Ирина Федорова
Конспект образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста «Необычное путешествие»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 30 г. Липецка
Конспект
образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста на тему : «Необычное путешествие»
Воспитатель: Федорова И. А.
2018г.
Задачи:
Образовательные :
1. Познакомить детей с компасом, для чего нужен компас и как им правильно пользоваться.
Публикация «Конспект образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста „Необычное путешествие“» размещена в разделах
2. Создать условия для побуждения детей к высказыванию предположений и формулировке простейших выводов.
3. Активизировать словарь (сигнал бедствия, компас, части света, сортировать, бытовые отходы).
Развивающие:
1. Развивать самостоятельность, целенаправленность и саморегуляцию собственных действий.
2. Развивать умение анализировать экологическую проблему.
3. Развивать интерес детей к экспериментированию.
Воспитательные:
1. Воспитывать стремление оберегать и помогать животным, птицам, растениям.
Виды детской деятельности : игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская.
Методы и приемы:
- Игровая обучающая ситуация;
- Диалог;
- Использование художественного слова;
- Опыт;
- Дидактические игры;
- Проблемно-поисковые ситуации.
Материалы и оборудование:
Компасы.
Оборудование для экспериментальной деятельности по очистке воды.
На каждого ребенка: две прозрачные емкости (одна пустая, другая с грязной водой, воронка, вата.
Оборудование для экспериментальной деятельности по растворению бумаги и пластика.
Экологические знаки.
Схема постройки ракеты.
Ход
Воспитатель: Ребята, сегодня, по телевизору, я увидела сюжет, как потерпел крушение НЛО. Кто знает, что это такое? Хотите его посмотреть?
Просмотр видео. На видео сигнал SOS.
Воспитатель: Слышите, ребята, какие-то странные звуки? вы знаете что это за сигнал? (ответы детей)
Воспитатель: Да, вы правы это SOS – международный сигнал бедствия или сигнал призыв о помощи. Его подают в случаи бедствия, например, с тонущего корабля. Все, кто его услышат, знают: где-то люди попали в беду и они просят о спасении. Видно, кому-то нужна наша помощь.
Сигнал инопланетян: «Наш корабль попал в беду идите в направление севера» (повторяется 2-3 раза). Что же мы будем делать? (ответы детей)
Воспитатель: Нам предстоит настоящая экспедиция, поэтому предлагаю взять с собой помогатор, ведь в нем много полезных инструментов. Но некоторые из них рассыпались и перепутались. Помогите мне собрать необходимые для экспедиции инструменты и предметы?
Д/И «Выбери правильно предметы для экспедиции» (дети объясняют какие предметы они берут и почему, для чего они могут пригодиться и те какие не берут и почему).
- Хорошо, пора отправляться в путь, но в какую сторону ним двигаться? (Ответы детей). Конечно на север, потому что именно на севере как мы с вами видели на видео и слышали призыв инопланетян потерпел бедствие их корабль. Ребята, всего есть четыре стороны света, вы их знаете? Назовите: восток, запад, север и юг. Верно, вы уже слышали эти названия. Только вот как определить, какая из них где находится? И почему север называется севером, юг югом? И где это юг? И т. д. (Ответы детей).
На мольберте изображение частей света, педагог с детьми рассматривает его, определяет где какая сторона, потом дети на своем туловище тоже определяют части света (н/р голова - это север, ноги - юг, правая рука - запад, левая рука - восток). Но наша голова не всегда смотрит на север, как же тогда определить где какая часть света?
Воспитатель: Для начала, вам нужно проснуться пораньше утром и пойти посмотреть, как восходит солнышко. Каждый день оно поднимается в одном и том же месте. Эта сторона света называется восток. Напротив, востока находится запад. Там солнышко заходит. А теперь встань так, чтобы твоя правая рука показывала на восток. В этом случае левая рука будет указывать на запад. Таким образом, ты будешь смотреть прямо на север, а спина будет обращена на юг.
Но еще есть прибор, который поможет нам определить где находится север, может быть кто-то из вас знает, что это за прибор? (Ответы детей). Тогда я вам скажу, это компас. (Достает из помогатора компас).
- Теперь давайте рассмотрим наш компас. (дети рассматривают компас на схеме, затем педагог показывает компас и рассказывает принцип его действия и работу).
Сейчас я расскажу вам, как им пользоваться (на видео должно быть видно стрелки, именно движение на север). Установите компас горизонтально, отпустите тормоз, если он есть. Стрелка установится напротив северного полюса. Поворачиваясь вслед за стрелкой, нужно встать лицом к северу. Сзади будет юг, слева - запад, справа - восток. Эти же стороны света указаны и на круговой шкале компаса.
Давайте определим где находится север, юг, запад и восток. (Дети рассматривают компас, определяют части света).
- Ребята, а может так случиться, что нет компаса, а вам надо определить стороны света, что же вы будите делать? (ответы детей) Не знаете? А я вам помогу сейчас. Вы знаете, что компас можно сделать своими руками? Хотите сделать компас сами?
Опытно-экспериментальная деятельность (опыт проводит педагог сам, дети зрители).
Для изготовления компаса понадобятся: емкость с водой, 2 иголки, магнит, поплавок из кусочка пробки. Намагниченный конец иглы будет показывать на север.
Воспитатель: Ну, что теперь с помощью компаса нам можно отправляться в путь.
(Приходим к пруду, макет пруда).
Воспитатель: - Ребята, что случилось с прудом? (Кто-то намусорил.) Что мы можем сделать? (Собрать мусор)
(Достаем из помогатора пакет для мусора. Дети собирают мусор).
Воспитатель: Посмотрите какая грязная вода в пруду, могут ли в такой воде жить его обитатели? (ответы детей). Но чтобы очистить воду в таком пруду понадобятся большие фильтры или очистительный завод, но мы с вами можем провести эксперимент и понять как же очищается вода с помощью фильтров, давайте обратимся к нашему помогатору. (Воспитатель предлагает очистить воду в пруду. Достаем из помогатора фильтр и воронку).
Опытно-экспериментальная деятельность. Опыт с водой.
(Дети выполняют опыт вместе с воспитателем)
Описание опыта: взять сосуд с воронкой, на дно воронки положить бумажную салфетку, вату. Взять другой сосуд с грязной водой и переливать ее через воронку в пустой сосуд. Грязь будет оседать на фильтре, а сосуд наполнится чистой водой.
- Дети, какой стала вода? (ответы). (Запускаем в пруд рыбок и бумажные цветы).
Воспитатель: в помогаторе есть запрещающие и разрешающие экологические знаки. Выберете те знаки, которые помогут сохранить водоемы в чистоте.
Дети продолжают свое движение по компасу и попадают в импровизированный лес. (Очищаем так же лес от мусора).
Д/ и «Сортируем мусор правильно».
Детям предлагаются разноцветные бумажки, предметы.
- Часто мусор закапывают в землю. Для чего это делают? Всё ли перегнивает в земле? Какие предметы из нашего мешка перегниют быстрее? (ответы детей)
Опытно-экспериментальная деятельность. Опыт с бумагой и пластиком (пакетом).
Описание опыта: дети закапывают в стаканчик с землей, в один бумагу, а в другой кусочек пластика, поливают землю водой, затем размешивают содержимое и приходят к выводу, что бумага в земле растворяется, а пластик и пакет нет.
(Лес очистили. Заселяем животных и птиц. Подбираем необходимые природоохранные знаки).
Двигаясь дальше дети приходят к куклам-роботам (инопланетянам, которые подавали сигнал SOS).
Воспитатель: Ну вот мы с вами и добрались до места крушения НЛО. О чем говорилось в видеосюжете? (ответы детей) Да, правильно, что корабль инопланетян потерпел крушение, значит нам с вами что нужно сделать, чтобы они улетели к себе обратно? (Построить им ракету). А вот смотрите и схема, по которой нам нужно построить ракету (берет у инопланетян).
Дети по схеме строят из напольного конструктора ракету для роботов (инопланетян).
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, мы с вами справились с заданием, помогли ли мы роботам (инопланетянам? А почему мы это смогли сделать? (Потому, что мы узнали такой предмет как компас и знали в каком направлении нам нужно было двигаться, мы справлялись со всеми трудностями, встретившимися на нашем пути, мы дружные ребята и т. д.)
Воспитатель: Да, ребята, вы все верно сказали. Сегодня мы не только помогли гостям из космоса вернуться домой, но и спасли рыб, птиц и животных нашей планеты – Земля).
Есть одна планета – сад
В этом космосе холодном,
Только здесь леса шумят,
Птиц скликая перелётных.
Лишь на ней одной увидишь
Ландыши в траве зелёной.
И стрекозы только тут
В речку смотрят удивлённо.
Береги свою планету,
Ведь другой на свете нету.
Воспитатель: а нам с вами нужно возвращаться к нам в детский сад. Как нам вернуться обратно? (по компасу). А в какую сторону нам нужно теперь двигаться? (в противоположную от севера, а это значит на юг).