Людмила Моисеева
Конспект НОД «Золотое правило». Психогимнастика (старший дошкольный возраст)
▼ Скачать + Заказать документы
Продолжение проекта "Всегда иди дорогою добра!"
В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня, состоит в разрушении личности. Сегодня материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, патриотизме.
Публикация «Конспект НОД „Золотое правило“, Психогимнастика (старший дошкольный возраст)» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Психогимнастика, релаксация. Снятие эмоционального напряжения
- Работа психолога. Конспекты занятий
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2018
Вопросы духовно-нравственного воспитания человека волновали общество всегда и во все времена. Всем нам понятно, что доброта стала наиболее дефицитным явлением в окружающем мире. Но, как сказал Г. Манн: «Повсюду, где есть человек, есть и возможность проявить доброту».
Самое важное в этом – не давать детям уже оформившееся понимание, свои взрослые мысли, а пригласить детей в мир добродетелей, открыть им добрые сердца людей, живших и живущих в этом мире, помочь им захотеть жить, как эти люди. [/i]
Цель:
Создать условия, которые помогут детям осознать отличия добра и зла. Если кому-то плохо даже от твоего доброго поступка – он не может быть назван хорошим. Помочь детям осознать понятия добро и зло, радость и печаль, дружба и ссора, ложь, правда.
Материалы и оборудование: фломастеры, сложенные листы бумаги с номерами в «окошечках» о 1 до 8. Нарисованных два дерева Добра и Зла, яблоки красные и зеленые, металлический поднос, спички.
Предварительная работа: знакомство с пиктограммами, беспредметное рисование «Добро и зло», чтение художественной литературы по теме.
Ход деятельности
1. Создание мотивационного поля (организационный момент): Воспитатель: Давайте вспомним о человеке, который вырастил два дерева. Что произошло, когда деревья выросли? (свободные ответы детей)
«Всякое дерево, не приносящее плоды, или, приносящее плохой плод, уничтожается…»
Воспитатель: Если человек совершает плохие поступки, то и дерево его жизни злое и наоборот, если человек совершает хорошие добрые поступки, то и дерево его жизни доброе.
Предлагаю посмотреть на эти два дерева - какое из них дерево добра, а какое зла? Почему вы так считаете? (свободные ответы детей)
2. Актуализация знаний и затруднений в образовательной ситуации. Сейчас я напомню вам несколько случаев из нашей с вами жизни, а вы постарайтесь определить, какой плод от каждого из этих случаев вырастал, и на какое дерево его надо повесить.
1. Недавно нашим ребятам надо было выступать. И когда они пошли в музыкальный зал, увидели, что идет физкультурное занятие у малышей. Им стало очень интересно. Они пристроились к малышам и стали делать вид, что занимаются вместе с ними: малыши идут по дорожке и наши ребята идут по дорожке, малыши кувыркаются и наши ребята кувыркаются, малыши идут по лесенке и наши ребята идут по лесенке. Весело… В конце концов один из наших ребят провалился на лесенке – еле-еле вытащили его.
Как вы думаете – хорошо или плохо сделали наши ребята? Почему вы так считаете? (свободные ответы детей)
2. Одна девочка не хотела ходить в детский садик, потому что ее подружка заболела и перестала ходить. И она по утрам плакала и ссорилась с мамой. Потом ребята посоветовали этой девочке подружиться с кем-нибудь еще. Она так и сделала. И по утрам никогда теперь не плачет.
Как вы думаете – хорошо или плохо поступила девочка? Почему вы так считаете? (свободные ответы детей)
3. Принес мальчик много конфет, угостил все своих друзей. Ребята съели конфеты, а фантики раскидали по всей группе. Настал завтрак, и ребята не стали есть кашу.
Как вы думаете – хорошо или плохо сделал мальчик? Почему вы так считаете? (свободные ответы детей)
4. Девочка принесла в группу два мандарина. И обещала один отдать своей лучшей подружке. Но потом разделила мандарин на дольки и раздала всем детям. И ее подружке досталась только одна долька…
Как вы думаете – хорошо или плохо поступила девочка? Почему вы так считаете? (свободные ответы детей)
5. Разодрались в группе мальчики. Устроили целую войну. Воспитатель, увидев такую свалку разъяренных мальчишек, спросила: Кто начал? И все сказали, что виноват вот этот мальчик. А он был заядлым задирой, поэтому воспитатель, не слушая его объяснений, наказала мальчика.
Как вы думаете – хорошо или плохо поступила воспитатель, наказав зачинщика? Почему вы так считаете? (свободные ответы детей)
6. Есть в нашей группе мальчик, он сильный, занимается спортом и всегда приходит на помощь ко всем, кто поссорится. Он сам наказывает «виноватого». И «виноватый» остается со слезами.
Как вы думаете – хорошо или плохо сделал мальчик? Почему вы так считаете? (свободные ответы детей)
7. Играли дети на улице и решили покататься на горке. А горка уже начала таять и ломаться. Катались, катались и вдруг мальчик сдернул шапку с другого мальчика, а тот не стал долго ждать и сделал то же самое, т. е. то же снял с обидчика шапку и бросил ее подальше.
Как вы думаете – хорошо или плохо сделал мальчик? Почему вы так считаете? (свободные ответы детей)
8. Две подружки поссорились из-за того, что одна из них сказала: «Я с тобой не буду играть, потому что пришла другая их подружка, и она будет только с ней играть».
Как вы думаете – хорошо или плохо поступила девочка? Почему вы так считаете? (свободные ответы детей)
Воспитатель: Ну а теперь давайте посчитаем плоды на наших деревьях (сосчитать яблоки всем вместе)
Воспитатель: Как вы уже увидели, что плохих поступков в нашей группе пока больше, чем хороших. А это значит, мы не умеем жить правильно и этому надо учиться.
Я видела, что, когда я читала истории из нашей жизни, многим детям было стыдно – они краснели, отводили свой взгляд. Это значит не все у нас потеряно, и все можно изменить. Как это сделать? (свободные ответы детей)
Что сделал человек с деревом, приносящим плохие плоды? (свободные ответы детей)
Мы с вами сделаем то же самое – сожжем «Дерево Зла» (сжечь дерево).
Воспитатель: Мы сожгли «Дерево Зла» и пусть в нашей жизни не будет зла и ненависти. Давайте совершать только добрые поступки, чтоб никогда возле нас не росли «Деревья Зла».
А на «Дерево Добра» мы каждый день будем вешать все новые и новые плоды хороших дел и поступков. Будем следовать «Золотому правилу»
«Итак, во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, поступайте и вы с ними»
Давайте потихоньку повторим «Золотое правило» (повторить хором)
3. Открытие детьми нового знания и самостоятельное применение нового знания на практике:
Воспитатель: Хочу открыть вам секрет. Мы с вами рисовали красками чувства, звуки, свои ощущения. А теперь будем учиться рисовать мысли. Но мысли мы будем рисовать пиктограммами - значками и символами.
Я буду называть мысль, а вы быстро нарисуете тот символ или знак, который появился у вас в голове. У вас на листе бумаги есть окошечки под номерами. Под цифрой рисуете:
1. Радость
2. Печаль
3. Дружба
4. Ссора
5. Добро
6. Зло
7. Правда
8. Ложь
Рефлексия (итог): Вы хотите узнать, что я нарисовала при слове радость? Проходите на ковер и не забудьте взять свои листочки (дети садятся в круг, беседу проводить очень тихим и спокойным голосом).
Воспитатель: Я нарисовали много детских лиц, потому что я радуюсь, когда прихожу на работу, вижу ваши лица, веселые глаза, улыбки.
А что, вы нарисовали? (спросить всех детей)
(в разборе последующих рисунков, воспитатель рассказывает о своем рисунке последним).
Вам сложно было нарисовать, что такое правда и ложь (здесь надо выбрать, те рисунки, которые больше всего затрудняли детей, значит, вы не совсем знакомы с этими понятиями. В следующий раз мы поговорим об этом.
Сегодня утром со мной произошла интересная история – я встретила двух мальчиков: Злюку и Вреднюку. Они очень просились в наш детский сад. Я спросила их, а что вы умеете делать? «Давать советы!» – услышала я. Хотите послушать их советы?
Злюка: Бейте палками лягушек - это очень интересно.
Отрывайте крылья мухам, пусть побегают пешком.
Тренируйтесь ежедневно, и наступит день счастливый –
Вас в какое-нибудь царство примут главным палачом!
Вреднюка: Если вас поймала мама за любимым делом вашим.
Например, за рисованьем в коридоре на обоях,
Объясните ей, что это ваш сюрприз в 8 марта.
Называется картина: «Милой мамочке портрет».
Воспитатель: Вам понравились советы? (свободные ответы детей)
Возьмем к себе Злюку и Вреднюку? (свободные ответы детей).
Я им передам ваш ответ. Спасибо.
И как сказал один восточный мудрец: "Ребенок – это не сосуд, который нужно заполнить, а огонь, который нужно зажечь", будем зажигать в сердцах наших детей добро.
Спасибо за внимание!