Елена Николаевна Радыгина
Конспект НОД по познавательной деятельности «Путешествие в лес» (старший дошкольный возраст)
▼ Скачать +Заказ
Цель: Закреплять знания основных особенностей флоры леса; уметь выразительно с помощью мимики и пантомимики, эмоций, речи отображать представляемые образы и действия, которые происходят с ними.
Задачи:
Образовательные: Учить сравнивать деревья по внешним признакам (толщине и гибкости веток, цвету и особенностям коры, в форме листа).
Развивающие: Развивать внимание, логическое мышление, умение анализировать, обобщать, делать выводы. Развивать связную речь у детей.
Публикация «Конспект НОД по познавательной деятельности „Путешествие в лес“ (старший дошкольный возраст)» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лес. Прогулки и путешествия по лесу
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2017
Воспитательные: Воспитывать интерес к изучению удивительного мира растений. Учить беречь природу. Способствовать формированию коммуникативных навыков.
Ход НОД.
Воспитатель. Ребята! Сегодня мы с вами отправимся в лесную сказочную страну (чтение стихотворения).
«Сказка леса».
Из душистых веток сплетена завеса,
Не пускают ветра сосны к сердцу леса.
Там в тиши прохладной есть ручей журчащий,
Свежий и прохладный, чистый и блестящий.
И, пугливо прячась в травке побережной,
В тот ручей глядится ландыш белоснежный,
И хранит из веток крепкая завеса
Дремлющую сказку — сказку в сердце леса.
Воспитатель. Ребята, а кто главные жители этой сказочной страны?
Дети. Эти жители – деревья.
Воспитатель. Правильно! Конечно деревья! А какую пользу приносят деревья?
Дети. Деревья очищают воздух. Они вдыхают грязный запах, а выдыхают чистый! Из древесины люди делают мебель, посуду, музыкальные инструменты, бумагу.
Воспитатель. Чем похожи деревья между собой?
Дети. У них есть корень, ствол, ветки, листья.
Воспитатель. Где ещё растут деревья?
Дети. В парке, в саду, вдоль дорог.
Воспитатель. Каким бывает лес?
Дети. Хвойным, лиственными, смешанным.
Воспитатель. Ребята, давайте представим, что мы зашли в лес. (Воспитатель сначала медленно, а потом быстрее задаёт темп). Какой мягкий мох! Идём по нему неслышно, на носочках. Впереди непролазная чаща. Вставайте все за мной. Пойдёмте по узкой тропинке. Не отставайте, ступайте точно друг за другом. Что вы видите в лесу?
Дети. Растут деревья, кустарники, трава, цветы.
Воспитатель. Сейчас вы будете отгадывать, какие деревья и кустарники попадаются нам на пути. Слушайте первую загадку.
Не заботясь о погоде,
В сарафане белом ходит,
А в один из тёплых дней
Май серёжки дарит ей.
Дети. Это берёза.
Воспитатель. Правильно. На нашем пути берёзовая рощица. Берёзы как будто встали в хоровод, как девушки - красавицы. Покажите, какие берёзки стройные. Опустили свои гибкие веточки вниз, покачиваются на ветру, звенят серёжками.
Воспитатель. Продолжаем свой путь. А вот другая загадка.
Тёмной он покрыт корой,
Лист красивый, вырезной.
А на кончиках ветвей.
Много – много желудей.
Дети. Это дуб.
Воспитатель. Правильно. Вот и дубовая роща. Или по-другому сказать – дубрава. Дубы кряжистые, столетние. Ну-ка, встаньте, как столетние дубы, раскиньте могучие ветви. Даже сильный ветер не может вас качнуть! А вот листочки покачиваются и жёлуди падают вниз.
Воспитатель. Двигаемся дальше. О чём я говорю?
Если дунет ветерок,
Задрожит его листок.
Ветерок совсем не сильный,
Но дрожит листок…
Дети. Осины.
Воспитатель. Верно! На пути осинник. Тоненькие осины дрожат от ветра. Покажите, как они дрожат. Все листочки трепещут.
Воспитатель. Продолжаем наш путь. Слушайте загадку.
Мои нежные цветочки
Лечат деток от простуды.
Для шмелей и пчёлок летом
Я стараться очень буду.
Дети. Это липа.
Воспитатель. В старину об этом дереве говорили: «Оно человека обувает, кормит и поит». Потому что из коры этого дерева делали лапти, из древесины мастера вырезали ложки, миски и другую домашнюю утварь. Из цветков и плодов липы люди делают целебные отвары и настои, которые применяют при простудных заболеваниях. Покажите, как будем собирать соцветия липы.
Воспитатель. А что сейчас нам повстречалось на пути?
Что же это за девица?
Не швея, не мастерица.
Ничего сама не шьёт,
А в иголках круглый год?
Дети. Это ель.
Воспитатель. Правильно. Это дерево не редко называют «поющим», потому что из его древесины делают важные детали для музыкальных инструментов. Семена этого дерева очень вкусные, полезные и питательные. Покажите, как мы укололись ёлкой.
Воспитатель. Прислушайтесь, что-то журчит рядом. Это лесной ручеёк зовёт нас к себе. Встаньте цепочкой. Мы побежим как лесной ручеёк. Напоим травы, деревья, кустарники, животных. (Дети имитируют движения).
Вот наш ручей и добежал до самого детского садика. Вот мы и дома.
Физкультминутка «Выросли деревья в поле».
Выросли деревья в поле.
Хорошо расти на воле! (Потягивания – руки в стороны).
Каждое старается,
К небу, к солнцу тянется. (Потягивания руки вверх).
Вот подул веселый ветер,
Закачались тут же ветки, (Дети машут руками).
Даже толстые стволы
Наклонились до земли. (Наклоны вперед).
Вправо-влево, взад-вперед –
Так деревья ветер гнет. (Наклоны вправо-влево, вперед-назад).
Он их вертит, он их крутит.
Да когда же отдых будет? (Вращение туловищем).
Ветер стих. Взошла луна.
Наступила тишина. (Дети садятся за столы).
Воспитатель. А сейчас мы поиграем в игру «Найди причину». Я буду начинать предложение, а вы его будете заканчивать. Приготовились?
Дети. Да.
Воспитатель. В лесу было много поваленных деревьев, потому что… (ответы детей).
Дерево загорелось, потому что (ответы детей).
В засушливое лето в лесу не было пожаров, потому что (ответы детей).
Посаженное молодое деревце так и не выросло, потому что (ответы детей).
С дерева стали облетать листья, потому что (ответы детей).
На деревьях появились почки, потому что (ответы детей).
Деревья стояли голые, потому что (ответы детей).
В еловом лесу темно и гулять в нём трудно, потому что (ответы детей).
Леса считают «лёгкими нашей планеты», потому что (ответы детей).
Воспитатель. Молодцы, ребята! Давайте попробуем объяснить смысл пословицы «Дерево скоро сажают, да не скоро с него плоды собирают».
(Ответы детей).
Воспитатель. Дети, а как люди должны вести себя в лесу?
Дети. В лесу не нужно ломать и вырубать деревья, кричать,
разжигать костры и мусорить.
Воспитатель. Правильно. В конце нашего занятия я хочу прочитать вам стихотворение о правилах поведения человека в лесу. Хочу, чтобы вы его запомнили и всегда придерживались этих правил. (Чтение стихотворения).
Если в лес пришел гулять, свежим воздухом дышать,
Бегать, прыгать и играть, только, чур, не забывать,
Что в лесу нельзя шуметь, даже очень громко петь.
Испугаются зверушки, убегут с лесной опушки.
Ветки дуба не ломать, никогда не забывать
Мусор с травки убирать! Зря цветы не надо рвать!
Из рогатки не стрелять! Ты пришел не убивать!
Бабочки пускай летают, ну кому они мешают,
Здесь не нужно их ловить, топать, хлопать, палкой бить.
Ты в лесу всего лишь гость. Здесь хозяин дуб и лось.
Их покой побереги. Ведь они нам не враги.