Казюлина Людмила
Конспект занятия по развитию речи для детей подготовительной группы «Пересказ сказки «Как аукнется, так и откликнется»
Конспект «Развитие речи»
для детей подготовительной группы
Выполнила: воспитатель 1 категории
Казюлина Л. А. Оренбург 2020г.
Тема : Пересказ сказки «Как аукнется, так и откликнется»
Публикация «Конспект занятия по развитию речи для детей подготовительной группы „Пересказ сказки „Как аукнется, так и откликнется“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Пересказ. Конспекты занятий по пересказу
- Подготовительная группа
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Сказка. Конспекты занятий по сказкам
- Темочки
(в обработке К. Д. Ушинского)
Цель: расширение и активизация словарного запаса, закрепление умения слушать сказки и пересказывать.
Расширять и активизировать словарный запас : пир, потчевать, не обессудь, несолоно хлебавши, кум, куманёк, кумушка, званый обед, окрошка.
Приемы руководства деятельностью детей :
1. Приемы постановки целей и мотивации деятельности детей : комментирование, коммуникативная игра.
2. Приемы активизации деятельности детей в процессе ОД : беседа, создание развивающей среды, загадывание загадки, создание проблемной ситуации, обследование, анализ и выводы.
3. Приемы организации практической деятельности детей : комментирование, использование схем, моделирование, определение и демонстрация способов изготовления, продуктивная деятельность (рисование героев сказки).
4. Приемы поддержания интереса у детей : ситуация выбора, планирование, физкультурная пауза, музыкальное сопровождение по продолжению деятельности в данном направлении во взаимодействии с родителями, чередование видов детской деятельности.
5. Приемы оценки и самооценки: поощрение, совместное с педагогом и детьми определение качества продуктивной детской деятельности, взаимопомощь детей.
ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА
1. Чтение русской народной сказки «Лиса и журавль».
2. Пересказ сказок, используя модулирование.
Создание среды для организации и проведенения занятия :
- сказка «Как аукнется, так и откликнется»;
-музыка «Сказка»;
-мягкая игрушка – лиса;
-цветные картинки из сказки
-листы, карандаши для рисования.
-модули
-клубочек
Виды детской деятельности :
1. Игровая мотивация
2. Беседа
3. Рассказ-описание лисы
4. Вопросы и ответы
5. Физкультминутка
6. Первичное чтение сказки
7. Словарная работа
8. Работа по содержанию
9. Повторное чтение
10. Беседа по содержанию
11. Рассказывание сказки по модулям
12. Чтение пословицы
13. Анализ занятия.
Ожидаемые результаты:
1. умения детей действовать самостоятельно;
2. проявление эмоциональной отзывчивости в деятельности и общения со взрослыми и сверстниками;
3. воспитание нравственных качеств;
4. умение воспитанников решать интеллектуальные и личности задачи;
5. формирование универсальных предпосылок к учебной деятельности
Критерии оценки деятельности детей на занятии :
1. Отгадывает загадки.
2. Слушает сказку.
3. Активно участвует в обсуждении сказки, высказывает свои мысли.
4. Эмоционально реагирует.
5. Сопереживает.
6. Проявляет волевое усилие.
7. Аргументирует самооценку.
Интеграция образовательных областей:
Социально-коммуникативное развитие :
-Развивать умения самостоятельно действовать, при затруднениях обращаться к взрослому за помощью,
-развивать мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение)
Художественно-эстетическое развитие :
-формировать умение слушать музыкальное произведение, способствовать развитию эстетических чувств, культуру общения,
-проявлять эмоциональную отзывчивость в деятельности и общении со взрослыми и сверстниками.
Речевое развитие :
-формировать умение делать выводы, отгадывать загадки, уметь рассказывать сказку по модулям,
-содействовать формированию умения полноценно воспринимать литературное произведение в его эмоционально – образном и логическом единстве.
Познавательное развитие :
-развивать способность понимания сказки, пересказывать её используя модели,
-отгадывание загадок
-принимать активное, заинтересованное участие в образовательном процессе.
Физическое развитие :
-соблюдать элементарные правила здорового образа жизни и воспитание культуры движений.
1. Вводная часть:
Приветствие. 5 мин.
Игра «Назови сказку»
Создание мотива для деятельности детей. Определение цели.
2. Основная задача:
Задания «Отгадай загадку».
Задание «Опиши лису»(с помощью модульных рисунков)
Задание «Отгадай из какой сказки отрывок».
Чтение сказки «Как аукнется,так и откликнется»
Разбор новых слов.
Проверка первичного восприятия сказки. (вопросы воспитателя -ответы детей)
Физкультминутка «Месяц по небу плывёт».
Чтение сказки по модулям. 22 мин.
Обсуждение пословицы.
Рисование «Герои сказок».
Рассмотрение, рассказ рисунков.
3 Заключительная часть:
Оценка деятельности детей и самооценка. 3 мин.
Длительность занятия. 30 мин
Ход занятия:
1. Вводная часть.
Воспитатель: - Здравствуйте, ребята. (Звучит мелодия «Сказка».)
- О чём напоминает вам эта мелодия? (ответы детей). (Дети узнают мелодию). Эта мелодия звучит, когда начинается сказка.
Воспитатель: Смотрите ребята, у меня на руках волшебный клубочек из сказки, давайте мы с ним поиграем: мы его пустим по кругу, при этом каждый должен назвать сказку, которую знает. (дети берут клубочек и называют знакомые им сказки). Молодцы ребята. Сегодня мы с вами отправимся в удивительную сказочную страну.
2. Основная часть.
В-ль: -А теперь, ребята, я хочу предложить вам отгадать загадку:
Рыжая хозяйка по лесу прошла,
стёжки-дорожки хвостом подмела (Дети отгадывают загадку-Это лиса)
В-ль: Вот она Лисица- красавица, сегодня у нас в гостях. (Воспитатель показывает игрушку-лиса) .Опишите ее.
Воспитатель рисует на доске модульные рисунки, а дети рассказывают по этим рисункам. (Лиса- дикое животное. Она живёт в лесу в норе. Питается лиса зайцами, мышами, птицей. Шуба у неё рыжая. Шерсть пушистая. Хвост красивый. Мордочка длинненькая, острая. Глаза маленькие, хитрые.)
-Воспитатель: Ребята, назовите, в каких сказках лиса-главная героиня? Блиц-опрос. Сказки просят : А сейчас, вы, друзья, узнайте нас!
Воспитатель читает отрывок из сказки,после того как дети узнают сказку восп-ль показывает картину из этой сказки.
1. Сядь ко мне на носок, да пропой ещё разок (Колобок)
2. Петушок, петушок, золотой гребешок,
масляна головушка, шёлкова бородушка,
выгляни в окошко, дам тебе горошка (Петушок-золотой гребешок)
3. Битый, небитого везёт. У тебя только хвост оторвали, а мне всю голову разбили. Насилу плетусь. (Лисичка-сестричка и серый волк)
4. А мужику девочку жалко отдавать. Запихнул он в мешок собаку и отдал лисичке. (Лисичка со скалочкой)
В-ль: Ребята, а какая Лиса в этих сказках? (Хитрая, умная, обманщица.)
- Но не все звери и птицы поддаются уговорам лисы, не все верят ей.
- Сегодня мы познакомимся еще с одной лисой и узнаем, удалось ли ей осуществить свой план, сказка называется «Как аукнется, так и откликнется» в обработке К. Д. Ушинского. Давайте теперь сядем на стульчики. (.Дети садятся на стульчики.)
В-ль: -Я прочитаю сказку, а вы внимательно слушайте, потому что я буду задавать вопросы
Первичное чтение.
Воспитатель читает сказку. (Дети слушают).
- Понравилась вам сказка (ответы детей)
-Какие слова и выражения вам были непонятны?
- Давайте разберём новые слова, с которыми мы сегодня встретились
Словарная работа
(Дети высказываются,выслушиваются все мнения, выбирается правильное суждение) :
-пир (большой званный обед,
- кум,куманёк, кумушка (ласковые обращения,
- званый обед- получивший приглашение прийти. ,
- окрошка - холодное кушанье из кваса с разной зеленью и мелко нарубленным мясом или рыбой.
В-ль: Мне интересно выражение потчевать- (угощать)
А как вы понимаете слово не обессудь – (не суди строго)
А ещё мне понравилась выражение – не солано хлебавши (остался голодный)
Проверка первичного восприятия. (работа по содержанию)
В-ль:-Я хочу спросить,кто является главными героями? (лиса и журавль)
- Каков журавль по характеру в этой сказке (разумный, хитрый, смекалистый)
В сказке лиса хочет перехитрить журавля.
- Удалось ли хитрой лисе осуществить свой план? Почему? (ответы детей)
- Как готовилась лиса? (Варила кашу, размазала по тарелке)
-Что говорила лиса, угощая журавля? (Кушай куманёк,кушай,сама сварила)
- Каким голосом она говорила, (хитрым). Аня попробуй сказать, как лиса. А теперь, Лиля попробуй ты.
Физкультминутка :
Месяц по небу плывёт.
Кто на месяце живёт (ходьба)
Там гуляет хитрый лис,
Он на землю смотрит вниз (Дети наклоняются вперёд на несколько секунд).
Машет лис своим хвостом,
Серебрится мех густой (Дети машут руками за спиной)
А вокруг летают звёзды,
Залетают к лису в гости. (Дети машут руками перед собой).
Воспитатель снова читает сказку и выставляет на доску модули.
-А теперь предлагаю вам рассказать эту сказку, Варя начинает,а дальше Женя продолжит. Теперь Марианна расскажет всю сказку.
Вывод:
-О ком же эти слова (Эти слова о журавле)
Колотил, да колотил
По тарелке носом –
Ничего не проглотил
И остался с носом.
-Как вы думаете, почему закончилась дружба лисы с журавлём?
(-не умеют дружить, не умеют принимать гостей (выслушиваются мнения детей).
А теперь послушайте пословицу : "Как аукнется, так и откликнется",
Как вы понимаете? (ответы детей) –
Какие поступки совершаешь ты по отношению к другим людям, такие же жди в ответ.
-Чему же учит нас это сказка? (Дети высказываются : -учит дружить; учит заботиться о других; быть гостеприимными.)
-Ребята с какой сказкой мы сегодня познакомились?
-Что запомнилось вам?
- Что понравилось? (ответы детей)
Молодцы ребята! А сегодня вечером мы с вами нарисуем героев этой сказки!
-Теперь нам пора возвращаться домой. Понравилось вам путешествие?
(ответы детей) Все были сегодня активными, и поэтому для вас сказочное угощение. Дети: Спасибо!