Марина Домоевская
Конспект родительского собрания в группе раннего возраста «Играя, развиваем речь»
▼ Скачать
Конспект родительского собрания в группе раннего возраста «Играя, развиваем речь»
Цель: Повышение родительской компетенции в вопросах речевого развития детей раннего возраста.
Задачи:
1. Познакомить родителей с играми и упражнениями, помогающими формировать речь ребенка, через активные формы работы.
Публикация «Конспект родительского собрания в группе раннего возраста „Играя, развиваем речь“» размещена в разделах
- Игрушки. Консультации для родителей
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Младшая группа
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Родительские собрания в детском саду
- Темочки
2. Поддерживать инициативу родителей (законных представителей) к сотрудничеству с педагогами ДОУ в вопросах безопасности дорожного движения.
Формы проведения: «аукцион»
Возраст детей: от 1 до 3 лет
Оборудование и оформление: молоток, ноутбук, проектор, вырезанные из тонкой двухсторонней бумаги белые снежинки; тарелочки 3-4 штуки; фасоль, горох, видео дыхательной и артикуляционной гимнастики; мешочек сигрушками.
Продолжительность собрания: 1-1,5 часа
Предварительная работа: оформление выставки дидактических игр и пособий по развитию речи.
Ход собрания
Ведущий-аукционист: Добрый вечер, уважаемые родители! Мы рады приветствовать Вас на Аукционе речевого развития. Аукцион – это публичная продажа товаров с использованием торгов. Товар продается в присутствии многих желающих – покупателей. Цена товара определяется в процессе того, как покупатели торгуются между собой за право купить товар.
Аукционеры – Вы, уважаемые родители. Аукционеры имеют право ознакомиться и приобрести тот или иной заинтересовавший их лот. Он достанется тому, кто быстрее поднимет сигнальную карточку и правильно ответит на вопрос. За правильный ответ выдается жетон. В конце собрания родитель, у которого собралось наибольшее количество жетонов, получает приз. Итак, внимание!
Аукционист: Аукцион открыт (стук молотка). Объявляются торги речевого развития.
Тема торгов «Играя, развиваем речь» Сегодня мы научимся некоторым играм и упражнениям по развитию речи детей, которые вы сможете проводить дома.
Представляем вашему вниманию лот №1.
Лот достанется тому, кто правильно ответит на вопрос: Назовите наиболее значимые факторы успешного речевого развития ребенка.
Ответ:
• Эмоциональное общение родителей с ребенком с момента рождения.
• Общение ребенка с другими детьми.
• Речь взрослого – пример для подражания.
• Чтение детской художественной литературы.
• Игра взрослого с ребёнком.
Аукционист: Продано! (стук молотка). Торг выиграл (Ф. И. О. родителя, ответившего правильно на вопрос). Победителю вручается жетон. Поприветствуем.
Аукционист: Дошкольный возраст – этап активного речевого развития. В формировании речи ребенка большую роль играет его окружение, а именно, родители и педагоги. От того, как вы говорите с детьми, сколько внимания уделяете речевому общению с ребенком, во многом зависит успех его в усвоении языка. Существует множество игр, незамысловатых упражнений по развитию речи у детей, которые легко использовать по дороге в детский сад, на прогулке или перед сном. Развитие речи дошкольников в игре – это еще и дополнительная эмоциональная связь между вами и вашим ребенком, это радость от общения, формирование доверительных и дружеских отношений.
Аукционист: Представляем вашему вниманию лот № 2.
Лот достанется тому, кто правильно ответит на вопрос. Внимание на экран. (на экране дети выполняют комплексы артикуляционной гимнастики). Вопрос звучит так «Что делает ребёнок? Для чего это нужно?»
Ответ: Артикуляционную гимнастику. Улучшить кровоснабжение артикуляционных органов и их нервную проводимость; улучшить подвижность артикуляционных органов; укрепить мышечную систему языка, губ, щек; научить ребенка удерживать определенную артикуляционную позу; увеличить амплитуду движений; уменьшить напряженность артикуляционных органов; Подготовить ребенка к правильному произношению звуков.
Аукционист: Продано! (стук молотка) Торг выиграл (Ф. И. О. родителя, ответившего правильно на вопрос) Победителю вручается жетон. Поприветствуем!
Аукционист: Артикуляционная гимнастика является основой формирования речевых звуков; помогает подготовить ребёнка к правильному произношению звуков и включает упражнения для тренировки подвижности органов артикуляции, отработки определенных положений губ, языка, мягкого неба.
1. Артикуляционная гимнастика обязательно должна проводиться систематично. Желательно заниматься 2 раза в день.
2. В процессе выполнения необходимо следить за качеством выполнения движений, снижение качества - признак переутомления, лучше этого не допускать.
3. В раннем возрасте артикуляционная гимнастика проводится с целью обрести целенаправленность движений языка, выработать полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата.
4. Одно артикуляционное упражнение выполняется несколько раз (3-4 упражнения)
5. Все упражнения должны выполняться в игровой форме.
Аукционист: А теперь я предлагаю вам попробовать выполнить артикуляционные упражнения. Каждому из вас выданы описания артикуляционных упражнений, которые я рекомендую выполнять с ребенком дома. Сейчас мы попробуем их выполнить. И я расскажу на что именно нужно обратить внимание.
Выполнение артикуляционной гимнастики «Улыбка», «Хоботок», «Покусаем язычок», «Лопаточка», «Заборчик», «Окошечко», «Надуть щёки»
Аукционист: Как вы могли заметить, мы потратили всего несколько минут, на то чтобы выполнить эти упражнения. Выполнение артикуляционной гимнастики не доставит вам большого труда, а ребенку принесет большую пользу, и позволит вам наблюдать за его прогрессом.
Аукционист: Представляем вашему вниманию лот № 3.
Лот достанется тому, кто правильно ответит на вопросы. Внимание на экран.
Аукционист: Что делают дети? Для чего это нужно? Для чего необходимо правильное речевое дыхание?
Ответ: Дыхательная гимнастика. Дыхательные упражнения способствуют насыщению кислородом каждой клеточки организма. Умение управлять дыханием способствует умению управлять собой. Кроме того, правильное дыхание стимулирует работу сердца, головного мозга и нервной системы, избавляет человека от многих болезней, улучшает пищеварение.)
Аукционист: Продано! (стук молотка) Торг выиграл (Ф. И. О. родителя, ответившего правильно на вопрос) Победителю вручается жетон. Поприветствуем!
Аукционист: Речевое дыхание помогает детям не только чётко произносить фразы, но и регулировать громкость собственного голоса в зависимости от ситуации.
Игры, способствующие формированию правильного дыхания, следует ограничить по времени. Из-за глубоких вдохов и выдохов у ребёнка может закружиться голова.
Аукционист: А теперь я предлагаю вам попробовать выполнить некоторые дыхательные упражнения. Основное правило всех дыхательных упражнений – это вдох носом и выдох ртом, не надувая щек.
Снежинки
Оборудование: вырезанные из тонкой двухсторонней бумаги белые снежинки;
Ход игры: Положить снежинку на ладошку и предлагаем подуть ребенку на неё.
Эта игра способствуют развитию правильного речевого дыхания
Аукционист: Представляем вашему вниманию лот № 4
Лот достанется тому, кто правильно ответит на вопрос «Как обогатить словарный запас ребенка?»
Ответ: пополняется благодаря общению с окружающими людьми, чтению каких-либо текстов, с помощью общения в бытовых ситуациях и т. д.
Аукционист: правильно!
Аукционист: Продано! (стук молотка) Торг выиграл (Ф. И. О. родителя, ответившего правильно на вопрос) Победителю вручается жетон. Поприветствуем!
Аукционист: Красивая и грамотная речь – очень важный показатель интеллектуального развития. Чем богаче словарный запас ребенка – тем более развитым он растет, тем легче ему дается обучение всему новому. Пополняется словарный запас благодаря общению с окружающими людьми
Аукционист: Теперь вашему вниманию предоставляются игры на расширение словарного запаса детей.
Игра «Позови»
Задачи: Совершенствовать понимание речи; побуждать к обращению и активным ответным действиям (произношению звукосочетаний и облегченных слов, манипулированию с игрушками).
Содержание игры: Взрослый ставит игрушки на стол, дает возможность ребенку полюбоваться ими; интересуется, понравились ли игрушки.
Предлагает поиграть с ними, например, «Саша, позови собачку, скажи: «Иди, иди ко мне». Взрослый манит игрушку рукой, зовет, побуждая ребенка подражать жесту и словам. Когда собачка «подходит», гладит ее, «кормит», спрашивает: «Что делает собачка?» (Ест, прыгает, лает, прячется)
Затем обращается к ребенку и предлагает позвать зайца (куклу и т. д.).
Одновременно подвинуть зайца (куклу и т. д.) к ребенку и сказать: «Иди, зайка, к Мише. На, Миша, возьми зайку. Скажи: «Дай зайку, дай, дай!» (Жест рукой)
Такие же действия повторяются с другими игрушками. Главное - вызвать у детей желание звать, показывать, приносить, гладить, кормить и т. д.
Примечание: Если ребенок ничего не говорит, но показывает игрушку и выполняет нужные действия, значит, он понимает вашу речь.
Вариант игры: Взрослый поочередно прячет игрушки, спрашивает у детей, кто «убежал». Предлагает найти, позвать, принести и т. д. Игра повторяется несколько раз.
Игра «Кто как кричит»
Задачи: Закреплять умения находить и выбирать знакомую игрушку; повторять, подражая взрослому, звукосочетания и слова; называть слова по собственной инициативе.
Взрослый показывает игрушку, производит действия с ней. Например, берет пушистую собаку, «ведет» ее, прикасается ребенку и говорит: «Ой, какая собачка! Хорошая собачка! Саша, что делает собачка? (Собака «бежит» к Саше.) Как собачка лает? Ав, ав! (Обращается поочередно к детям.) Повтори».
Такие же действия производятся с другими игрушками. Звукосочетания (мяуканье, кудахтанье и т. д.) произносятся тихо и громко, с разной интонацией.
Затем взрослый предлагает ребенку принести любую игрушку, назвать ее, спрашивает, как она «разговаривает» (лает, рычит и т. д., повторяет за малышом произнесенные им звуки, поправляет, если он допустил ошибку. Можно поставить ребенка в условия выбора: «Какую игрушку ты хочешь взять?» Или сразу предложить принести, например, кошку. Спросить: «Кого ты принес? Кошку, кису принес. Как кошка мяукает? Правильно, кошка мяукает; «мяу, мяу».
Игру можно усложнить: спрятать игрушку в комнате и предложить ребенку позвать, например, «Мяу-мяу, где кошка; Мяу-мяу, иди сюда!» и т. д.
Аукционист: Представляем вашему вниманию лот № 5.
Лот достанется тому, кто правильно ответит на вопрос. Что делают дети? Для чего нужна пальчиковая гимнастика?
Ответ: Пальчиковую гимнастику. Она способствуют развитию ловкости пальцев (этот фактор будет важен для освоения письма); активизируют речевые центры; развивают внимание, память, воображение.)
Аукционист: Правильно. Продано! (стук молотка). Торг выиграл (Ф. И. О. родителя, ответившего правильно на вопрос) Победителю вручается жетон. Поприветствуем!
Аукционист: Пальчиковые игры влияют на пальцевую пластику, руки становятся послушными, что помогает ребенку в выполнении мелких движений, необходимых в рисовании, а в будущем и при письме.
Начинать пальчиковую гимнастику рекомендуется с разминки пальцев: сгибания и разгибания. Можно использовать для этого упражнения резиновые игрушки с пищалками.
Упражнение начинается с объяснения его выполнения, показывается поза пальцев и кисти.
Сначала все упражнения выполняются медленно. Если ребенок не может самостоятельно принять позу и выполнить требуемое движение, педагог берет руку ребенка в свою и действует вместе с ним; можно научить ребенка самого поддерживать одну руку другой или помогать свободной рукой действиям работающей.
Постепенно от показа переходят к словесным указаниям.
При выполнении упражнений обращается внимание на качество составления фигуры, согласованность движений отдельных пальцев и всей кисти.
Работу по развитию движений пальцев и кисти рук следует проводить систематически по 2-5 минут ежедневно.
Вашему вниманию предлагаются игры на развитие мелкой моторики.
Пальчиковые игры: «Апельсин»
Мы делили апельсин
(левая рука в кулачке, правая ее обхватывает).
Много нас, а он один.
Эта долька – для ежа.
(правой рукой поочередно разжимаем пальчики на левой руке).
Эта долька – для чижа.
Эта долька – для котят.
Эта долька – для утят.
Эта долька – для бобра
А для волка – кожура!
(встряхиваем обе кисти).
Для развития мелкой моторики хорошо использовать мозаику, шнуровку, бусы, конструктор.
Игра «Золушка»
Предлагается разложить по разным тарелочкам сушеный горох, фасоль и т. д.
Аукционист: Представляется вашему вниманию лот № 8.
Лот достанется тому, кто правильно ответит на вопрос «Как развивать у детей связную речь?»
Ответ: чтение, беседа по содержанию кукольных спектаклей, цирковых представлений, когда содержание захватывает их эмоционально.)
Аукционист: Продано! (стук молотка). Торг выиграла (Ф. И. О. родителя, ответившего правильно на вопрос) Победителю вручается жетон. Поприветствуем!
Аукционист: Из произведений можно выяснить, что такое хорошо, что такое плохо, как можно и как нельзя поступать. Дети учатся понимать такие моменты, анализировать их с помощью взрослых и самостоятельно в дальнейшей деятельности. С помощью рассказов и сказок у малыша развивается воображение. Слушая описание героев или событий, он строит в голове их образ, фантазирует, додумывает, строит логические цепочки. Детский коллектив в дошкольном учреждении разнообразен, поэтому стоит учитывать особенности и пожелания каждого.
А теперь вашему вниманию предоставляются Игры, способствующие развитию связной речи.
Игра «Что в мешочке?»
Ребенок должен опустить руку в мешок и, не вытаскивая предмет, на ощупь определить и назвать то, что он ощупывает. Например, про мяч. Это мяч. Он синий с белой полоской, резиновый, круглый. Его можно кинуть, ударить о стену или бросить на пол. Игра проходит при помощи взрослого (вопросы, проговаривание вместе, проговаривание взрослым, если ребенок не говорит)
Аукционист: Развитие речи дошкольников в игре – это ещё и дополнительная эмоциональная связь между вами и вашим ребенком, это радость от общения, формирование доверительных и дружеских отношений.
Вот и завершился аукцион речевого развития «Играя, развиваем речь». Сегодня вы познакомились с основными направлениями в развитии речи детей раннего возраста, узнали игры, незамысловатые упражнения, которые легко использовать по дороге в детский сад, на прогулке или перед сном и которые помогут вам обогатить речь вашего ребенка, сделать её чистой и грамматически правильной.
Аукционист: У кого оказалось наибольшее количество жетонов получает приз! Поприветствуем их. Поздравляем вас!
Аукционист: Аукцион закрыт!
Аукционист: А сейчас мы переходим к лоту разное, и я передаю слово старшему воспитателю.
Аукционист: В завершении нашего собрания нам бы хотелось узнать ваши впечатления о сегодняшней встрече. Возьмите и выберите смайлик, который соответствует вашему отношению к результатам собрания:
• Улыбающийся смайлик – понравилось, интересно, побольше таких собраний, поучительно
• Грустный смайлик – не всё понятно, собрание не понравилось, скучно.