Екатерина Игоревна Прусакова
Конспект проведения непрерывной непосредственно образовательной деятельности «Жизнь растений«
▼ Скачать + Заказать документы
тема: «Жизнь растений»
Приоритетная образовательная область : познавательное развитие.
Виды детской деятельности : игровая, познавательно-исследовательская, коммуникативная.
Разработала воспитатель высшей квалификационной категории:
Прусакова Е. И.
Программное содержание.
• Систематизировать знания детей о растениях. Закреплять умение отличать природные объекты от искусственных, продолжать формировать знания о строении растений, классифицировать растения по трем группам : деревья, кустарники, травы.
Публикация «Конспект проведения непрерывной непосредственно образовательной деятельности „Жизнь растений„» размещена в разделах
• Развивать внимание, наблюдательность, умение сравнивать и сопоставлять, делать выводы.
• Закрепить знания детей моделей растений, умение использовать их при доказательстве.
• Дать детям представление о функциях корня растений. При помощи опытов наглядно показать, что корни дышат, всасывают влагу и питательные вещества, удерживают растения в земле.
• Развивать навыки активной речи, обогащать и активизировать словарный запас детей: всасывает влагу, функции корня, опыт-доказательство, схемы-модели.
• Развивать интерес к миру природы. Воспитывать у детей элементы экологического сознания: “Мы нужны друг другу на земле”.
Оборудование:
Горшок, комнатное растение, искусственный цветок; мнемотаблица: “Признаки живого”, “Строение растения”, “Функции корня”; модель ствола дерева без корней; модель ствола дерева с корневой системой; магнитная доска, емкость с песком; тарелка с подкрашенной водой; модель корня растения из бумажных салфеток; части растения на магнитах; схемы: “Деревья”, “Кусты”, “Травянистые растения”; карточки с изображением деревьев, трав, кустарников по количеству детей, цветные фишки, карточки с изображением ухода за растениями.
Предшествующая работа:
Знакомство с растениями леса, поля, луга, длительные наблюдения за посадками семян, разработка схем-моделей “Признаки живого”, “Строение растений”, чтение художественной литературы, разучивание стихотворений, рассматривание картин.
Ход занятия
Дети сидят полукругом, на столе стоит горшок с комнатным растением.
– Здравствуйте, ребята! Я хочу посадить цветок, чтобы он рос, стал еще краше. Перед вами вот такие цветы. Какой из них мы посадим? (искусственный и цветок с корешками). Почему?
– Значит ваше растение живое? Давайте, разберемся живой он или нет, используя эту схему.
(все живое дышит, растет, двигается, питается, размножается). Мнемотаблица №1
– Ребята, а здесь что-то не так…в строении растения. (на магнитной доске части растения выложены в неправильной последовательности). Помогите мне исправить. (Дети рассказывают о строении растения, опираясь на мнемотаблицу № 2: у растения есть стебель, корень, листья, цветок и плод с семенами.)
- Зачем растению корень, все равно его под землей не видно? (Ответы детей) Проверим ваши предположения на интересных опытах.
Опыт 1 «Устойчивость» (Дети становятся парами, перед каждой пары макет дерева с корнем и без)
В коробку с песком ставим модель ствола дерева без корней. Дуем. Палочка падает. Потом дерем модель дерева с корневой системой. Дуем. Во втором случае палочка более устойчива.
- Как думаете, какая палочка будет более устойчивой? А если б не было корней у дерева, что случилось бы? (Ответы детей).
Вывод: Корни удерживают растение в земле.
• Опыт 2 «Питание» (дети делятся на две группы)
В тарелку с подкрашенной водой опускаем модель корня из марли. Что вы видите? Вода поднимается вверх, материал окрашивается все выше и выше.
Вывод: Корни всасывают из почвы влагу.
• Опыт 3 «Дыхание» (все вместе)
Воздух есть везде, даже в земле. У нас есть стаканчик с водой и землей. Мы проведем небольшой
эксперимент: бросим в стакан с водой кусочек земли. На поверхность всплыли пузырьки воздуха.
Корни, что делают? (Дышат).
- Для чего нужен корень? (Он дышит, удерживает растение в земле, всасывает влагу). Мнемотаблица№3
Физкультминутка «Деревья»
Станем мы деревьями сильными, большими. (Поднять руки вверх, подтянуться)
Ноги – это корни, их расставим шире. (Расставить ноги)
Чтоб держали дерево, падать не давали, (Руки вниз, пальцы растопырить)
Из глубин далеких воду доставали. (Наклон вперед, сделать ладони горстью)
– Перед вами три стола с картинками. Я раздам вам карточки с картинками растительного мира. Вам необходимо подойти к тому столу, который подходит к вашему растению на карточке. (“Деревья”, “Кусты”, “Травянистые растения”)
- Что общего на ваших карточках?
– Чем травянистые растения отличаются от деревьев и кустарников? (Ответы детей) (Рассматриваем мнемотаблицу №4)
– Хочу предложить вам еще одну игру на внимание, вы должны хлопнуть на слове, обозначающему растительный мир.
Игра:
Гиря Яблоня. Малина. Береза.
Ель. Саксофон. Облепиха. Мимоза.
Вишня. Черешня. Лимон. Апельсин.
Лампа. Клен. Бублик. Мандарин.
Дети садятся на ковер в две команды и отвечают на вопросы, получая за правильные ответы – фишки.
Вопросы викторины:
1. Что произойдет, если с земли исчезнут все растения? (не будет жизни на земле)
2. А зачем нужны растения? Какая от них польза? (растения дают пищу человеку и животным, ч истый воздух, одежду, много разных материалов, растения лечат, а чаще они очень красивые и мы любуемся ими).
3. Как же мы должны относиться к ним? (Беречь, охранять, ухаживать и т. д.)
4. А что значит ухаживать за растениями? (рассаживать, поливать, протирать листья, опрыскивать, удобрять, рыхлить и т. д.)
- Чтобы продлить жизнь нашему цветку, его нужно посадить в горшочек. Команда, у которой больше всего фишек будет высаживать цветок в горшочек и ухаживать за ним. Остальные подходят к другому цветку, вытягивают карточку со способом ухода за растением, берет соответствующий карточке предмет и рассказывает, что он будет делать.
- Ребята, кому вы расскажете о том, что узнали сегодня?
- У нас в саду есть Красная Книга. Как вы думаете, о чем она?
- С этими исчезающими растениями мы ознакомимся на следующем занятии
Программное содержание.
• Систематизировать знания детей о растениях. Закреплять умение отличать природные объекты от искусственных, продолжать формировать знания о строении растений, классифицировать растения по трем группам : деревья, кустарники, травы.
• Развивать внимание, наблюдательность, умение сравнивать и сопоставлять, делать выводы.
• Закрепить знания детей моделей растений, умение использовать их при доказательстве.
• Дать детям представление о функциях корня растений. При помощи опытов наглядно показать, что корни дышат, всасывают влагу и питательные вещества, удерживают растения в земле.
• Развивать навыки активной речи, обогащать и активизировать словарный запас детей: всасывает влагу, функции корня, опыт-доказательство, схемы-модели.
• Развивать интерес к миру природы. Воспитывать у детей элементы экологического сознания: “Мы нужны друг другу на земле”.
Оборудование:
Горшок, комнатное растение, искусственный цветок; мнемотаблица: “Признаки живого”, “Строение растения”, “Функции корня”; модель ствола дерева без корней; модель ствола дерева с корневой системой; магнитная доска, емкость с песком; тарелка с подкрашенной водой; модель корня растения из бумажных салфеток; части растения на магнитах; схемы: “Деревья”, “Кусты”, “Травянистые растения”; карточки с изображением деревьев, трав, кустарников по количеству детей, цветные фишки, карточки с изображением ухода за растениями.
Предшествующая работа:
Знакомство с растениями леса, поля, луга, длительные наблюдения за посадками семян, разработка схем-моделей “Признаки живого”, “Строение растений”, чтение художественной литературы, разучивание стихотворений, рассматривание картин.
Ход занятия
Дети сидят полукругом, на столе стоит горшок с комнатным растением.
– Здравствуйте, ребята! Я хочу посадить цветок, чтобы он рос, стал еще краше. Перед вами вот такие цветы. Какой из них мы посадим? (искусственный и цветок с корешками). Почему?
– Значит ваше растение живое? Давайте, разберемся живой он или нет, используя эту схему.
(все живое дышит, растет, двигается, питается, размножается). Мнемотаблица №1
– Ребята, а здесь что-то не так…в строении растения. (на магнитной доске части растения выложены в неправильной последовательности). Помогите мне исправить. (Дети рассказывают о строении растения, опираясь на мнемотаблицу № 2: у растения есть стебель, корень, листья, цветок и плод с семенами.)
- Зачем растению корень, все равно его под землей не видно? (Ответы детей) Проверим ваши предположения на интересных опытах.
Опыт 1 «Устойчивость» (Дети становятся парами, перед каждой пары макет дерева с корнем и без)
В коробку с песком ставим модель ствола дерева без корней. Дуем. Палочка падает. Потом дерем модель дерева с корневой системой. Дуем. Во втором случае палочка более устойчива.
- Как думаете, какая палочка будет более устойчивой? А если б не было корней у дерева, что случилось бы? (Ответы детей).
Вывод: Корни удерживают растение в земле.
• Опыт 2 «Питание» (дети делятся на две группы)
В тарелку с подкрашенной водой опускаем модель корня из марли. Что вы видите? Вода поднимается вверх, материал окрашивается все выше и выше.
Вывод: Корни всасывают из почвы влагу.
• Опыт 3 «Дыхание» (все вместе)
Воздух есть везде, даже в земле. У нас есть стаканчик с водой и землей. Мы проведем небольшой
эксперимент: бросим в стакан с водой кусочек земли. На поверхность всплыли пузырьки воздуха.
Корни, что делают? (Дышат).
- Для чего нужен корень? (Он дышит, удерживает растение в земле, всасывает влагу). Мнемотаблица№3
Физкультминутка «Деревья»
Станем мы деревьями сильными, большими. (Поднять руки вверх, подтянуться)
Ноги – это корни, их расставим шире. (Расставить ноги)
Чтоб держали дерево, падать не давали, (Руки вниз, пальцы растопырить)
Из глубин далеких воду доставали. (Наклон вперед, сделать ладони горстью)
– Перед вами три стола с картинками. Я раздам вам карточки с картинками растительного мира. Вам необходимо подойти к тому столу, который подходит к вашему растению на карточке. (“Деревья”, “Кусты”, “Травянистые растения”)
- Что общего на ваших карточках?
– Чем травянистые растения отличаются от деревьев и кустарников? (Ответы детей) (Рассматриваем мнемотаблицу №4)
– Хочу предложить вам еще одну игру на внимание, вы должны хлопнуть на слове, обозначающему растительный мир.
Игра:
Гиря Яблоня. Малина. Береза.
Ель. Саксофон. Облепиха. Мимоза.
Вишня. Черешня. Лимон. Апельсин.
Лампа. Клен. Бублик. Мандарин.
Дети садятся на ковер в две команды и отвечают на вопросы, получая за правильные ответы – фишки.
Вопросы викторины:
1. Что произойдет, если с земли исчезнут все растения? (не будет жизни на земле)
2. А зачем нужны растения? Какая от них польза? (растения дают пищу человеку и животным, ч истый воздух, одежду, много разных материалов, растения лечат, а чаще они очень красивые и мы любуемся ими).
3. Как же мы должны относиться к ним? (Беречь, охранять, ухаживать и т. д.)
4. А что значит ухаживать за растениями? (рассаживать, поливать, протирать листья, опрыскивать, удобрять, рыхлить и т. д.)
- Чтобы продлить жизнь нашему цветку, его нужно посадить в горшочек. Команда, у которой больше всего фишек будет высаживать цветок в горшочек и ухаживать за ним. Остальные подходят к другому цветку, вытягивают карточку со способом ухода за растением, берет соответствующий карточке предмет и рассказывает, что он будет делать.
- Ребята, кому вы расскажете о том, что узнали сегодня?
- У нас в саду есть Красная Книга. Как вы думаете, о чем она?
- С этими исчезающими растениями мы ознакомимся на следующем занятии