Наталья Саввина
Конспект поисково-исследовательской деятельности в старшей логопедической группе «Этот загадочный подводный мир»
▼ Скачать + Заказать документы
Программное содержание.
Цель: Дать представление об обитателях подводного мира.
Задачи.
Обучающие:
1. Расширить знания детей о представителях морского дна, внешнем виде, их повадках.
2. Формировать умения приобретать знания посредством проведения практических опытов, делать выводы, обобщения.
Развивающие:
1. Развивать творческую активность детей.
Воспитательные:
1. Воспитывать бережное отношение к природе.
2. Воспитывать желание интересоваться явлениями окружающего мира
Коррекционная задача:
Публикация «Конспект поисково-исследовательской деятельности в старшей логопедической группе „Этот загадочный подводный мир“» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская деятельность. Конспекты занятий, НОД
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Морские и речные обитатели, подводный мир
- Морские обитатели. Конспекты занятий
- Старшая группа
- Темочки
1. Развивать речь, наблюдательность, память, фантазию, мелкую моторику рук.
2. Автоматизировать в речи детей гласные с помощью чистоговорки.
Предварительная работа.
Беседы на темы: «Океаны», «Моря», «Живые организмы мирового океана».
Рассматривание и изучение картинок «Расскажите детям о морских обитателях», «Животный мир. Моря и океаны.». Разучивание стихов о морских обитателях.
Словарная работа.
Обогащение словаря: акваланг, батискаф, осьминог, кальмар.
Оборудование.
Ноутбук для презентации «На дне моря»; глобус, папки исследователей; картинки акваланга, батискафа, подводной лодки, лодки, яхты, самолета, поезда; шарики воздушные, магнитофон, запись звуков моря, сигнала SOS, картинки с животными моря и суши, восковые мелки.
Ход образовательной деятельности
(Дети играют в разных центрах деятельности. Воспитатель вносит глобус.)
Воспитатель: Дети, у меня для вас есть сюрприз. Хотите узнать какой? Но сначала подходите ко мне.
Воспитатель: Для начала встанем в круг
Сколько радости вокруг!
Мы все за руки возьмемся.
И друг другу улыбнемся.
Дети: зачем вы принесли глобус?
Воспитатель: Дети, посмотрите на глобус. Это модель нашей планеты Земля. Она состоит из суши и воды. Воды на нашей планете большая часть, поэтому Землю называют голубой планетой. Мы с вами живем на суше, но и в подводном мире есть жизнь, очень много разнообразных обитателей.
Воспитатель: Ребята вы любите путешествовать? Расскажите, кто где отдыхал летом? Что интересного видел (ответы детей)
Воспитатель: Кто из вас видел море? Купался в нем? (Ответы детей). Ребята, скажите, а на чем можно путешествовать по морю? Выберите из картинок.
Дети: На корабле, на паруснике, на яхте, на лодке…
Воспитатель: Правильно, на них можно плавать по морю и видеть, что находится на поверхности воды.
(слышится шум моря)
Воспитатель: А вы хотели бы отправиться путешествовать в подводный мир и исследовать какая там жизнь, какие животные обитают? (Ответы детей). Ребята, как вы думаете, с помощью чего можно опуститься на морское дно?
Дети: С помощью подводной лодки, нырнуть с аквалангом. (Картинки)
Воспитатель: Правильно, дети, а еще на морское дно можно опуститься с помощью батискафа. Повторите– батискаф. Батискаф – это такой большой железный шар с иллюминаторами, внутри у него много приборов, чтобы наблюдать за морской жизнью.
Воспитатель: Прежде чем отправиться в путь, не забудьте, что мы с вами не просто путешественники, а исследователи, поэтому нам необходимо захватить с собой папки исследователя, которые вы принесли из дома.
Воспитатель: Теперь устраивайтесь поудобнее, возле иллюминаторов батискафа (на экране высвечивается картинка батискафа, мы погружаемся на морское дно.
(звучит шум моря, дети закрывают глаза)
Дети: 1-2-3 все замрем!
В мир подводный попадем.
Сейчас начнутся чудеса,
Нужно лишь открыть глаза.
Дети смотрят презентацию «На дне моря».
Воспитатель: Смотрите, вон плывет стайка рыб (Слайд).
Где можно узнать, что это за рыба?
Дети: Можно посмотреть в энциклопедии, на картинках, спросить у взрослого, посмотреть в интернете.
Воспитатель: Все ли рыбы одинаковы? (нет)
Воспитатель: Чем они отличаются друг от друга?
Дети: Отличаются размером, бывают большие и маленькие, разного цвета, у каждой рыбки свои повадки.
Воспитатель: Ребята, все рыбы такие разные, но в то же время чем-то похожи! Давайте назовем, что общего у всех рыб? (они дышат под водой, у них есть плавники)
Воспитатель: Да, конечно, все рыбы дышат под водой жабрами, это такой орган дыхания, у них есть плавники, с помощью которых они умеют плавать. Как много мы знаем о рыбах! Плывем дальше!
Воспитатель: Ребята, а это что за чудо-юдо плывет? Отгадайте загадку и узнаете, кто это.
В синеве морских пучин
Бродит он по дну один,
Все в присосках восемь ног,
Кто же это? (осьминог)
(Воспитатель показывает слайды и рассказывает об осьминоге)
Воспитатель: Осьминоги живут у самого дна, между камнями, в пещерах. Они хищники. Питаются рыбами, крабами, которых он захватывает присосками на щупальцах. У осьминога очень крепкие челюсти, похожие на клюв попугая, укус ядовит.
Воспитатель: Ребята мы с вами выяснили, что рыбы плавают с помощью плавников, а у осьминога нет плавников, как же он двигается? (пользуется шупальцами вместо плавников, «ходит», а не плавает, двигается с помощью присосок). Хотите узнать?
Воспитатель: Осьминог умеет двигаться в воде, как ракета. Он набирает воду, а потом с силой выталкивает из себя. Это позволяет ему достаточно быстро перемещаться в водном пространстве.
Воспитатель: Хотите сами убедиться, как осьминог может двигаться как ракета? Как настоящие исследователи давайте проделаем эксперимент.
Воспитатель: Надуйте шарик, а теперь выпустим воздух из шарика. Что произошло? Когда мы отпустили шарик, он с силой вытолкнул воздух наружу. Воздух вырвался из шарика назад, а сам шарик устремился вперед. Вот точно также и осьминог набирает воду, потом с силой выталкивает её из себя и передвигается в воде как ракета.
Воспитатель: Плывем дальше? Но сначала давайте немного разомнемся наш язычок.
АН-АН-АН-глубокий океан
НА-НА-НА- обитатели морского дна
ВЕ-ВЕ-ВЕ- рыбы плавают в воде
НЕ-НЕ-НЕ- осьминог на дне
АК-АК-АК-проползает рак
ТА-ТА-ТА-под водою красота.
Воспитатель: Занимайте места в батискафе, продолжаем путешествие.
Воспитатель: Вот новый обитатель морских глубин. Отгадайте, кто это?
Головоногий то моллюск –
Десяток рук, присоски плюс.
Довольно крупный экземпляр.
А как зовут его? (Кальмар)
Правильно, это кальмар. Кто узнал о нем что-нибудь интересное?
Ребенок выходит и рассказывает. (Кальмар очень похож на осьминога, у него десять щупалец с присосками, а также есть три сердца. Кальмары бывают очень маленькие и гигантские. У гигантских кальмаров самые большие глаза среди всех животных.)
Воспитатель: Дети, хотите спросить у Егора или Матвея еще что-нибудь о кальмаре?
Дети: Где ты нашел информацию? Каких размеров бывают кальмары?
Воспитатель: Прежде, чем я назову следующего обитателя, отгадайте загадку.
В море, на дне тихо дремлет она,
Лучше не трогай ее никогда,
На каждом луче у нее зоркий глаз,
Она уползет, нет ей дела до нас. (морская звезда)
Воспитатель: Правильно, ребята, это Морская звезда – будто с неба скатилась и в воду упала! Рита говорит, что она хищница. Иди, Рита, расскажи, что ты узнала о Морской звезде.
( Ребенок: - Морская Звезда питается моллюсками. Нам кажется, что звезда неподвижная, но она постоянно передвигается. Очень медленно. На нижних сторонах лучей находятся ножки с присосками.)
Воспитатель: Дети, хотите спросить у Риты еще что-нибудь о морской звезде?
Воспитатель: Мимо нас проплывает следующий морской обитатель, угадайте, кто это?
Купол, как зонтик, прозрачный имеет,
Плыть, если надо, неплохо умеет,
Движется купол и плыть помогает,
Щупальце, словно крапива кусает. (медуза)
Воспитатель: Верно, ребята, это медуза! Кто из вас узнал что-нибудь о ней?
( Ребенок: - Они бывают круглыми, плоскими, вытянутыми. Но их красота обманчива. Почти все медузы ядовиты. Поэтому трогать их нельзя. Есть такие медузы, от которых может остаться ожог).
Воспитатель: Дети, хотите спросить у Ани еще что-нибудь о медузе?
Воспитатель: Пусть она плывет дальше! Молодцы ребята, вы всех морских обитателей назвали и столько много о них знаете. Смотрю мы с вами засиделись, хотите немножечко размяться и поплавать в открытом море! Сделаем физкультминутку.
Мои руки – это волны
Гонит ветер их вперед.
Мои руки – крылья чаек,
Небо их к себе зовет.
Мои руки – рыбки в море,
Плавают туда-сюда.
Мои руки – это крабы
Разбежались кто куда.
Сигнал SOS
Воспитатель: Что это проплывает мимо? Никак не пойму (Видят пятно)
(дети предполагают)
Воспитатель: Я поняла – это какой-то мусор, банки, бутылки, пятно от разлившейся нефти! Люди небрежно относятся к природе, загрязняют водоёмы, реки, моря и океаны различными отходами, нефтью. Много морских жителей уже погибло и неизвестно, сколько ещё может погибнуть. Ребята, как уберечь морских обитателей, чтобы они не исчезли?
( Ответы детей: Не кидать мусор, почистить море от нефти, бережно относится к природе.)
Воспитатель: Да, конечно надо любить природу, бережно относиться ко всему живому, а для этого не загрязнять водоемы мусором. Давайте будем помнить эти правил, когда будем отдыхать летом на море или на речке.
Воспитатель: Вот путешествие и подошло к концу, нам пора возвращаться в детский сад. Занимайте места в батискафе.
Дети: Нужно лишь закрыть глаза
Сейчас начнутся чудеса
1,2,3 – все замрем
Снова в садик попадем.
Воспитатель: Ребята, сегодня вы узнали много нового и интересного! Важно ли то, что вы узнали? Для чего вам это пригодится в жизни? Что еще вы хотели бы узнать о подводном мире?
Воспитатель: Дети, теперь мы с вами знаем кто живет на земле, а то живет под водой. Проходите садитесь за столы.
Пальчиковая гимнастика.
На дне лежит звезда морская
И еж морской по дну ползет,
Морская плавает корова,
А мимо лев морской плывет,
Морские плавают коньки
Друг с другом на перегонки.
Воспитатель: Итак, как настоящие исследователи внимательно посмотрите на картинки, которые лежат перед вами. Вам нужно найти обитателей подводного мира и раскрасить их. А потом эти рисунки добавить в свои папки исследователей.