Фисюк Ирина
Конспект урока русского языка в 3 классе «Типы текстов»
▼ Скачать
Тема урока : «Какие бывают тексты»
Цель урока : создание условий для усвоения знаний о типах текста и формирования умений определять и различать их.
Задачи урока :
1. Научиться определять типы текстов, узнать их характерные признаки
2. Развивать логическое мышление: умение делать выводы, анализировать
3. Воспитывать бережное отношение к природе
Оборудование: УМК «Школа России» 3 класс 1 часть, раздаточный материал, презентация, документ-камера.
Публикация «Конспект урока русского языка в 3 классе „Типы текстов“» размещена в разделах
- Начальная школа. 1-4 классы
- Начальная школа. 3 класс
- Русский язык, 3 класс
- Русский язык, конспекты уроков
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
Тип урока : урок открытия новых знаний
Межпредметная связь: Окружающий мир
Планируемые результаты:
Предметные: 1) Распознавать тексты разных типов : описание, повествование, рассуждение
2)Закрепление знаний, умение оценивать достигнутые результаты
Метапредметные:
Познавательные: 1)Строить рассуждение (или доказательство своей точки зрения) по теме урока в соответствии с возрастными нормами; 2)Постановка и формулирование проблемы; 3)Выполнение действий по алгоритму;
Регулятивные: 1) Умение контролировать процесс и результаты своей деятельности ; 2)Постановка цели урока, составление плана; 3) Фиксировать в конце урока удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке (с помощью средств, предложенных учителем, объективно относиться к своим успехам/неуспехам;
Коммуникативные: 1) Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; 2) принимать активное участие в работе в паре определять общие цели работы, намечать способы их достижения, распределять роли в совместной деятельности, анализировать ход и результаты проделанной работы ; 3) Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью;
Личностные: 1) Развитие мотивов учебной деятельности; 2) Формирование уважительного отношения к иному мнению; 3)Учебно-познавательный интерес к новому материал и способам решения новой задачи
I.Организационный момент -Здравствуйте Ребята! Сегодня я проведу у вас урок русского языка.
-Работа с пословицей. Сядет тот, кто сможет объяснить смысл пословицы «Знания не даются без старания»
-Как вы думаете в чем смысл этой пословицы?
-Правильно, человек может чему-то научиться, если будет стремиться к этому, прилагать усилия.
-Сегодня на уроке нам понадобится трудолюбие, внимание, память и отличное настроение. Если всё это есть - покажите солнышко.
Мотивация. Посмотрите на слайд, кто это?
-Правильно, это кот Леопольд. Он пришёл к нам не с пустыми рукам, он подготовил для нас много интересных заданий и лист самооценки в виде ромашки. После каждого правильного выполнения задания, вы будете закрашивать 1 лепесток.
-Если вы готовы начать урок, то покажите правильной посадкой.
II.Актуализация знаний Межпредметная связь. Что вы знаете о кошках? Кошки – это самые распространённые домашние животные. На свете существует около 60 разных пород. В скелете кошки находится 250 костей. Кошки чувствуют запахи в 14 раз сильнее, чем люди.
- Леопольд хочет проверить, как вы запомнили прошлую тему.
-Ребята, давайте вспомним, что такое текст? (Текст-это высказывание, в котором два или несколько предложений, объединены общей темой и связаны по смыслу).
-Что имеет текст? (Главную мысль и тему)
Что такое главная мысль текста? (Это то, что хотел сказать автор, чем хотел поделиться)
-Что можно сделать с текстом? (Озаглавить)
III.Формулирование темы урока - Леопольд предлагает нам прочитать текст. Маша прочитай его пожалуйста.
Собака и её тень. Собака шла по дощечке через речку, а в зубах несла мясо. Увидала она себя в воде и подумала, что там другая собака мясо несёт, – бросила своё мясо и кинулась отнимать у той собаки: того мяса вовсе не было, а своё волною унесло. И осталась собака ни с чем. (Л. Толстой.)
-Докажите, что вы прочитали текст. (Правильно, это текст, потому в нём все предложения связаны по смыслу)
-Можем ли мы определить тип текста? (Нет)
-У нас с вами возникло затруднение.
-Почему мы не можем назвать его тип?
- Анаграмма. Сейчас обратите внимание на слайд, на нём дана анаграмма, отгадайте её и назовите тему нашего урока.
еикак ытюавб етксты
-Формулирование темы. Какая у нас тема урока? Правильно, тема нашего урока «Какие бывают тексты?»
-Какую цель мы с вами поставим? Узнать, какие бывают типы текстов
-Леопольд составил план нашего урока, но, к сожалению, подул ветер и все пункты плана разлетелись. Нужно поставить пункты в правильном порядке. Маша, выйди пожалуйста к интерактивной доске и расставь пункты плана в правильном порядке. Не забываем про правила техники безопасности: 1. Не смотрите на луч света, исходящий из мультимедийного проектора
2. Работайте только тыльной стороной стилуса.
3. Не дотрагивайтесь до оборудования сырыми руками.
План: 1) Узнать какие бывают типы текстов
2) Научится определять тип текста
3) Применить полученные знания на практике.
-Рефлексия. Если вы согласны, то покажите солнышко.
-Давайте прочитаем пункты плана.
IV. Открытие новых знаний Работа по первому пункту плана. Начинаем работать по первому пункту плана. Итак, что мы должны узнать? Узнать какие бывают типы текстов
-Давайте посмотрим на слайд. Кто изображён на нём? (Кот)
-Какого он цвета? Какого он размера? Какой он пушистый или гладкошёрстный? Какого цвета у него глаза?
-Что сейчас мы с вами делали? (Описывали внешность кота)
-Предположите, как может называться тип текста.
-Первый тип текста называется описание. В нём описывается внешний вид человека, животного, картина природы, событие.
Отвечает на вопросы: Какой? Какая? Какое? Какие?
Саша прочитай текст. У сороки есть прозвище – белобока. Голова, крылья, хвост у нее — черные, а по бокам белоснежные перышки. Хвост длинный, прямой, будто стрела. Клюв прочный и острый.
-Это текст -описание. Потому что в этом тексте описывается её внешний вид.
-Обратите внимание на слайд. Что делает кот на этих рисунках? (Умывается, кушает, спит)
-Текст, в котором рассказывается, сообщается о последовательности событий, называется повествование.
-Как вы думаете, к этому тексту какие можно задать вопросы: что случилось? что произошло? Когда произошло?
-Сколько картин мы можем представить на основе этого текста? Правильно, на основе текста можно представить несколько последовательных картин. В центре повествования всегда стоит действие. Это действие развивается активно, поэтому в повествовании всегда много глаголов.
- Лиза прочитай текст. У котов 24 уса, по 12 с каждой стороны. Зачем они коту? Усы помогают котам получать информацию обо всём, что их окружает. С их помощью коты, не видя или не касаясь предметов, различают их размер и форму. Усы помогают котам и в охоте. Ими коты определяют расстояние до мыши, то, как её удобнее схватить. Вот почему усы не только украшение, но и жизненно важный орган всех котов и кошек.
- На какой вопрос отвечает этот текст? Этот текст отвечает на вопрос : зачем коту усы?
-Тип текста, в котором объясняется, доказывается что-либо; говорится о причинах явлений, событий, называется -рассуждение.
-Какой вопрос мы можем задать к этому типу текста? К этому тексту можно задать вопрос почему, зачем? В тексте рассуждении, обычно, три части. Вступление, в котором задаётся вопрос или утверждается что-либо. Основная часть, в которой даётся ответ на поставленный вопрос (доказательство). Заключение – вывод или подтверждение того, что было сказано. Воспитательный момент. Ребята, как нужно относиться к кошкам?
- Как нужно ухаживать за кошками? Необходимо ухаживать за их шерстью, для ухода за шерстью используют гребни и щётки. Кошкам необходимо развивать когти, для этого можно использовать доску или специальный валик на подставке, посуда для еды и питья должна быть устойчивой и неглубокой. Посуду нужно регулярно мыть. Взрослую кошку лучше кормить 2 – 3 раза в день.
-Ребята, что нужно сделать прежде чем завести кошку? Нужно сначала изучить правила содержания, кормления, ухода за животным.
-Как мы должны относится к домашним животным? Мы должны относиться к ним бережно. Так как, они братья наши меньшие, о них надо заботиться всегда. Так как, потому чт мы в ответе за тех, кого приручили.
-Вывод: Давайте сделаем вывод, какие есть типы текстов? Описание, повествование, рассуждение. В описании описывается внешний вид человека, животного, картина природы, событие. Текст, в котором рассказывается, сообщается о последовательности событий,повествованием. Тип текста, в котором объясняется, доказывается что-либо; говорится о причинах явлений, событий, называется -рассуждение
Рефлексия. Если мы с вами выполнили первый пункт плана, то покажите солнышко.
Работа по второму пункту плана. Что мы должны сделать? Научится определять тип текста
-Леопольд предлагает вам выполнить вот такое задание. У вас на столе лежит листочек, на котором написан алгоритм определения типа текста, но, к сожалению, он так спешил к нам на урок, что все пункты алгоритма перепутались, вам нужно поставить их в правильном порядке.
Алгоритм.
1. Сначала прочитайте текст.
2. Затем определите, на какой вопрос дается ответ в тексте
3. По вопросам и содержанию определить тип текста
-Если вы закончили выполнять задание, то покажите правильной посадкой
-Сейчас осуществите самопроверку по эталону на слайде правильные ответы.
Рефлексия. Если вы правильно выполнили задание, то покажите солнышко.
-Если неправильно выполнили задание, то покажите тучку.
-Если выполнили всё верно, то закрасьте 1 лепесток у ромашки.
Работа в парах. Леопольд подготовил для вас задание, вы будете работать в парах. У вас на столе лежит листок с текстом. Вам необходимо определить его тип.
Карло вошёл в каморку, сел на единственный стул и, повертев и так и этак полено, начал ножом вырезать из него куклу. Первым делом он вырезал на полене волосы, потом — лоб, потом — глаза… Сделал кукле подбородок, шею, плечи, туловище, руки… (А. Толстой)
-Если вы закончили выполнять задание, то покажите правильной посадкой.
-Самопроверка по эталону. А сейчас осуществите самопроверку по эталону.
Рефлексия. Если вы правильно выполнили задание, то покажите солнышко.
Если вы неверно выполнили, то покажите тучку.
-Если вы выполнили всё верно, то закрасьте 1 лепесток у ромашки.
-Давайте вернёмся к тексту, который мы прочитали вначале и определим его тип.
Собака и её тень. Собака шла по дощечке через речку, а в зубах несла мясо. Увидала она себя в воде и подумала, что там другая собака мясо несёт, – бросила своё мясо и кинулась отнимать у той собаки: того мяса вовсе не было, а своё волною унесло. И осталась собака ни с чем. (Л. Толстой.)
-Какой тип этого текста? Повествование.
В нём рассказывается о собаке, которая переходила через реку и уронила кусок мяса. В основе рассказа – событие, поступок. В тексте много действий : шла, несла, увидела, подумала, бросила, кинулась, осталась.
- Сделаем вывод: Как определить тип текста? (Нужно определить, что содержит текст (сообщение, описание или объяснение) и какой вопрос можно поставить к тексту
Работа по третьему пункту плана. Что мы должны сделать? Применить полученные знания на практике.
Работа в группах. Сейчас мы с вами поработаем в группах. Учащиеся 1 группы работают на интерактивной доске, учащиеся второй группы работают на интерактивном дисплее. Вам необходимо определить тип текста. При работе не забывайте о технике безопасности.
1. Не смотрите на луч света, исходящий из мультимедийного проектора
2. Работайте только тыльной стороной стилуса.
3. Не дотрагивайтесь до оборудования сырыми руками
-Ребята первой группы, это те, кто сидит на 1 варианте.
Декабрь. Наступил декабрь. Ударили первые морозы. Холодный ветер качает ветви сонных деревьев. Звери не боятся зимы. У них теплые шубки. Медведь спит в берлоге. Зимующие птицы перебрались ближе к людям. В лесу стоит тишина.
Ребята второй группы, это те, кто сидит на 2 варианте.
Узоры на стекле. Почему появляются на окнах снежные узоры? Дело в том, что водяной пар оседает на холодные стёкла. Он превращается в кристаллы льда. Льдинки соединяются друг с другом. Вот и вырастают на стекле причудливые узоры.
-Взаимопроверка по эталону. Поменяйтесь местами. Осуществите взаимопроверку. Поставьте друг другу оценки.
-Рефлексия. Если вы согласны с ответами, то покажите солнышко.
- Если вы выполнили всё верно, то закрасьте 1 лепесток у ромашки.
V.Самостоятельная работа. А сейчас мы с вами выполним самостоятельную разноуровневую работу. Зеленая карточка- лёгкая, Красная карточка- трудная. Выбирайте любую карточку.
Зеленая карточка: Определите тип текста.
Почему из космоса Земля кажется голубой, а Венера серебристой? Землю и Венеру окрашивает их газовая оболочка (атмосфера). У Земли это голубой кислород, а у Венеры плотная, облачная атмосфера, и издали она кажется серебристой.
Красная карточка: Соотнесите тип текста с вопросами
Что случилось? Текст – описание.
Какой? Текст -
рассуждение.
Почему? Зачем? Текст-повествование.
-Если вы закончили выполнять задание, то покажите правильной посадкой.
Проверка под документ-камерой. Кто выполнял зелёную карточку. Поднимите руку. Проверим работу Саши под документ камерой и осуществим самопроверку по экрану.
-Рефлексия. Если вы также выполнили задание, то покажите солнышко.
-Если вы выполнили неверно, то покажите тучку
-Если вы справились с самостоятельной работой, то закрасьте 1 лепесток у ромашки.
-Если мы с вами выполнили все пункты плана, то закрасьте 1 лепесток у ромашки.
VI. Подведение итогов Подведение итогов. Какая у нас была тема урока? Какие бывают тексты
-Какую мы цель поставили в начале урока? Узнать какие бывают типы текстов
-Если мы с вами достигли цели, то покажите солнышко.
- Как называется тип текста в котором рассказывается, сообщается о последовательности событий? – Повествование
-Как называется текст, в котором описывается внешний вид человека, животного, картина природы, событие?
Как называется тип текста, в котором объясняется, доказывается что-либо; говорится о причинах явлений, событий? Рассуждение
-Если мы с вами выполнили все пункта плана, то покажите солнышко.
-Как нужно относиться к кошкам?
-Как нужно ухаживать за кошками?
- Рефлексия. Если вы довольны своей работой на уроке, у вас все получилось и вам было легко, то покажите солнышко.
-Если вы недовольны своей работой, у вас остались вопросы, вам было трудно, то покажите тучку.
-Я согласна с вашей самооценкой.
-Поднимите руки, у кого закрашены все лепестки, и кто сегодня активно работал на уроке и правильно выполнял все задания, то вы получаете за урок оценку 5.
-Поднимите руку у кого не закрашен 1 лепесток, и кто совершал небольшие ошибки, то вы получаете за урок оценку 4.
-Сегодня вы постарались и очень хорошо потрудились, и поэтому узнали много нового.