Бусовикова Мусонова Оксана Викторовна
Конспект родительского собрания «Юные экспериментаторы» (старший дошкольный возраст)
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 15 с. Кабанск»
Конспект родительского собрания
Тема: «Юные экспериментаторы»
(экспериментально – исследовательская деятельность детей старшего возраста)
Подготовила: воспитатель высшей квалификационной категории
Мусонова О. В.
Публикация «Конспект родительского собрания „Юные экспериментаторы“ (старший дошкольный возраст)» размещена в разделах
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Опыты и эксперименты. Консультации для родителей
- Родительские собрания в детском саду
- Старшая группа
- Темочки
Развитие познавательной сферы дошкольников происходит в различных формах деятельности человека. Наиболее ярко она проявляется в экспериментировании как деятельности, направленной на самостоятельное познание и исследование объектов окружающего мира.
Дошкольники – прирождённые исследователи. И тому подтверждение – их любознательность, постоянное стремление к открытиям, потребность в умственных впечатлениях, желание самому находить решение проблемной ситуации и наша цель - удовлетворить потребности детей, что в свою очередь приведёт к интеллектуальному и эмоциональному развитию.
Основным методом детской исследовательской деятельности это является экспериментирование.
Само слово «эксперимент» уже вызывает интерес.
«Эксперимент (опыт) – особый вид наблюдения, организованный в специально созданных условиях» (А. И. Васильева).
А сколько таится в процессе эксперимента! Взрослые люди экспериментируют в своей жизни постоянно: меняют место работы, стиль жизни, меняются внешне.
Многие думают, что ребёнок и эксперимент, понятия далёкие друг от друга. Но так ли это на самом деле? Крошечный младенец экспериментирует, едва родившись: заплачу – мама подойдёт, засмеюсь – засмеётся и она.
Впоследствии эксперимент приобретает практический характер. Всем мамам знакомы: рассыпанная крупа, разбросанные вещи, посуда, песок в карманах, камешки и монетки во рту ребёнка. А ведь всё это значит, что ребёнок растёт и познаёт окружающий мир.
Мышление, память ребёнка ещё очень неустойчивы. Он может что-то запомнить и осознать, только пережив на собственном опыте. Но не каждая мама позволит своему чаду залезть по локоть в муку, растворить килограмм сахара в кастрюле с водой, принести домой сосульку, ссыпать в кучу крупу или попробовать мылом разрисовать окно.
Экспериментальная деятельность способствует развитию таких качеств личности, как: самостоятельность, любознательность, целеустремлённость, ответственность, инициативность, настойчивость, толерантность.
Эксперименты положительно влияют на эмоциональную сферу детей
они испытывают ни с чем несравнимый восторг, удивление от знакомства с неожиданными свойствами и качествами окружающих и близких предметов.
При применении в дошкольном учреждении метода экспериментирования, в процессе эксперимента развиваются:
- мышление (вывод: вода на холоде превращается в лёд, а в тепле – тает);
- внимание и память (запомню – дома сделаю и расскажу);
- речь (обсуждение);
- воображение (что произойдёт со льдинкой, куда полетит пёрышко, если на него подуть);
- трудовые навыки;
- мелкая моторика (игры с песком, солью, крупами, мелкими камешками или бусинами.
Конечно же, нельзя забывать и о том, что во время таких игр формируются навыки общения, соучастия, сопереживания, взаимопомощи (не может Катя отделить горох от фасоли – Даша предложит свою помощь).
Дети учатся анализировать произошедшее не только во время игры, но и намного позже. Они гордятся своими успехами, делятся опытом со своими друзьями и близкими. В свою очередь, мама обязательно удивится, узнав, что камень тонет, а кора дерева – нет. И здесь очень важна реакция взрослого, похвала, поощрение ребёнка за это открытие.
Взрослый и ребёнок обмениваются опытом, знаниями, переживаниями, - и это очень ценное приобретение для обеих сторон.
Важное значение имеет то, что в процессе экспериментирования ребёнок имеет возможность удовлетворить свою любознательность («Почему?», «Зачем?», «Как?», «Откуда?», «Как устроен мир?», почувствовать себя первооткрывателем.
При проведении детских экспериментов необходимо придерживаться следующей структуры:
1. Проблемная ситуация;
2. Целеполагание (поиск путей решения проблемы);
3. Выдвижение гипотез (как, с помощью чего, что получается);
4. Обсуждение увиденных результатов;
5. Формулировка выводов.
Эксперименты могут быть:
- по количеству детей: индивидуальные, групповые, фронтальные;
- по количеству проведения: однократные и цикличные;
- по месту проведения: в групповой комнате, на участке, в саду, огороде и т. д. ;
- по характеру мыслительных операций: констатирующие, сравнительные, обобщающие.
Главное достоинство метода экспериментирования заключается в том, что он даёт детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания.
А так как современный мир динамичен, выжить в нём, опираясь на наработанные стереотипы - невозможно, человек должен постоянно проявлять исследовательскую поисковую активность. Поэтому формирование исследовательских умений дошкольников, одна из важнейших задач современной образовательной практики в рамках новых образовательных стандартов
Исходя из актуальности темы и понимая, какое значение имеет детское экспериментирование, мной разработан проект «Хочу всё знать!»
И сегодня я хочу познакомить вас с целью и задачами проекта, а также каждому предложить создать домашнюю лабораторию для проведения совместных экспериментов и затем обменяться опытом.
Итак, цель проекта: развитие познавательной активности детей дошкольного возраста средствами детского экспериментирования. Исходя из цели определила задачи:
- создать условия для экспериментальной деятельности детей.
- развивать интерес детей к поисково-экспериментальной деятельности, наблюдательность.
- формировать опыт выполнения правил техники безопасности при проведении экспериментов.
- развивать умение сравнивать, анализировать, обобщать, делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи.
- способствовать формированию коммуникативных и творческих навыков.
- воспитывать гуманное, бережное отношение к окружающему миру.
- повысить уровень психолого-педагогических знаний родителей, вовлекая их в процесс формирования познавательной активности у детей дошкольного возраста.
Где же лучше заниматься с детьми исследовательской деятельностью?
Наиболее успешно занятия в форме опытно-экспериментальной деятельности проходят условиях, уголков исследований, где имеется оборудование и материалы, необходимые для проведения опытов.
В свою очередь, я, поддерживая и развивая интерес детей к познанию окружающего мира, постаралась создать необходимые условия для экспериментальной деятельности.
В «Центре науки» нашей группы, оборудовала мини – лабораторию, девиз которой – «Хочу всё знать!». Постоянными персонажами лаборатории являются – мудрая тётушка Сова, которая всё знает и делится опытом и девочка Почемучка - она ничего не знает, но хочет всему научиться.
В лаборатории находятся разнообразные материалы и оборудование, необходимые для экспериментальной деятельности:
- познавательная и методическая литература: А. И. Ивановой, Н. А. Рыжовой, С. Н. Николаевой, И. Э. Куликовской; энциклопедии для детей: «Вулканы», «Земля и вода», «Тайны природы»;
- приборы: микроскопы с набором материалов для исследования, лупы, магниты, пробирки, колбы, мерные стаканчики, весы, песочные часы, песочные наборы, различные ёмкости;
- картотека опытов и схемы их проведения;
- дидактические игры познавательного характера;
- утилизированный материал;
- природный материал;
- неструктурированный материал: песок, сахар, соль, опилки и др. ;
- иллюстрации для ознакомления с растительным и животным миром;
- коллекции видов тканей, бумаги, семян, ракушек, пуговиц;
- гербарии цветов, листьев;
- печатки для игр и экспериментирования с песком и снегом;
- снегомер;
- фартуки, нарукавники, колпачки для проведения опытов.
Развитие познавательной исследовательской активности детей проводим через различные формы: это прежде всего организованная совместная образовательная деятельность (т. е. занятия).
А также, настольные игры с различным материалом; дидактические игры и упражнения; обсуждение проблемных ситуаций; общение; прогулки.
Совместно с детьми, разработали условные обозначения – разрешающие и запрещающие знаки.
При оборудовании лаборатории учитывала такие требования, как: безопасность, мобильность, достаточность, доступность.
При проведении экспериментальной деятельности обязательно соблюдение правил безопасности.
Уважаемые родители, как Вы думаете, какие правила необходимо учитывать, проводя эксперимент с живым и не живым объектом?
(ответы родителей)
Правила безопасности жизнедеятельности детей:
1. Работать под наблюдением взрослого;
2. Все вещества брать только ложечкой или пинцетом;
3. Не брать ничего в рот;
4. Не трогать грязными руками глаза;
5. Не подносить близко к носу;
6. Пользоваться защитной одеждой;
7. Работать, не торопясь, аккуратно.
Позиция взрослого во время исследовательской деятельности – быть всегда вместе (рядом) с детьми, в общем круге, за реальным круглым столом, приглашающем к равному участию в работе, обсуждении, исследовании. Почувствовать себя учёным, исследователем, первооткрывателем, ребёнок может только в том случае, если рядом с ним не учитель - назидатель и наставник, а равноправный партнёр, соучастник деятельности, проявляющий искреннюю заинтересованность и уважение к результату других. И так как вы, уважаемые родители - являетесь соучастниками образовательной деятельности, большая роль в исследовательской деятельности отводится вам. Потому что, только при совместной деятельности можно добиться положительного результата: дети научатся координировать свои действия с действиями партнёров, принимать их точку зрения, прислушиваться к чужому мнению, что будет способствовать саморазвитию личности каждого ребёнка.
Поэтому, для повышения вашей компетентности в вопросах исследовательской деятельности, мы наметили план работы. Проведённое анкетирование показало, что большинство родителей понимают роль исследовательской деятельности в развитии детей и считают это направление - эффективным.
Увлекательным занятием наших детей стали походы в районную детскую библиотеку, где в распоряжении ребят очень много различных познавательных доступных по содержанию журналов, энциклопедий.
Напоминаю, что и для вас, уважаемые родители, в нашей приёмной, на информационном стенде, мы предлагаем: консультации, рекомендации, памятки по экспериментальной деятельности, описание опытов в домашних условиях.
А сейчас, уважаемые родители, мы предлагаем вам обменяться опытом, послушать, как привлечь ребёнка к экспериментальной деятельности, что необходимо учесть, какие были трудности при проведении опытов.
(обмен опытом).
Спасибо за внимание!