Ирина Владимировна Кудряшова
Конспект совместной деятельности педагога и детей «Игры со льдом»
▼ Скачать + Заказать документы
Программное содержание:
1. Формировать представления детей о свойствах льда и соли;
2. Развивать познавательные интересы детей в процессе исследовательской деятельности.
3. Воспитывать интерес к экспериментальной деятельности и желание заниматься ею самостоятельно.
4. Развивать познавательную активность; умение взаимодействовать в коллективе, договариваться.
Публикация «Конспект совместной деятельности педагога и детей „Игры со льдом“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2018
Материал: ноутбук, колонки, проектор, экран (интерактивная доска); письмо от Наураши, и/у «Составь алгоритм свойств льда» в электронном виде; тарелки с кубиками льда, пипетка, стаканчики с подкрашенной водой, стакан с простой водой, нитка, поваренная соль, две пробирки с водой на подставке.
Ход ОД:
Раздается звук пришедшего сообщения на электронную почту.
- Ребята, нам снова пришло письмо от Наураши. Наверняка он опять приготовил нам что-нибудь интересное. Давайте послушаем.
Прослушивание письма.
- Здравствуйте, ребята! Сегодня я приготовил вам загадку. Слушайте внимательно.
Не стекло и не хрусталь,
А блестит, как будто сталь.
Занесёшь в тепло, домой.
Станет сразу он водой.
Холод от него идёт.
Ну конечно это (лёд!
- Молодцы, все правильно! Вы, наверное, догадываетесь, что я не просто так загадал вам загадку про лед. Я вам приготовил несколько интересных опытов. Но сначала я хочу проверить ваши знания, хочу послушать, что вы уже знаете про лед. Составьте алгоритм его свойств и расскажите про него.
Игровое упражнение на интерактивной доске «Составь алгоритм свойств льда».
Детям открывается пустой алгоритм свойств льда и предлагаются символы двух свойств (горячий – холодный, гладкий – шершавый, цветной – бесцветный, хрупкий – прочный, плавает в воде - тонет). Дети озвучивают свойства и выбирают то, которое описывает лед. При правильном выборе – карточка встает в алгоритм, при неправильном – зачеркивается. Итог – рассказ о свойствах льда.
- Молодцы ребята! Вы отлично справились с первым заданием. Значит вы уже многое знаете про свойства льда. Это говорит о том, что вы можете приступать к дальнейшему его изучению. Я вам отправляю алгоритмы опытов. Уверен вы разберетесь со всеми вопросами, и узнаете много новой информации про лед. Удачи вам!
Опыт «Ледяные самоцветы»
- Ребята, мы с вами сказали, что лед у нас по цвету какой? (бесцветный) А как вы думаете, можно покрасить лед? А как это можно сделать? Можно ли "запустить" краску внутрь ледяного кубика? (ответы детей). Вот это мы сейчас с вами и узнаем.
- Давайте рассмотрим первый алгоритм, который прислал нам Наураша. Что нам понадобится для опыта? (тарелка с кубиками льда, соль, пипетка, стаканчик с подкрашенной водой). Что надо сделать? (В стаканчик с подкрашенной водой добавить соль и хорошо перемешать. Потом капнуть на ледяные фигурки цветным солевым раствором и понаблюдать за тем, что будет происходить с льдинками.) Ну, что попробуем сделать ледяные самоцветы? Хотите попробовать? Тогда приступаем!
Самостоятельная деятельность детей.
- Ребята что мы видим? Что стало происходить с ледяными фигурками, когда мы стали капать на них солевой раствор? (лед начал таять). Действительно, соль как будто бы «плавит» лед и прокладывает себе путь, по которым краска попадает внутрь льдинки и окрашивает красивыми узорами из нутрии. А как вы думаете, почему так происходит? (ответы детей). Лед холодный, а в комнате тепло и он тает. К тому же мы посыпаем его солью. Когда соль соприкасается со льдом, происходит реакция с выделением тепла, что заставляет ледяные фигурки таять. Именно поэтому в гололед вы можете заметить, что улицы города посыпаются солью.
Опыт «Ледяная рыбалка»
- Ребята, а сейчас я предлагаю вам поиграть в ледяную рыбалку. Да, да, в ледяную, а не подледную. Наша задача сегодня поймать лед на эту удочку без помощи рук и других приспособлений. Давайте рассмотрим второй алгоритм, который прислал нам Наураша. Что нам понадобится для этого опыта? (кусочек льда, нитка, поваренная соль, стакан с водой). Что нужно будет делать? (Опустить лед в воду. Нитку положить на край стакана так, чтобы она одним концом лежала на кубике льда, плавающем на поверхности воды. Насыпать соли на лед и подождать 5 минут. Взять за свободный конец нити и вытянуть кубик льда из стакана как рыбку из воды.) Давайте попробуем порыбачить. Посмотрим, удастся нам вытянуть рыбку или нет. Проходите к столам.
Самостоятельная деятельность детей.
- Аккуратно положите кусочек льда в стакан. Что с ним произошло? (он не утонул, а плавает на поверхности). Почему? Теперь аккуратно положите конец веревки на лед, и посыпьте на него. Подождем немного, и вытаскивайте. Ну, что у всех получилось поймать рыбку? Кто сможет объяснить, почему так произошло? (ответы детей). Когда вы посыпали солью на кубик льда, вы заставили лёд таять вокруг нитки. Это происходит потому, что соленая вода замерзает при более низкой температуре, чем пресная вода. Но солёный раствор постепенно уходит в стаканчик и нитка вмерзает в лед. Это и позволяет поднять кубик льда с помощью нитки.
Опыт «Как соль может изменить точку замерзания»
- Ребята, посмотрите, что понадобиться нам для следующего опыта (две пробирки с водой и соль). У нас есть две пробирки с водой. В одну из пробирок добавим половину чайной ложки соли и пометим эту пробирку красным кружком. Теперь подставку с пробирками отнесем в морозильную камеру. А вечером после сна проверим, в какой пробирке вода замерзла.
Самостоятельная деятельность детей.
- Ребята, что вы заметили? (простая вода замерзла, а соленая вода нет, но в пробирке образовались кристаллы льда). Как это можно объяснить? Простая вода замерзает при 0 градусов по Цельсию. А соленая вода замерзает при более низких температурах. Поэтому соль иногда используют при растапливании льда.