инна шишелова
Конспект занятия по краеведению «Шаман-камень»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида №45»
муниципального образования города Братска
Конспект – сценарий совместной
непосредственно - образовательной деятельности
педагога с детьми группы компенсирующей направленности с НОДА старший дошкольный возраст на тему:
«Шаман - камень»
Составила:
Шишелова И
Iкв. категория
МБДОУ «ДСКВ №45»
Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие
Задачи:
Образовательная область «Познавательное развитие»:
Публикация «Конспект занятия по краеведению „Шаман-камень“» размещена в разделах
- Камни. Знакомство с камнями
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Мой край, мой город. Краеведение
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2015
- Воспитывать бережное отношение к природному наследию Сибири, потребности общения с природой и интереса к познанию её законов и явлений.
- Формировать представление детей об одной из удивительных достопримечательностей Байкала, покоривших сердца людей, заповедной скалой «Шаман – камень»
- Познакомить детей с разнообразием мира камней и их свойствами, умении классифицировать камни по признакам: размер, поверхность, температура, вес, плавучесть, способствовать развитию тактильных ощущений
- Активизировать познавательную деятельность детей средствами экспериментирования, умении выполнять не сложные манипуляции во время проведения опытов, анализировать, сравнивать, обобщать.
Образовательная область «Речевое развитие»: (восприятие художественной литературы и фольклора)
- Познакомить детей с легендой о «Шаман-камне», вызвать эмоциональный отклик, формировать умение внимательно слушать произведение и отвечать на вопросы по содержанию
Образовательная область «Речевое развитие» (развитие речи):
Формировать умение детей составлять короткие описательные рассказы о свойствах камня по предложенной схеме; активизировать словарный запас новыми терминами и понятиями: жёсткий, плотный, шершавый, шероховатый, гладкий….
Предварительная работа: рассматривание картин, иллюстраций, цикл бесед об озере Байкал и его достопримечательностях; чтение художественных произведений «Путешествие по Байкалу» - учебно-методическое пособие, презентации о живой и не живой природе озера Байкал, показ видеофильмов, создание мини-музея «Байкал – жемчужина Сибири», изготовление совместно с родителями коллекций и музейных экспонатов.
Виды детской деятельности: познавательно – исследовательская, двигательная, коммуникативная.
Методы и приемы организации детской деятельности: виртуальная экскурсия, педагогическая ситуация, беседа, физкультминутка, составление рассказа по предложенной схеме, проведение опытов, дидактические игра: «Достопримечательности Байкала».
Организация развивающей среды:
Презентации: «Страж Байкала Шаман – камень», «Легенда о Шаман – камне», картинки – символы, оборудование для опытно-экспериментальной деятельности: сосуды с водой, коллекция камней, мини – музей «Байкал – жемчужина Сибири».
ИКТ и ТСО: мультимедийный проектор, экран
Ход:
Педагог приглашает детей пройти в музыкальный зал и сесть на стульчики, расположенные полукругом.
Ребята, сегодня мы с вами познакомимся с таинственным стражем озера Байкал! Для того, что бы вам было понятно, о чем пойдет речь, предлагаю поиграть в игру «Ящик ощущений», как и в любой игре у нас есть правила, поэтому будьте внимательны!
Каждый из вас должен определить на ощупь, что за таинственный предмет находится в ящике ощущений, просовываете руки в отверстия и обследуете его, но не называете, а выбираете нужную картинку (на столе разложены картинки с изображением разных предметов) и проходите на свое место, после того, как дети справились с заданием, педагог предлагает каждому ребенку поднять картинку, молодцы все справились с заданием, это камень!
Сегодня мы с вами познакомимся с необычным камнем, в народе его называют Шаман – камень, его история окутана тайнами и легендами, а еще Шаман – камень по праву называют символом озера Байкал?
Что бы поближе познакомимся с таинственным камнем, я предлагаю вам отправиться в путешествие к озеру Байкал (показ презентации «Шаман – камень»).
Показ презентации сопровождается рассказом воспитателя:
Шаман-камень - таинственный страж озера Байкала! Заповедная скала с мистическим названием Шаман-камень возвышается у истока Ангары. Шаман-камень по праву считается символом Байкала. Над водой порой видна бывает лишь верхушка скалы. Подводные склоны горы уходят далеко вглубь на сотни метров. Шаман-камень играет важную роль в природе, благодаря ему не замерзает в холода красавица Ангара, а в ее полынье, (незамерзший или уже растаявший участок ледяной поверхности реки) зимует огромное количество водоплавающих птиц.
Эта скала с давних времен окружена таинственными сказаниями: издревле шаманы здесь проводили обряды, а местные жители считали ее местом обитания, хозяина Ангары и складывали о ней красивые легенды. И вот одна из них (педагог рассказывает детям легенду о Шаман – камне)
В старые времена могучий Байкал был веселым и добрым. Крепко любил он свою единственную дочь Ангару. Красивее ее не было на земле. И кто бы ни ехал мимо Ангары, все любовались ею, все славили ее. Старик Байкал берег дочь пуще своего сердца.
Однажды, когда Байкал заснул, бросилась Ангара бежать к своему возлюбленному — красавцу Енисею.
Проснулся отец, гневно всплеснул волнами. Поднялась страшная буря, зарыдали горы, попадали леса, почернело от горя небо, звери в страхе разбежались по всей земле, рыбы нырнули на самое дно, птицы унеслись к солнцу. Могучий Байкал ударил по седой горе, отломил от нее скалу и бросил вслед убегающей дочери.
Скала упала на самое горло красавицы, взмолилась синеглазая Ангара, задыхаясь и рыдая, стала просить: «Отец, я умираю от жажды, прости меня и дай мне хоть одну капельку воды.»
Байкал гневно крикнул: «Я могу дать только свои слезы.»
Сотни лет течет Ангара в Енисей водой - слезой, а седой одинокий Байкал стал хмурым и страшным. Скалу, которую бросил Байкал вслед дочери, люди назвали Шаманским камнем.
1. Дети, какая река вытекает из озера Байкал? (Ангара)
2. Решила Ангара бежать от отца Байкала, а почему?
3. А как звали жениха Ангары? (Енисей)
4. Как называется камень, брошенный отцом Байкалом в след убегающей Ангаре? (Шаман - камень)
Вот и закончилось наше путешествие к озеру Байкал, мы с вами познакомились с Шаман – камнем и узнали легенду о страже озера Байкал.
А сейчас предлагаю вам небольшую разминку (старушка – гора):
Стоит гора-старушка – имитирую крышу над головой
До небес макушка –руки вверх, тянуться на цыпочках
Ее ветер обдувает – махи руками в стороны
Ее дождик поливает – встряхивают кистями рук
Стоит гора страдает – прикладывают ладоши к щекам и качают головой
И камешки теряет – легкий бег по кругу
И каждый день, и каждую ночь
Катятся, катятся камешки прочь! - кружатся
Ребята, а сейчас я предлагаю вам окунуться в волшебный мир камней, эти камни привезли с Байкала ваши родители и что бы ближе познакомиться с природой камня, я предлагаю немного поэкспериментировать и приглашаю вас в исследовательскую лабораторию «Почемучки».
Дети садятся за столы (у каждого ребенка небольшая коллекция камней: разные по цвету, форме, размеру)
А сейчас внимательно посмотрим, какие нам нужны помощники для проведения опытов (воспитатель быстро напоминает предназначение каждого предмета)
Педагог: откройте свои салфетки и подвиньте поближе к себе подносы. Самыми первыми работают наши глаза. Внимательно осмотри глазами все камни.
Опыт № 1. Определим цвета и формы камней
Какие камни по цвету? (ответы детей - разные)
Форма у камней одинаковая или разная? (ответы детей - разная)
Кто сделает вывод о цвете и форме камней? камни по цвету и форме бывают разные (воспитатель размещает на доске карточку со знаками символами, обозначающими цвет и форму)
Опыт № 2. Определим размер камней
Обратите внимание на размер каждого камня, все камни одинакового размера? (ответы детей)
Найдите и покажите мне самый большой камень, самый маленький, средний. Кто сделает вывод о размерах камней? Камни бывают разных размеров
(карточка, обозначающая размеры)
Для следующего опыта нам нужны будут очень чувствительные пальчики.
Опыт № 3. Определим характер поверхности камней
Мы сейчас по очереди погладим каждый камушек. Поверхность у камней одинаковая или разная?
Какая? (дети делятся впечатлениями) Воспитатель просит детей показать самый гладкий камень и самый шершавый.
Кто сделает вывод о поверхности камней? Камень может быть гладким и шероховатым
(карточка о разных поверхностях)
Опыт № 4. Чтобы еще лучше увидеть поверхность камней мы воспользуемся увеличительным стеклом (лупой, дети рассматривают все свои камни.)
Воспитатель: что интересного вы увидели ребята? (Крапинки, дорожки, углубления, ямочки, узоры и т. д.).
Опыт № 5. Определим вес камней
Дети по очереди держат камни в ладошках и определяют самый тяжелый и самый легкий камень.
Какой сделаем вывод? камни по весу бывают разные: легкие, тяжелые (картинка, характеристика веса)
Опыт № 6: Определим температуру камней
Сейчас у нас будет интереснейший, очень сложный опыт. Среди своих камней нужно найти самый теплый и самый холодный камень.
Ребята, как и что вы будете делать? (Дети предлагают способы действий, проводят опыт. Воспитатель просит показать теплый, затем холодный камень и предлагает согреть холодный камень.)
Какой сделаем вывод? камни могут быть теплые и холодные.
Опыт № 7. Определим плавучесть камней (могут ли камни плавать)
Дети берут банку с водой и осторожно кладут один камень в воду. Наблюдают. Делятся результатом опыта. Воспитатель обращает внимание на дополнительные явления – по воде пошли круги, цвет камня изменился, стал более ярким.
Саша, какой сделаем вывод? камни тонут в воде, потому что они тяжелые и плотные.
(Дети достают камень и вытирают маленькой салфеткой.)
Ребята, посмотрите пожалуйста на доску, у нас получился необычный рассказ о камнях, а рассказ в рисунках и схемах, можно теперь рассказать о природе камней?
Педагог поощряет детей и предлагает разместить коллекцию камней в мини-музее «Байкал – жемчужина Сибири».
А теперь я предлагаю вам поиграть в игру, в которой вы расскажите, какие новые слова (что нового вы сегодня узнали) вы сегодня узнали: дети встают в круг, педагог в центре, бросает поочередно каждому мяч, дети называют слова: Енисей, Ангара, Шаман-камень и так далее.
В память о нашей встрече я хочу подарить вам открытки.