Ирина Кулишова
Конспект НОД с детьми старшего дошкольного возраста «Путешествие в прошлое бумаги»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект на конкурс «Воспитатель года 2019» Конспект проведения совместной непрерывной образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста с использованием интерактивных технологий.
Образовательная область - «Познавательное развитие»
Публикация «Конспект НОД с детьми старшего дошкольного возраста „Путешествие в прошлое бумаги“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Путешествие в прошлое, история предметов
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2019
Тема: «Путешествие в прошлое бумаги».
Интеграция образовательных областей: художественно-эстетическое развитие;
Вид детской деятельности: Познание.
Цель: знакомить детей с историей бумаги, с современными видами бумаги через использование информационно - компьютерных технологий.
Задачи:
Познавательные:
• Формировать умение ориентироваться в прошлом, настоящем бумаги.
• Формировать партнерские взаимоотношения у детей в процессе исследовательской деятельности.
• Расширять и активизировать словарь и все компоненты устной речи в различных формах и видах детской деятельности.
Развивающие:
• Развивать концентрацию и устойчивость внимания;
• творческую активность детей;
• графические навыки и любознательность.
Воспитательные:
• Способствовать сплочению коллектива средствами игровых технологий.
• Воспитывать в детях бережное отношение к бумаге.
Материал:
• Экран
• проектор
Здравствуйте, ребята! Как я рада вас видеть. Меня зовут Ирина Сергеевна (знакомство до занятия в группе)
Ход занятия
.
Воспитатель предлагает встать детям в круг.
Воспитатель: посмотрите, ребята, к нам сегодня пришли гости. Давайте их поприветствуем.
Проблемная ситуация. Ребята, сегодня рано утром в детский сад почтальон принес письмо.
Прислала его нам девочка, которая очень любит путешествовать и зовут её все - путешественница Даша. (слайд 1). Давайте его прочтём.
ПИСЬМО
«Дорогие ребята, я путешествую по всему миру, и узнаю много интересных вещей. Я очень хочу узнать происхождение одного предмета, да вот беда: одной мне не справиться! Мне очень нужна ваша помощь.»
Воспитатель: Вы согласны помочь Даше? (ответы детей)
Воспитатель: здесь, так же находятся значки юных путешественников.
Давайте прикрепим их.
Воспитатель: но для начала нам с вами нужно узнать, что же за предмет мы с вами будем исследовать. Даша пишет, что он лежит вот в этой посылке. А угадать, что в ней нам поможет загадка:
На чем мы пишем что-нибудь, на чем мы любим рисовать,
Что можно скомкать и согнуть и даже трубочкой свернуть?
А ну, попробуй угадать! (Бумага)
Воспитатель: А как вы догадались, что это бумага? Какие слова подсказали вам правильный ответ? (Ответы детей).
Воспитатель: Ребята, я приглашаю вас отправиться в путешествие в прошлое бумаги.
Бумага – одна из обычных вещей в нашей жизни. Мы используем её постоянно. Читаем книгу, рисуем в альбоме, пишем письмо, … А ведь раньше бумаги не было. У разных народов были разные способы письма и разные материалы.
А хотите узнать на чем раньше люди писали, рисовали?
Дети: Да
Воспитатель: прекрасно! Тогда я предлагаю вам отправиться в путешествие. В нем вы узнаете много нового и интересного о происхождении бумаги. Отправимся?
Дети: Да
Воспитатель: Ребята, чтобы попасть в прошлое, мы должны будем сесть на волшебный поезд, который довезет нас в прошлое.
Произносим волшебные слова:
Мы поехали вперед (имитация поезда)
Посмотреть, что там нас ждёт (разводит руками)
Вот как много интересных (руки возле головы, качание головой)
Мест есть с давних пор («грозит» пальцем)
Мы на это посмотрели (повороты головы влево-вправо)
А потом все в поезд сели (дети берутся за плечи друг другу)
И поехали … (имитация поезда)
Поезд едет по извилистой дороге (ходьба змейкой, едет прямо и набирает скорость (с изменением темпа движения).
Сядьте на места да послушайте. Собралися мы с вами на беседу добрую и складную. Чтобы был у нас мир и согласие. А ещё хочу пожелать вам, чтобы участвовали вы в беседе и всё внимательно слушали. Всё, что услышите, может вам пригодиться. Прекрасно! Посмотрите на экран, мы с вами переместились, в Древнюю Русь. (Звучит русская народная музыка – балалайка).
Русь всегда славилась своими, очень красивыми, могучими богатырями. Эта картина, которую вы видите, так и называется «Три богатыря» худ. Васнецова. Кто же такие богатыри? (ответы детей)
Какими словами можно заменить слово "богатырь"? (Богатырь- силач, борец, воин, храбрец).
Каких богатырей вы знаете? (ответы детей)
Много богатырей на Руси. Невозможно сразу о всех рассказать.
Как вы считаете, есть богатыри в наше время? (ответы детей).
Как вы думаете, какими качествами должен обладать современный богатырь? (ответы детей)
Где их можно встретить? (пожарные, пограничники, космонавты, врачи и т. д.)
Днём и ночью эти люди охраняют Родину, отдают свои жизни для спасения других.
Как и в старину, матушка- Русь всегда рождала, и будет рождать сильных сыновей, защитников Родины.
Городами,
кораблями,
Церквями,
своим рукоделием.
И, конечно, веселыми праздниками.
Ребята, а вы знаете, что сначала на Руси писали на бересте. А что это такое? Кто-нибудь из вас знает? (ответы детей). Давайте посмотрим, что же это такое. ().
(Провести детей к столам).
Посмотрите, на что это похоже? (ответы детей). Береста – это кора березы (показать кору березы по возможности). Писали на ней с помощью специальной острой палочки. (Дать детям попробовать провести линии). Что вы, ребята, можете сказать? Трудно писать на бересте? Возможно ли бересту послать, как письмо кому-нибудь? Вот поэтому, люди и нашли способ изготовления бумаги из древесины. Вот так и появилась бумага.
Воспитатель: А теперь садитесь за столы. (у каждого ребенка лежит конверт с образцами разных видов бумаги). Перед вами лежат образцы различной бумаги. Рассмотрите эти образцы. Какой может быть бумага?
Дети: гладкая и шершавая, толстая и тонкая.
Воспитатель: я предлагаю вам смять лист бумаги. Что с ней произошло?
Дети: смялась.
Воспитатель: отлично! Бумага мнется. Теперь, я предлагаю вам разорвать его на кусочки. Что с ней произошло?
Дети: рвётся.
Воспитатель: А теперь, потяните за края. Что произошло?
Дети: нарушается целостность листа, значит, материал непрочный.
Воспитатель: положите лист бумаги в ёмкость с водой. Что теперь произошло?
Дети: намокает.
Воспитатель: а теперь, давайте составим алгоритм описания свойств бумаги.
• гладкая
• шершавая
• толстая
• тонкая
• мнётся
• рвётся
• непрочная
• намокает
Вот мы с вами и выяснили свойства бумаги. Теперь, отправимся дальше. Хотите?
Дети: да.
Произносим волшебные слова:
Мы поехали вперед (имитация поезда)
Посмотреть, что там нас ждёт (разводит руками)
Вот как много интересных (руки возле головы, качание головой)
Мест есть с давних пор («грозит» пальцем)
Мы на это посмотрели (повороты головы влево-вправо)
А потом все в поезд сели (дети берутся за плечи друг другу)
Попрощались с Русью мы (машут рукой)
И поехали … (имитация поезда)
Поезд едет по извилистой дороге (ходьба змейкой, едет прямо и набирает скорость (с изменением темпа движения)
Воспитатель: Молодцы! хорошо прокатились на поезде! И попали мы с вами в современный мир, ребята, посмотрите на экран. (современная классическая музыка).
Что вы видите?,
Дети: Россия, Москва.
У меня к вам предложение - сделать подарок Даше. Хотите? (да).
Воспитатель. Тогда нам нужно вернуться в детский сад. Мы должны сесть на волшебный поезд, который довезет нас в детский сад.
Произносим волшебные слова:
Мы поехали вперед (имитация поезда)
Посмотреть, что там нас ждёт (разводит руками)
Вот как много интересных (руки возле головы, качание головой)
Мест есть с давних пор («грозит» пальцем)
Мы на это посмотрели (повороты головы влево-вправо)
А потом все в поезд сели (дети берутся за плечи друг другу)
И поехали … (имитация поезда)
Поезд едет по извилистой дороге (ходьба змейкой, едет прямо и набирает скорость (с изменением темпа движения).
Воспитатель: ну вот, мы с вами снова очутились в детском саду.
(на столе лежат начатая снежинка (нижние лучики, склеенные в центре) и заготовки бумаги для оригами голубого цвета.)
Мы сейчас должны доделать снежинку. Сначала мы рассмотрим, какая должна получиться снежинка.
(Показывает и рассматривает образец.)
- Что есть у снежинки? (лучики)
- Сколько лучиков у снежинки? (10 лучиков)
- Из скольких деталей состоит лучик? (Каждый лучик состоит из двух деталей)
- Где соединяются все лучики? (Все лучики соединяются в центре круга)
Давайте рассмотрим какую форму имеет часть лучика (форму «мороженое» или «воздушный змей»). Подумаем, как мы сделаем из квадрата форму «мороженное».
- Сначала мы кладём квадрат белой стороной к себе, располагая квадрат углом вверх или ромбом. Потом мы складываем квадрат пополам, совмещая противоположные углы (нижний угол совмещаем с верхним углом) и проглаживаем линию сгиба.
- Развернём заготовку и увидим линию сгиба. Она является диагональю квадрата.
Повернём квадрат так, чтобы линия сгиба (диагональ) находилась сверху вниз.
Теперь мы соединим правый и левый угол на линии сгиба, совмещая стороны по диагонали.
Проглаживаем линии сгиба слева и справа. Вот у нас и получилась базовая форма «мороженое». Затем на получившейся форме в середине загибаем уголки.
Для нашей снежинки нам надо сделать 10 деталей. Предлагаю вам сделать то же самое из всех своих квадратиков.
Дети выполняют задание, воспитатель помогает и показывает на своём листе, индивидуально.
Затем воспитатель показывает, как соединить две детали лучика. Мы заправляем в другую деталь, (которая предварительно прикреплена к центру, но сначала переворачиваем деталь. Так мы соединяем все детали попарно. У нас получится 6 лучиков. Дети выполняют задание. (воспитатель наблюдает и помогает словесно).
.
Завершаем снежинку, заправляем все получившиеся лучики в центральные детали.
Мне так понравилась наша снежинка, она такая воздушная, нежная, прохладная.
Подарок готов, молодцы. Отправим его по почте путешественнице Даше.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, нам пришло новое письмо от Даши. (слайд на доске с текстом письма) :
ПИСЬМО.
«Ребята, с вами так интересно! Путешествовать с вами просто радость. Я столько нового узнала. Без вас я бы не справилась. Спасибо вам за помощь.
Воспитатель: Ребята! Вам понравилось наше путешествие? Расскажите, что вам больше всего запомнилось. Мне очень понравилось с вами путешествовать. Спасибо всем.