Кулешова Марина Александровна
Конспект развлечения (квест) в старшей группедля детей ЗПР «В гостях у сестрицы Аленушки и братца Иванушки»
▼ Скачать + Заказать документы
Выполнили: дефектолог Егорова Наталья Альбертовна
воспитатель Кулешова Марина Александровна.
Цель:
Создание условий для расширения и обогащения представлений детей об истоках русской народной культуры через знакомство с русским бытом.
Интеграция образовательных областей:
«Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Физическая культура», «Художественно – эстетическое развитие».
Образовательные задачи:
- Развивать начала нравственно-патриотического воспитания дошкольников через приобщение к культуре и традициям нашей Родины.
Публикация «Конспект развлечения (квест) в старшей группедля детей ЗПР „В гостях у сестрицы Аленушки и братца Иванушки“» размещена в разделах
- ЗПР. Задержка психического развития
- ЗПР. Конспекты занятий, НОД с детьми с задержкой психического развития
- ЗПР. Сценарии праздников и мероприятий
- Квесты для детей. Сценарии детских квест-игр
- Конспекты занятий. Все конспекты
- ОВЗ. Конспекты занятий, НОД
- ОВЗ. Сценарии развлечений
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Старшая группа
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший сценарий праздника» январь 2017
- Прививать детям интерес к культуре родного народа, народным традициям, обычаям гостеприимства, русскому фольклору, вызывать у ребят чувство радости от общения с прошлым.
- Продолжать накапливается у детей практический опыт вежливого общения со знакомыми и незнакомыми людьми.
- Расширять представления детей о способах восстановления эмоционального равновесия в стрессовой ситуации. («Социально-коммуникативное развитие»)
- Закрепить представления детей о старинных предметах крестьянского быта.
- Накапливать у детей практический опыт соотнесения частей изображения относительно друг друга. («Познавательное развитие»)
- Актуализировать в речи детей лексику: изба, прялка, веретено, ухват, чугунок, самовар, клубок, сундук, чаепитие, печь, свеча.
- Продолжать накапливать у детей практический опыт формулирования полных ответов на вопросы взрослого. («Речевое развитие»)
- Продолжать накапливать у детей опыт рисования элементов дымковской росписи (круги, точки, полоски, сетка, кольцо, волнистые дуги). («Художественно – эстетическое развитие»)
- Развивать точность и последовательность выполняемых движений. («Физическая культура»)
Развивающие задачи:
- Развивать вербально-логическое мышление детей.
- Развивать связную речь детей.
- Совершенствовать зрительное восприятие детей.
Воспитывающие задачи:
- Воспитывать у детей сочувствие к попавшим в беду, желание отозваться на призыв о помощи.
- Воспитывать у детей уважительное отношение к пожилым людям, желание помогать им, навещать их.
- Продолжать воспитывать у детей умение согласовывать свои действия с действиями товарищей.
Методы и приёмы:
Практические: дидактические игры, упражнения, игровая ситуация, физми-нутка.
Словесные: беседа, словесные игры, вопросы, объяснение, отгадывание загадок.
Наглядные: рассматривание, показ способов действия.
Материалы и оборудование: витрины и рабочий стол для размещения экспозиции, русские национальные костюмы для каждого ребенка, сюжетные картинки к русским народным сказкам, конверты с разрезными картинками, прялка, веретено, самовар, плетеные изделия из лозы, чугунок, ухват, ларец, бочонок, варежки, поднос, плетеные салфетки, деревянная игрушка - маят-ник»курочки», деревянная свинья - копилка, одноразовые бумажные стаканчики с нарезанными овощами, одноразовые ложки, тарелочки из соленого теста, наборы акварельных красок и кисточка для рисования у каждого ребенка, салфетки, образцы тарелок с дымковской росписью, разноцветные медали, получаемые детьми после прохождения каждого этапа, наборное полотно.
Предварительная работа: знакомство с предметами народного быта в процессе НОД, создание в группе экспозиции «Русская изба», чтение русских народных сказок, потешек, отгадывание загадок, знакомство детей с дымковской росписью, разнообразными дымковскими игрушками.
Организационный момент.
(Дети находятся в помещении с воспитателем).
Воспитатель:
Ребята, сегодня мы ждем гостя-сказочного персонажа, он вот-вот должен прийти. Может быть, это он стучится? (Входит Иванушка)
Воспитатель:
Иванушка, что случилось? Почему ты плачешь?
Иванушка:
Здравствуйте, ребята. Дети: Здороваются, отвечают на вопросы полным ответом.
Иванушка:
Я-братец Иванушка, пришел навестить вас и позвать в гости к нам с сестрицей Аленушкой. Мы решили устроить пир на весь мир, все приготовили, осталось только дров из леса принести. А пока мы ходили в лес, пришла Баба Яга, и все-все испортила: тарелки разбила, самовар и угощенье утащила. Как же мы теперь пир устроим? (садится на корточки и плачет)
Дети: Выражают сочувствие гостю, гладят его по голове.
Дети откликаются на просьбу помочь Иванушке и Аленушке и отправиться с ними в путь.
Воспитатель:
Ребята, Иванушка плачет. Что же нам делать?
Не плачь, Иванушка. Неужели никак нельзя вам помочь?
Иванушка:
Помочь-то можно, только нелегко это будет. Баба Яга написала об этом в письме, только я читать не умею.
Воспитатель:
Давай, Иванушка, я прочитаю письмо: Баба Яга пишет, что она обиделась, потому что её не пригласили на пир, но сообщает что может вернуть самовар и гостинцы, если Иванушка с Аленушкой отправятся в путешествие- квест по маршруту, указанному на карте, и на каждом этапе пути будут выполнять её задания.
(После каждого пройденного этапа Баба Яга возвращает один из пропавших предметов, а участники получают памятные медали.)
Воспитатель:
Ребята, Иванушка с Аленушкой попали в беду. Можно ли им как-то помочь? Что нужно для этого сделать?
Дети: отвечают. Предлагают помощь.
Воспитатель:
Тогда давайте посмотрим карту. Что это здесь изображено? Правильно, это изба. Туда и лежит ваш путь. (Дети отправляются вместе с Иванушкой)
Ребята определяют путь по схеме, идут к избе.
Иванушка:
Вот, ребята, мы и пришли. Это наша изба.
(Из избы выходит Аленушка, кланяется гостям).
Аленушка:
Здравствуйте! Милости просим! Рады гостям, как хорошим вестям! Только угостить нам вас нечем.
Иванушка:
Аленушка, Баба Яга предлагает вернуть нам самовар и угощение, если мы выполним её задания. Как вы думаете, ребята, получится ли у нас? Что для этого нужно сделать?
Сначала Баба Яга велела отгадать её загадки. Только ты сама их прочитай.
Аленушка:
Хорошо, Иванушка, я прочитаю загадки, но тебе пора и самому учиться читать: учение-свет, а неучение-тьма. А теперь, ребятки, отгадайте-ка загадки. Кто отгадку скажет - пусть ее покажет.
- Стоит толстячок, подбоченивши бочок, шипит и кипит, всем чай пить велит. (самовар)
- Кто в избе рогат? (ухват)
- День спит, ночь глядит, утром умирает, другая ее сменяет. (свеча)
- Мужичок хоть и мал, а тремя кушаками подпоясан. (бочонок)
- Стоит изба из кирпича, то холодна, то горяча. (печь)
- Маленький конь все озеро выпил. (ложка)
- В полотняной стране
по реке простыне
плывет пароход:
то назад, то вперед,
а вокруг такая гладь, ни морщинки не видать. (утюг)
Ребята отгадывают загадки, помогают друг другу в случае затруднения.
Дети дают полные ответы на вопросы, в случае необходимости педагог оказывает дозированную помощь.
Иванушка:
Сестрица, ребята справились с твоим заданием, а я вот тут на плане увидел какой-то странный знак около избушки. Что он обозначает? Может, баба яга там что-то спрятала? Проверьте, ребята. Что вы нашли в сундуке? Это же наши баранки и медали, которые Баба Яга положила. Давай, Аленушка, раздадим ребятам медали Бабы Яги за то, что они выполнили её задание. Получается, не такая уж она и злая.
Игра «Собери картинку к сказке».
Иванушка:
Ребята, посмотрите, что это нарисовано на плане? Правильно, это же книга. А где мы можем увидеть книги?
Аленушка:
Баба Яга пишет, чтобы вы назвали русские народные сказки, иллюстрации к которым здесь выставлены.
Пусть каждый из вас выберет картинку к своей любимой сказке. Пожалуйста, назовите эти сказки.
Давайте поищем спрятанные конверты от Бабы Яги. На обратной стороне ваших картинок вы видите цветные круги. Какого цвета твой круг? Найдите конверты с такими же кругами, как на ваших картинках. Пожалуйста, достаньте из конверта разрезную картинку к вашей сказке и соберите её. Если нужно, можете пользоваться образцом. Молодцы, ребята! Все картинки собрали!
Иванушка:
Сестрица, здесь среди книг нарисован какой-то непонятный пред-мет. Что это?
Аленушка:
Сейчас мы узнаем, что спрятано среди книг. Помогите, пожалуйста, ребята. Да это же шкатулка из бересты. А в ней конфеты для нашего пира и новые медали от Бабы Яги. Это для вас, ребята. Спасибо вам, что вы нам помогаете.
Физминутка «Избушка в лесу».
Иванушка:
Ребята, а не хотите ли вы поиграть? Выходите, выходите, свои ручки разомните, сказку про Бабу Ягу расскажите.
В темном лесу есть избушка.
(дети шагают)
Стоит задом наперед.
(дети поворачиваются)
В избушке живет старушка,
(грозят пальцем)
Бабушка Яга живет.
(грозят пальцем другой руки)
Нос крючком (показывают пальчиком,
Глаза большие (показывают,
Словно угольки горят. (покачивают головой)
Ух, сердитая какая! (бег на месте)
Дыбом волосы стоят. (руки вверх)
Игра «Узнай по вкусу»
Аленушка:
Ребята, на нашем плане есть ещё один интересный предмет. Что это? В самом деле, это избушка на курьих ножках. А я и не догадалась.
Что это за путь здесь указан? Пойдемте, ребята, подорожке.
Баба Яга встречает детей около своей избушки: Фу-фу-фу, русским духом пахнет. Кто это ко мне пришел?
Иванушка:
Здравствуй, Баба Яга, это мы, братец Иванушка, сестрица Аленушка и наши добрые друзья, ребята. Мы хотим устроить пир, а для этого нам нужно вернуть, все, что ты забрала. Мы готовы выполнить твоё задание.
Баба Яга:
А вы знаете, почему я это сделала? Потому что, одинокая я. Живу одна, никто ко мне не приходит, даже на пир вы меня не позвали. Вот я и обиделась.
Аленушка:
Ребята, что же нам делать? Баба Яга на нас обиделась?
Прости нас, бабушка, что мы тебя не позвали. Не зря в народе говорят: старших уважай, младших воспитывай.
Баба Яга:
Я вас прощу, если выполните моё задание. Посмотрите, ребята, что это стоит в моей печке? Правильно, это чугунок. Недавно я сварила в нем щи. А знаете ли вы, ребята какие овощи кладут в щи?
Немного нарезанных овощей у меня осталось, я попрошу вас попробовать эти овощи, узнать их по вкусу и назвать. Помоги мне, Иванушка.
Ребята пробуют овощи, определяют их по вкусу и называют.
Воспитанники дают полные ответы на вопросы.
Баба Яга:
Молодцы, ребята, овощи по вкусу вы узнали. Я возвращаю вам самовар и дарю на память медали. Только тарелки вернуть я не могу: так расстроилась, что разбила их. Самой жалко, такие они были красивые.
Аленушка:
Бабушка, если в следующий раз тебя что-то расстроит, не нужно ничего ломать. Лучше спой песню, выпей чаю или сделай зарядку. Это помогает успокоиться. И сейчас не переживай: у нас дома есть тарелочки, только они совсем белые без узора. Мы с Иванушкой сами их сделали. Может быть, их можно как-то украсить? Как вы думаете, ребята? Кто же поможет нам расписать тарелочки? Тогда давайте вернемся к нам в избу. И ты, бабушка, пойдем с нами.
Роспись детьми тарелочек в стиле дымковских игрушек.
Аленушка:
Посмотрите, какая красивая тарелочка. Ребята, как называется эта роспись? Давайте распишем побольше нарядных тарелочек, чтоб все гостям хватило. Пусть они будут яркие, красивые, сочные, как у настоящих дымковских мастеров. А теперь возьмите кисточки, покажите, как правильно их держать. Ребята, когда вы рисуете широкие линии,опора идет на весь ворс, точки рисуете концом кисти, а круги рисуем одним движением.
Дети узнают и называют дымковскую роспись.
Дети расписывают тарелочки из соленого теста акварельными красками (дымковская роспись).
Дети рассматривают разрисованные тарелочки, высказывают свое мнение.
Аленушка:
Молодцы, ребята! Мне сегодня все очень понравилось. Все стара-лись расписывать тарелочки красиво, чисто, аккуратно. С такими тарелоч-ками не стыдно гостей пригласить.
Баба Яга:
А за то, что вы помогли расписать тарелочки, я дарю вам памятные медали.
Теперь можно и на стол накрывать. А, ну-ка, Иванушка, давай помогай!
Торжественное чаепитие.
Иванушка:
Спасибо,ребята, что помогли нам устроить праздничное чаепитие. И тебе, бабушка, спасибо за науку: пожилых людей нужно уважать, о них нужно заботиться, навещать их и помогать им.
Аленушка:
А теперь, гости дорогие, просим всех к столу. Присаживайтесь и угощайтесь.
Итог.
Иванушка:
Ребята, ваше путешествие- квест закончилось. Что вам сегодня понравилось? Спасибо, что помогали нам.
Ждем вас снова в гости.