Айгуль Мощенко
Конспект занятия «Составление рассказа по картине В. М. Васнецова «Алёнушка»
▼ Скачать + Заказать документы
Мощенко А. Т.
Старшая группа
"Алёнушка"
Ведущая образовательная деятельность : речевое развитие.
Цели: Совершенствовать грамматический строй речи: правильно употреблять существительные в единственном и множественном числе различных падежных формах; упражнять в образовании прилагательных от существительных, существительных с уменьшительно - ласкательным суффиксом.
Задачи:
Публикация «Конспект занятия „Составление рассказа по картине В, М, Васнецова „Алёнушка“» размещена в разделах
- Васнецов В.М., художник
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Составление рассказов, обучение рассказыванию
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2020
Образовательные задачи: Познакомить детей с творчеством русского художника Виктора Михайловича Васнецова. Учить составлять описательные рассказы по картине. Помочь детям познать многообразный и удивительный мир живописи, дать детям первоначальные знания о художественной галерее, её экспонатах, посредством использования элементов музейной педагогики.
Развивающие задачи: Продолжать учить отвечать полными ответами. Развивать связную речь, фонематическое восприятие, зрительное внимание, мышление, координацию речи с движением, память.
Воспитательные задачи: Воспитывать умение внимательно слушать воспитателя и сверстников.
Виды детской деятельности: познавательно - исследовательская, речевая, игровая.
Формы организации: групповая.
Форма реализации: показ презентации, демонстрация картины"Аленушка" беседа по вопросам, обобщающая знания детей по данной теме (из личного опыта); рассказ - изложение нового материала.
Словарная работа:
Обогащение словаря: музей, галерея, простоволосая, омут, обветшалый.
Активизация словаря: описание окружающей природы: небо, лес, время года,состояние природы, описание лавной героини.
Оборудование: картина"Алёнушка", презентация к занятию, указка.
Предварительная работа: создание мини - музеев в ДОУ, экскурсии в мини галерею ДОУ, посещение экскурсии, организованных КВЦ "Радуга", рассматривание картин, составление описательных рассказов, знакомство с музеями города Тюмени, знакомство с Третьяковской галереей, занятия по художественно - эстетической деятельности (рисование пейзажа, предметного окружения).
ХОД:
Дети заходят в импровизированную картинную галерею, располагаются перед экраном мультимедийной установки.
Воспитатель:Я рада видеть вас. Вижу ваше любопытство, наверное. вам хочется узнать, зачем мы сюда пришли? Раскрою секрет: я вам предлагаю отправиться в увлекательное путешествие в такое место, де можно узнать о предмете всё, всё - всё.
Чтоб провести нам время интересно
И с пользой для себя и для друзей
Нам долго выбирать не нужно место -
Мы дружно отправляемся.
Дати. в музей
Воспитатель: Ребята, а какие музеи нашего города вы знаете?
Дети называют музеи и рассматривают слайды на мультимедийной установке
Воспитатель: В нашем городе много музеев, все они разные. Сегодня я хочу пригласить вас в Третьяковскую галерею, которая находится в столице нашей Родины, городе Москва (показываю слайд)
Фасад музея был сделан по проекту художника - сказочника В. М. Васнецова, который украсил его в русском стиле. Вход оформлен в виде трех сказочных теремов с островерхими кровлями.
Посмотрите на портрет В. М. Васнецова (показываю слайд)
В Третьяковской галерее также хранятся картины этого известного художника (показываю слайд) : "Иван царевич на сером волке", "Богатыри", "Алёнушка", "Снегурочка".
Воспитатель: Здесь картин полным - полно,
приходите все в неё
И художников аллею
Посмотрите в. ?
Дети:. галерее
Воспитатель:в нашей галерее мы рассмотрим картину В. М. Васнецова, а её название вы мне скажите сейчас сами.
(Вывешиваю картину "Алёнушка")
Дети называют картину
Воспитатель: О ком нам рассказал художник?
Дети смотрят, высказывают суждения.
- Почему же мы сразу увидели Алёнушку (она сидит в центре)
Да,художник нарисовал её в центре. Девушка, сидящая на камне, на берегу заросшей речки, привлекает взгляды своей простой красотой.
- Как вы думаете, какое у девочки настроение (она грустная, печальная)
- А как мы догадались, что у нее грустное настроение? (ответы детей - она обхватила колени руками, голову склонила, лаза печальные).
- А покажите, как сидит Алёнушка, сядьте так же, как на картине. Да, так сидит. Вспомните сказку и скажите, почему же она так пригорюнилась, опечалилась (показываю слайд с иллюстрациями к сказке)
Ответы детей (потому, что братец стал козленочком, потеряла Алёнушка братца ит. д)
- А как мы догадались. что она печальная (лицо грустное, братца долго искала)
Сестрица Аленушка, уставшая от поисков потерявшегося братца Иванушка, в сиротливой позе сидит на большом камне, грустно облокотившись, наклонивши голову на колено у мрачного пруда, в дремучем хвойном лесу. -
-Давайте посмотрим на Алёнушку, как она выглядит? (платье порвано, ноги грязные, волосы растрёпаны).
- Волосы растрепаны, не собраны в прическу, она - простоволосая.
- Почему? (братца потеряла, долго искала по лесу, бегала, все платье порвала об ветки)
- А где же остановилась Алёнушка, пригорюнилась? (у озера, у речки)
- Посмотрите какая темная вода. Как называется место в реке с темной, глубокой водой? (омут)
- А есть ли кто -то рядом с ней? (нет)
- Да, тишина кругом, мы слышим эту тишину. Послушайте! Как тихо в лесу! Как будто природа тоже грустит вместе с Алёнушкой! Так нарисовал художник. А какое настроение в лесу:(как то грустно, желтые листья падают, тихо).
Воспитатель: Прежде чем мы с вами поговорим о природе, изображённой на картине, дадим отдохнуть нашим глазам.
Проведем зрительную гимнастику.
Вот стоит осенний лес!
В нем много сказок и чудес!
(выполняют круговые движения лазами)
Слева - сосны, справа - дуб!
(выполняют движения глазами вправо, влево).
Дятел сверху тук да тук.
(выполняют движения глазами вверх - вниз)
Глазки ты закрой - открой
И скорей бегом домой! (дети садятся на стульчики).
Воспитатель: А какая природа вокруг, давайте поговорим о ней.
-Что можно сказать о солнце (солнце прячется за тучами, его почти не видно. Оно уже не греет, только светит немного за лесом)
-О небе (небо на картине серое, хмурое, пасмурное)
- Деревья какие (роняют листья. Идет листопад. облетают в воду)
- Ветер? (ветра нет, листочки не колышутся, вода не движется)
- Дождь? (дождя нет, но как будто он хочет начаться, небо в тучах)
- Трава? (желтая, сухая. Все озеро травой заросло)
- Молодцы, все рассказали! - да, так художник написал картину к сказке. Это была ео любимая картина. А в роли его героини была обычная девушка крестьянка, которую художник увидел в одной деревне, в которой отдыхал. Уж такая девушка грустная была, что захотелось её нарисовать. Так и получилась эта картина, которую мы сейчас с вами рассматривали.
-Ребята, кто расскажет нам о картине? (заслушиваем рассказы детей)
-Вам понравилась картина?
Кто ее написал?
Где хранится картина (ответы детей)
Воспитатель: ребята, вы хотели бы сами нарисовать картину (ответы детей)
Я приготовила для вас листы бумаги, восковые мелки, краски, карандаши. Давайте вернемся за столы и нарисуем что вы хотели бы изобразить.