МААМ-картинки

Конспект занятия по краеведению «Шаман-камень»

инна шишелова
Конспект занятия по краеведению «Шаман-камень»
▼ Скачать + Заказать документы

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида №45»

муниципального образования города Братска

Конспект – сценарий совместной

непосредственно - образовательной деятельности

педагога с детьми группы компенсирующей направленности с НОДА старший дошкольный возраст на тему:

«Шаман - камень»

Составила:

Шишелова И

Iкв. категория

МБДОУ «ДСКВ №45»

Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие

Задачи:

Образовательная область «Познавательное развитие»:

Публикация «Конспект занятия по краеведению „Шаман-камень“» размещена в разделах

- Воспитывать бережное отношение к природному наследию Сибири, потребности общения с природой и интереса к познанию её законов и явлений.

- Формировать представление детей об одной из удивительных достопримечательностей Байкала, покоривших сердца людей, заповедной скалой «Шаман – камень»

- Познакомить детей с разнообразием мира камней и их свойствами, умении классифицировать камни по признакам: размер, поверхность, температура, вес, плавучесть, способствовать развитию тактильных ощущений

- Активизировать познавательную деятельность детей средствами экспериментирования, умении выполнять не сложные манипуляции во время проведения опытов, анализировать, сравнивать, обобщать.

Образовательная область «Речевое развитие»: (восприятие художественной литературы и фольклора)

- Познакомить детей с легендой о «Шаман-камне», вызвать эмоциональный отклик, формировать умение внимательно слушать произведение и отвечать на вопросы по содержанию

Образовательная область «Речевое развитие» (развитие речи):

Формировать умение детей составлять короткие описательные рассказы о свойствах камня по предложенной схеме; активизировать словарный запас новыми терминами и понятиями: жёсткий, плотный, шершавый, шероховатый, гладкий….

Предварительная работа: рассматривание картин, иллюстраций, цикл бесед об озере Байкал и его достопримечательностях; чтение художественных произведений «Путешествие по Байкалу» - учебно-методическое пособие, презентации о живой и не живой природе озера Байкал, показ видеофильмов, создание мини-музея «Байкал – жемчужина Сибири», изготовление совместно с родителями коллекций и музейных экспонатов.

Виды детской деятельности: познавательно – исследовательская, двигательная, коммуникативная.

Методы и приемы организации детской деятельности: виртуальная экскурсия, педагогическая ситуация, беседа, физкультминутка, составление рассказа по предложенной схеме, проведение опытов, дидактические игра: «Достопримечательности Байкала».

Организация развивающей среды:

Презентации: «Страж Байкала Шаман – камень», «Легенда о Шаман – камне», картинки – символы, оборудование для опытно-экспериментальной деятельности: сосуды с водой, коллекция камней, мини – музей «Байкал – жемчужина Сибири».

ИКТ и ТСО: мультимедийный проектор, экран

Ход:

Педагог приглашает детей пройти в музыкальный зал и сесть на стульчики, расположенные полукругом.

Ребята, сегодня мы с вами познакомимся с таинственным стражем озера Байкал! Для того, что бы вам было понятно, о чем пойдет речь, предлагаю поиграть в игру «Ящик ощущений», как и в любой игре у нас есть правила, поэтому будьте внимательны!

Каждый из вас должен определить на ощупь, что за таинственный предмет находится в ящике ощущений, просовываете руки в отверстия и обследуете его, но не называете, а выбираете нужную картинку (на столе разложены картинки с изображением разных предметов) и проходите на свое место, после того, как дети справились с заданием, педагог предлагает каждому ребенку поднять картинку, молодцы все справились с заданием, это камень!

Сегодня мы с вами познакомимся с необычным камнем, в народе его называют Шаман – камень, его история окутана тайнами и легендами, а еще Шаман – камень по праву называют символом озера Байкал?

Что бы поближе познакомимся с таинственным камнем, я предлагаю вам отправиться в путешествие к озеру Байкал (показ презентации «Шаман – камень»).

Показ презентации сопровождается рассказом воспитателя:

Шаман-камень - таинственный страж озера Байкала! Заповедная скала с мистическим названием Шаман-камень возвышается у истока Ангары. Шаман-камень по праву считается символом Байкала. Над водой порой видна бывает лишь верхушка скалы. Подводные склоны горы уходят далеко вглубь на сотни метров. Шаман-камень играет важную роль в природе, благодаря ему не замерзает в холода красавица Ангара, а в ее полынье, (незамерзший или уже растаявший участок ледяной поверхности реки) зимует огромное количество водоплавающих птиц.

Эта скала с давних времен окружена таинственными сказаниями: издревле шаманы здесь проводили обряды, а местные жители считали ее местом обитания, хозяина Ангары и складывали о ней красивые легенды. И вот одна из них (педагог рассказывает детям легенду о Шаман – камне)

В старые времена могучий Байкал был веселым и добрым. Крепко любил он свою единственную дочь Ангару. Красивее ее не было на земле. И кто бы ни ехал мимо Ангары, все любовались ею, все славили ее. Старик Байкал берег дочь пуще своего сердца.

Однажды, когда Байкал заснул, бросилась Ангара бежать к своему возлюбленному — красавцу Енисею.

Проснулся отец, гневно всплеснул волнами. Поднялась страшная буря, зарыдали горы, попадали леса, почернело от горя небо, звери в страхе разбежались по всей земле, рыбы нырнули на самое дно, птицы унеслись к солнцу. Могучий Байкал ударил по седой горе, отломил от нее скалу и бросил вслед убегающей дочери.

Скала упала на самое горло красавицы, взмолилась синеглазая Ангара, задыхаясь и рыдая, стала просить: «Отец, я умираю от жажды, прости меня и дай мне хоть одну капельку воды.»

Байкал гневно крикнул: «Я могу дать только свои слезы.»

Сотни лет течет Ангара в Енисей водой - слезой, а седой одинокий Байкал стал хмурым и страшным. Скалу, которую бросил Байкал вслед дочери, люди назвали Шаманским камнем.

1. Дети, какая река вытекает из озера Байкал? (Ангара)

2. Решила Ангара бежать от отца Байкала, а почему?

3. А как звали жениха Ангары? (Енисей)

4. Как называется камень, брошенный отцом Байкалом в след убегающей Ангаре? (Шаман - камень)

Вот и закончилось наше путешествие к озеру Байкал, мы с вами познакомились с Шаман – камнем и узнали легенду о страже озера Байкал.

А сейчас предлагаю вам небольшую разминку (старушка – гора):

Стоит гора-старушка – имитирую крышу над головой

До небес макушка –руки вверх, тянуться на цыпочках

Ее ветер обдувает – махи руками в стороны

Ее дождик поливает – встряхивают кистями рук

Стоит гора страдает – прикладывают ладоши к щекам и качают головой

И камешки теряет – легкий бег по кругу

И каждый день, и каждую ночь

Катятся, катятся камешки прочь! - кружатся

Ребята, а сейчас я предлагаю вам окунуться в волшебный мир камней, эти камни привезли с Байкала ваши родители и что бы ближе познакомиться с природой камня, я предлагаю немного поэкспериментировать и приглашаю вас в исследовательскую лабораторию «Почемучки».

Дети садятся за столы (у каждого ребенка небольшая коллекция камней: разные по цвету, форме, размеру)

А сейчас внимательно посмотрим, какие нам нужны помощники для проведения опытов (воспитатель быстро напоминает предназначение каждого предмета)

Педагог: откройте свои салфетки и подвиньте поближе к себе подносы. Самыми первыми работают наши глаза. Внимательно осмотри глазами все камни.

Опыт № 1. Определим цвета и формы камней

Какие камни по цвету? (ответы детей - разные)

Форма у камней одинаковая или разная? (ответы детей - разная)

Кто сделает вывод о цвете и форме камней? камни по цвету и форме бывают разные (воспитатель размещает на доске карточку со знаками символами, обозначающими цвет и форму)

Опыт № 2. Определим размер камней

Обратите внимание на размер каждого камня, все камни одинакового размера? (ответы детей)

Найдите и покажите мне самый большой камень, самый маленький, средний. Кто сделает вывод о размерах камней? Камни бывают разных размеров

(карточка, обозначающая размеры)

Для следующего опыта нам нужны будут очень чувствительные пальчики.

Опыт № 3. Определим характер поверхности камней

Мы сейчас по очереди погладим каждый камушек. Поверхность у камней одинаковая или разная?

Какая? (дети делятся впечатлениями) Воспитатель просит детей показать самый гладкий камень и самый шершавый.

Кто сделает вывод о поверхности камней? Камень может быть гладким и шероховатым

(карточка о разных поверхностях)

Опыт № 4. Чтобы еще лучше увидеть поверхность камней мы воспользуемся увеличительным стеклом (лупой, дети рассматривают все свои камни.)

Воспитатель: что интересного вы увидели ребята? (Крапинки, дорожки, углубления, ямочки, узоры и т. д.).

Опыт № 5. Определим вес камней

Дети по очереди держат камни в ладошках и определяют самый тяжелый и самый легкий камень.

Какой сделаем вывод? камни по весу бывают разные: легкие, тяжелые (картинка, характеристика веса)

Опыт № 6: Определим температуру камней

Сейчас у нас будет интереснейший, очень сложный опыт. Среди своих камней нужно найти самый теплый и самый холодный камень.

Ребята, как и что вы будете делать? (Дети предлагают способы действий, проводят опыт. Воспитатель просит показать теплый, затем холодный камень и предлагает согреть холодный камень.)

Какой сделаем вывод? камни могут быть теплые и холодные.

Опыт № 7. Определим плавучесть камней (могут ли камни плавать)

Дети берут банку с водой и осторожно кладут один камень в воду. Наблюдают. Делятся результатом опыта. Воспитатель обращает внимание на дополнительные явления – по воде пошли круги, цвет камня изменился, стал более ярким.

Саша, какой сделаем вывод? камни тонут в воде, потому что они тяжелые и плотные.

(Дети достают камень и вытирают маленькой салфеткой.)

Ребята, посмотрите пожалуйста на доску, у нас получился необычный рассказ о камнях, а рассказ в рисунках и схемах, можно теперь рассказать о природе камней?

Педагог поощряет детей и предлагает разместить коллекцию камней в мини-музее «Байкал – жемчужина Сибири».

А теперь я предлагаю вам поиграть в игру, в которой вы расскажите, какие новые слова (что нового вы сегодня узнали) вы сегодня узнали: дети встают в круг, педагог в центре, бросает поочередно каждому мяч, дети называют слова: Енисей, Ангара, Шаман-камень и так далее.

В память о нашей встрече я хочу подарить вам открытки.

Публикации по теме:

Конспект НОД по знакомству с Красноясыльским камнерезным промыслом «Подарки деда Горуна» Непосредственная образовательная деятельность по образовательным областям «Художественное творчество», «Познание», «Коммуникация». «Подарки.

Конспект НОД во второй младшей группе «Автомобиль едет по улице» Конспект комплексного занятия во 2ой младшей группе. Тема Цель: Дать элементарные представления о дорожном движении, сигналах светофора. Упражняться.

Конспект НОД «Деревья и кустарники» в соответствии с ФГОС ДО КОНСТРУКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ с детьми пятого года жизни Тема: «Кустарники и деревья» Разработала:.

Конспект НОД «Магнит — волшебный камень» Конспект итоговой непрерывной непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию в старшей группе на тему «Магнит-волшебный.

Конспект НОД по патриотическому воспитанию в старшей группе «Небольшой наш город Камень, а дороже нет» Тема:«Небольшой наш город Камень, а дороже нет».Цель: Приобщение дошкольников к истории и культуре родного города, как средство формирования.

Конспект НОД по речевому развитию в старшей группе «Пересказ русской народной сказки «Теремок» Конспект составила старший воспитатель Нестеренко Л. С. Тема: пересказ русской народной сказки «Теремок». Цель: развитие связной речи детей.

Конспект НОД «Волшебный камень» с использованием ИКТ в подготовительной группеКонспект НОД «Волшебный камень» с использованием ИКТ в подготовительной группе Конспект НОД по опытно-экспериментальной деятельности «Волшебный камень» с использованием ИКТ (подготовительная группа) Цель: развитие.

Открытый урок чтения и развития речи в 3 классе школы VIII вида по теме «Э. Шим. «Камень, Ручей, Сосулька и Солнце» ОГКОУ Фурмановская школа VIII вида Конспект урока чтения и развития речи в 3 «Б» классе Тема урока: Э. Шим «Камень, Ручей, Сосулька.

Ознакомление с худщжественной литературой детей с ЗПР Сказка Э. Шима «Камень, ручей, сосулька и солнце» Цели: познакомить с содержанием современной сказки; учить понимать эмоционально-образное содержание сказки, ее идею; продолжать учить различать.

Занятие по экспериментированию в подготовительной группе «Волшебный камень магнит» Воспитатель: Ребята, сегодня в группу к нам пришло видеообращение, давайте посмотрим. (Включает видео обращение) Гномы на экране: Здравствуйте,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия по краеведению «Шаман-камень»
Опубликовано: 23 ноября 2015 в 16:40
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект занятия по краеведению «Шаман-камень»» (включая файлы) размещена пользователем инна шишелова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД