Ольга Афанасьева
Ознакомление с худщжественной литературой детей с ЗПР Сказка Э. Шима «Камень, ручей, сосулька и солнце»
▼ Скачать + Заказать документы
Цели: познакомить с содержанием современной сказки; учить понимать эмоционально-образное содержание сказки, ее идею; продолжать учить различать литературные жанры; учить полно отвечать на вопросы по содержанию литературного произведения; привлечь внимание к авторской лексике; обогащать лексику синонимами; упражнять подбирать определения к предметам; развивать интонационную выразительность экспрессивной речи; упражнять пересказывать сказку по ролям.
Оборудование: картинка «Нелепицы» по лексической теме «Весна»; картинки: камень, ручей, сосулька, солнце.
Ход занятия:
Темочки:
- ЗПР. Задержка психического развития
- Камни. Знакомство с камнями
- Писатели для детей. Все писатели по фамилиям
- Работа с особыми детьми, ОВЗ
- Солнце, солнышко
- Сосульки
- Чтение, детская литература
- Темочки
1. Организационный момент. Упражнение по картине «Нелепицы»
- Ребята, посмотрим, какие вы внимательные. Найдите, чего не бывает весной?
2. Чтение сказки и вопросы по содержанию.
- Сегодня я прочитаю вам одно произведение. Написал его писатель Эдуард Шим. Называется «Камень, ручей, сосулька и солнце».
- Понравилось? Что именно? Что я вам прочитала? Почему это сказка? Что сказочного в этой истории?
-О каком времени года эта сказка? Назовите героев сказки.
- О чем спорили герои сказки? Как они называли друг друга? Лежебока – это кто? Скажите по-другому (ленивый, неповоротливый). Болтун – это кто? (Тот, кто болтает, говорит зря, говорит много и быстро). Пустомеля – это кто? (Тот, кто мелет, говорит пустые слова) Скажите по-другому (глупый, несерьезный, болтливый).
-Культурно спорили герои сказки?
- Вспомните, как хвалился камень - валун? (После ответа детей логопед еще раз читает отрывок)
- Камень какой? (Большой, тяжелый, неповоротливый)
Кто хочет сказать голосом камня?
- Как кричал ручей? (+ Чтение отрывка)
Ручей какой? (Звонкий, журчащий, быстрый)
Кто хочет сказать голосом ручья?
- Как сосулька кричала? (+ Чтение отрывка)
Сосулька какая? (Плаксивая, тонкая, мокрая, холодная)
-Кто хочет сказать голосом сосульки? Почему внезапно сосулька умокла? Что произошло с героями сказки потом? А вы, ребята, догадались, кто весну делает? Почему?
3. Динамическая пауза. Имитация движений.
- Превратитесь в ручей. Когда солнышко спрячется, что с ним произойдет? (Он заледенеет.) (Логопед показывает – убирает попеременно картинку солнышка)
- Превратитесь в камень. Когда солнышко спрячется, что произойдет с камнем? (Он остынет и замрет.)
- Превратитесь в сосульку. Когда солнце спрячется, что с ней произойдет? (Она обмерзнет.)
4. Пересказ сказки по ролям.
- А давайте расскажем сказку вместе. Кто хочет быть камнем, ручьем, сосулькой? Вспомните, какими голосами говорили герои, и кто за кем хвалился. Я буду читать слова автора.
5. Итог. Чем сегодня занимались?