г
• Конспекты подгрупповых логопедических занятий в старшей группе детского сада для детей с ОНР. Автор: Нищева Н. В. Санкт – Петербург «Детство –Пресс» 2012 г.
• Волшебный мир звуков и слов. Автор: Пожиленко Е. А. Москва гуманитарный издательский центр «ВАЛДОС» 1999 г.
Ход работы
I. Организационный момент
Ребята посмотрите, у меня есть три картины, но они с загадками, художник не дорисовал какие-то детали, на месте этих деталей он поставил знаки вопроса. Нужно разгадать загадки и узнать, что не дорисовал художник.
Давайте посмотрим, что за время года изображено на картинках? (Весна)
И всё равно не понятно, что же спрятано под знаками вопросов, но тут есть подсказка…. (это признаки весны)
Мы с вами много что знаем о весне, и о признаках весны, но трудно понять какие именно признаки спрятаны под знаками вопроса.
Давайте обратимся за помощью к самой Весне! Она живёт в волшебной стране, и что бы туда попасть надо произнести волшебные слова, закликать весну :
Жаворонки прилетите
Весну красну нам принесите
Зима нам надоела
Весь хлеб у нас поела!
___СЛАЙД___ВЕСНА___
-Посмотрите какая она красивая, что она делает? (Пробуждает землю, осыпает цветами)
-Здравствуй Весна, Помоги нам пожалуйста: у нас с ребятами есть три весенние картины с загадками, художник под знаками вопросов спрятал какие то признаки весны, помоги нам разгадать какие именно признаки там спрятаны.
*** Звукозапись___
(Здравствуйте, я вам конечно помогу. Только вам нужно с моими сыновьями братцами месяцами повстречаться, у каждого из них есть свои признаки. Но они у меня большие затейники вы с ними поиграйте, и они вам обязательно помогут разгадать загадки.)
-А как нам их найти?
*** Звукозапись___
(Надо назвать их имена и они появятся, только сразу все вместе они не могут прийти, только по очереди Удачного путешествия) Исчезает
-Ребята, а сколько этих братьев месяцев вы знаете? (Три)
-А какие у них имена? (как называются вес. Месяцы) (Март, Апрель, Май)
-Так…. что бы появился первый братец месяц нам надо его позвать по имени.
-Как называется первый вес. Месяц? (Март)
___СЛАЙД___МАРТ___
-Здравствуй Март помоги нам на картинках загадки разгодать!
*** Звукозапись___
(Я вам обязательно помогу, а вы со мной поиграйте)
___СЛАЙД ___СОЛНЦЕ___
Так тут вопрос от Марта:
-Почему Солнце, это его верный помощник? (потому что оно помогает природу пробудить от долгого зимнего сна)
-Но ведь зимой тоже солнце светит, может оно весной другое, Какое солнышко весной?
ИГРА: СОЛНЫШКО КАКОЕ?
(Яркое, тёплое, ласковое, лучистое, доброе)
-А как с солнышком можно поиграть? (Пускать солнечных зайчиков)
-Поиграем с солнышком…
Динамическая пауза
Солнечный мой заинька
Прыгнул на ладошку
Солнечный мой заинька
Маленький мой крошка,
Прыг на носик, на плечё,
Прыг на лобик и опять
На плече давай скакать.
___А ВОТ И ПЕРВЫЙ ПРИЗНАК ДЛЯ НАШЕЙ КАРТИНЫ___
-Засеяло солнышко, одарило нашу землю теплом, и что стало со снегом?
___СЛАЙД ___ПРОТАЛИНКИ___
Он стал таять и появляются что? (проталинки)
-Сосчитаем сколько слогов в этом слове? ПРО-ТА-ЛИН-КИ (Четыре)
___КАРТИНКА ОТГАДКА___
___ ЗВУК : КАПЕЛЬ___
-Послушайте что это за звук?
-Откуда капают капельки? (с крыш, с веток деревьев)
-Как называется явление, когда всё весной тает и капает? (Капель)
___СЛАЙД___КАПЕЛЬ___
-Накапало целую лужу, а в луже ЗАГАДКА:
Висит за окошком
Кулёк ледяной
Он полон капели
И пахнет весной. (Сосулька)
___СЛАЙД___СОСУЛЬКА___
___КАРТИНКА ОТГАДКА___
___ ЗВУК: ПЕНИЕ ПТИЦ___
-А это что за звук? Давайте послушаем, что это за чудесное пение.
-Кто это поёт? (Птицы)
-Мы знаем, что птицы прилетают к нам весной из жарках стран, а сможем мы их по голосам узнать, давайте попробуем?
ГОЛОСА ПТИЦ: Появление слайдов: (птицы по очереди)
-А птички, ещё решили с нами поиграть: собрались вместе и вот какую загадку придумали:
___СЛАЙД __ ПТИЦЫ ИГРА ___
-Кто с нами зимовал, какие птицы зимующие, а какие перелётные?
___КАРТИНКА ОТГАДКА___
___ЗВУК ЖУРЧАНИЕ РУЧЕЙКА___
-Что вы слышите? На что похож, этот звук? (Да, это ручеек поет, встречая весну)
-Что можно сказать о ручейке? Какой он?
РУЧЕЁК КАКОЙ? (быстрый, глубокий, прозрачный, холодный, разговорчивый, журчащий).
-Побежим за ним посмотрим куда он нас приведёт…
___КАРТИНКА ОТГАДКА___
___СЛАЙД__ ДОМИК АПРЕЛЯ___
-Интересно, кто здесь живёт наверное второй весенний месяц, надо его позвать и он появится. (АПРЕЛЬ)
*** Звукозапись___
(Здравствуйте, я Апрель, поиграйте со мной и я вам помогу)
-Вот первое задание: Подумайте почему Апрель называют весна воды?
(потому что повсюду тает снег, бегут ручьи)
-Ручьи собираются в большие лужи, и дальше бегут в реки, Вот поэтому посмотрите повсюду вода. Реки переполняются, и воде становится тесно подольдом, лёд трескается и идёт по воде.
-Кто вспомнит как называется явление когда лёд идёт по воде? (ЛЕДОХОД)
___СЛАЙД__ ЛЕДОХОД___
___КАРТИНКА ОТГАДКА___
-Лёд тает, снег тает много воды кругом, а солнышко всё сильнее и сильнее припекает, вода испаряется и превращается в облака.
___СЛАЙД__ ОБЛАКА___
-Посмотрите на небо оно уже не такое как было зимой, оно голубое - голубое, а сколько облаков много…
-А облака какие как можно про них сказать?
ОБЛАКА, КАКИЕ? (белые, пушистые, мягкие, воздушные)
Такие облака называются кучевые, именно весной таких облаков много, смотря на эти облака можно фантазировать, они всё время в когото превращаются. Давайте и мы пофантазируем!
НА ЧТО ПОХОЖИ ОБЛАКА?
___КАРТИНКА ОТГАДКА___
-Пойдёмте дальше по этой тропинке, но эта тропинка не простая, а волшебная, чтобы попасть на другую полянку каждый должен пройти по ней и выполнить магическое заклинание. Посмотрите я пройду первая, а вы за мной повторяйте.
___МУЗЫКАЛЬНАЯ ТРОПИНКА___
А…., О, У, И (идём по лесенки и поём)
___СЛАЙД__ ПОЛЯНКА С ПРОРОСТАЮЩИМИ ЦВЕТАМИ ___
-Посмотрите мы вышли на полянку, а на ней прямо из под снега пробиваются какие-то цветочки. Что бы узнать, что это за цветочки нам надо выполнить задание, вот в этих конвертах. (Собери картинку и назови свой цветок)
РАЗРЕЗНЫЕ КАРТИНКИ_(на липучках)
-Возьмите конверты? Что в них? (разрезные картинки). Их надо собрать и назвать и назвать какой цветочек получился.
___СЛАЙДЫ__ ВЕСЕННИИ ЦВЕТЫ___
___КАРТИНКА ОТГАДКА___
___ ЗВУК: РЫЧАНИЕ МЕДВЕДЯ___
-Ой, ой, ой, а кто это так рычит? (МЕДВЕДЬ)
-А как вы думаете от почему он так рычит? (Потому что, он проснулся после зимней спячки, и очень голоден, а еще у него могли родится детёныши, и он их защищает, по этому так грозно рычит.
-Давайте притаимся и понаблюдаем за ним
___СЛАЙД__ МЕДВЕДЬ В БЕРЛОГИ___
-Ребята подумайте, кто ещё просыпается после зимней спячки? (ёж)
-А что еще меняется в жизни зверей весной? (меняют шубки)
-А ещё у зверей появляются детё ныши:
_____СЛАЙД ЗВЕРИ И ДЕТЁНЫШИ___
-Назовите у кого кто?
___КАРТИНКА ОТГАДКА___
___ ЗВУК: ГРОМ___
-Ой какой шум и грохот, всех зверей распугал, Что это за шум? (ГРОМ)
-А после грома начинается что? (ДОЖДЬ)
___СЛАЙД __ ДОЖДЬ___
-Скорее бегите под зонт!
-Послушаем дождь. Что можно сказать о дожде, какой он весенний дождь?
ДОЖДЬ КАКОЙ? (сильный, тёплый, мокрый).
-После такого сильного дождя снега совсем не осталось.
___СЛАЙД __ДОМИК МАЯ___
-А мы с вами оказались возле домика где живёт третий весенний месяц.
-Давайте его позовё м: (Май)
*** Звукозапись___
-Здравствуйте ребята я вам тоже помогу загадки моих братьев вы уже разгадали, теперь мои разгадайте!
-Первая загадка:
После дождя бывает,
Пол неба закрывает
Дуга красивая цветная
Появится, потом растает
Что это за чудо из чудес? (Радуга)
___СЛАЙД __РАДУГА___
___КАРТИНКА ОТГАДКА___
КОНВЕРТ СО СТИХОТВОРЕНИЕМ
-Посмотрите, под радугой конверт следующие, а в нём следующее задание.
-Тут стихотворение и нам надо его запомнить рассказать Маю.
-А мы с вами умеем зарисовывать стихи, давайте так и сделаем.
-Садитесь берите карандаши.
ЗАРИСОВКА
Распустился ландыш в мае
В саамы праздник в первый день
Май цветами провожая
Распускается сирень
___КАРТИНКА ОТГАДКА___
-Сколько цветов май подарил, как красиво Май в народе называю «Цветень». Теперь понятно почему….
-Вот и всё наше путешествие подходит к концу.
-Нам надо возвращаться, а что бы вернуться, нужно выполнить последнее задание от самой весны.
-Я прочитаю вам рассказ, а вы должны узнать что бывает, а чего не бывает весной.
РАССКАЗ:
Первый месяц весны называется Январь. Как наступает весна, так начинает ярче светить солнце, оно уже не такое как зимой, его лучи греют землю. Дети строят скворечники, сажают цветы, собирают опавшую листву, загорают и купаются в море, готовятся к празднику 8 марта, Достают тёплые шубы, что бы не замёрзнуть. Повсюду всё тает и появляются сосульки, что бы не заболеть нужно каждый день съедать по одной сосульки.
---
-Вот мы и вернулись в группу мы собрали много примет надо теперь вспомнить какой месяц, какие приметы подарил и разместить их на наших картинах.
Оценка.