Екатерина Шинкоренко
Конспект проведения НОД по подготовке к обучению грамоте с детьми старшей группы «Путешествие в замок знаний»
Конспект проведения непосредственной образовательной деятельности по подготовке к обучению грамоте с детьми старшей группы № 1
Тема: «Путешествие в замок знаний»
Цель: Развитие фонематического слуха у детей старшей группы средствами дидактических игр.
Задачи:
Публикация «Конспект проведения НОД по подготовке к обучению грамоте с детьми старшей группы „Путешествие в замок знаний“» размещена в разделах
- закрепить умение дифференцировать звуки С,З,Ц;
- упражнять в определении позиции звуков в слове, умении придумывать слова на заданный звук; делить слова на слоги;
- совершенствовать умение составлять слова по схеме;
- развивать фонематическое восприятие, память, мышление, воспитывать интерес к обучению в школе.
Ход занятия:
Воспитатель обращает внимание детей на «Школьный уголок», дети отмечают, что там появилась новая школьная принадлежность - БУКВАРЬ. Рассматривая его, воспитатель проводит с детьми короткую беседу :
- Ребята, а что нам нужно еще, чтобы пойти в школу? (Портфель,
пенал, ручка, карандаш и т. д.)
- А что вы должны уметь делать, чтобы вас записали в школу? (Быстро одеваться, внимательно слушать, быть вежливым, уметь читать и т. д.)
- А чтобы всему этому научиться, нам поможет «Замок знаний». Вы хотите его отыскать? - Да!
- Но идти в гости впервые без сувенира как-то неловко! Что же мы сможем быстро смастерить? (Высказывания детей)
- Ой, ребята, посмотрите, весна нам подарила много разной формы листьев с деревьев, может быть нам удастся из них что-нибудь сделать? Возьмите по одному листочку, рассмотрите их. (Дети отмечают, что они не простые, а с картинками)
- Ребята, я придумала, если вы не против, то мы можем сделать на подарок гирлянду. А чтобы она получилась красивой, её нужно будет скреплять по правилам игры «Цепочка слов».
(Проводиться игра с картинками-листочками «Цепочка слов»)
Все, готово! Можно смело отправляться в дорогу.
(За дверью вестибюля раздается плач, хныканье.)
- Ой, ребята, вы слышите, кто это может быть? (Дети обнаруживают плачущего Незнайку)
- Что случилось, Незнайка? Если не хочешь говорить всем, то скажи мне на ушко.
- Вот беда! Он ходил в школу, а его не приняли. Ребята, а как вы думаете, почему?
(Он ничего не знает, не умеет писать, читать, считать и т. д.)
- Не грусти, Незнайка, мы с ребятами идем в «Замок Знаний», пойдем с нами? (Все вместе идут по тропинке и находят письмо, в котором написано: «Чтобы попасть в замок знаний, нужно сделать 5 добрых дел»)
Два добрых дела мы уже сделали, какие? (Гирлянду из листьев и выручили Незнайку, взяв его с собой). Осталось нам еще сколько сделать добрых дел? -Три!
- Ну, что пойдемте дальше делать добрые дела.
(Пройдя по дорожке, попадают на поляну», где сидят заколдованные звери)
- Ой, ребята, что это с ними? Они не двигаются, даже не издают никаких звуков? Незнайка, может ты знаешь, что с ними? (Незнайка шепчет воспитателю на ухо)
- Оказывается это проделки злого колдуна, он заколдовал всех зверей в этом лесу. Что же делать? (Снова Незнайка шепчет на ухо воспитателю)
- Ребята, оказывается только мы можем помочь им. Возьмите по
одному зверьку, приласкайте его и посадите под дерево, но не под любое, а зверей в названии которых слышится один слог, посадить нужно под дерево, в названии которого тоже слышится один слог, под какое дерево поссадим зверей, в названии которых слышится один слог - (под дуб);
а зверей, в названии которых слышится два слога нужно посадить под дерево, в названии которого слышится тоже два слога, под какое дерево посадим зверей, в названии которых слышится два слога - (под липу) и т. д.
(Дети выполняют задание, Незнайка вносит путаницу, дети ему помогают правильно выполнить задание)
- Вот какое мы доброе дело сделали, оживили всех зверей. Теперь можем идти дальше. (Продолжаем идти по тропинке, находим корзинку с письмами) Дети, вы не знаете, кто мог ее оставить? (Снова Незнайка шепчет воспитателю на ухо).
- Это злой колдун забрал письма у наших зверей, чтобы они не поздравили своих родителей с праздником «Весны». Что же делать? (Нужно найти почту и отправить письма адресатам. Дети с воспитателем идут дальше и находят почту, но с тремя почтовыми ящиками: красного, синего и зеленого цвета).
- Что же делать, как правильно отправить письма? (Снова Незнайка шепчет)
- Оказывается, ребята нужно взять каждому по конверту и в красный ящик опустить письма, в названии марки которых слышится звук «С», в синий ящик опустите письма, в названии марки которых слышится звук «3» и в зеленый ящик опустить письма, если в названии марки слышится звук «Ц» (Проводится игра «Найди место звука в слове») (Незнайка шепчет на ухо, что уже четвертое доброе дело мы сделали)
- Чтобы попасть в Замок, сколько еще добрых дел нам нужно сделать?
- ОДНО. Ну что же, идем дальше, подходим к Замку: «К сказке вновь пришла дорожка, дверь закрыта и окошко»
(Детям предлагается выложить слово из звуков и сказать, как можно получить новое слово из слова «ЗА-МОК» (Нужно ударение, которое стоит над вторым слогом (над звуком «А», поставить над первым слогом, над звуком «О» и тогда из слова замок получилось какое слово? – ЗА-МОК)
(Замок открывается, дети вместе с воспитателем входят в «ЗАМОК ЗНАНИЙ», украшают его гирляндой, получают открытки-приглашения в страну знаний, на которых выложены схемы слов из 3-х, 4-х звуков, подбирают слова. соответствующие этим звукам и становятся членом «ЗАМКА ЗНАНИЙ».
Воспитатель: на этом наше сегодняшнее путешествие заканчивается, мы обязательно его продолжим по «Замку Знаний» в следующий раз…
- А сейчас мы с Незнайкой хотим услышать, что самым интересным было в нашем путешествии? Какое задание было трудным? – Почему?
- Незнайке очень понравилось наше путешествие, он научился находить место звука в слове, определять количество слогов в слове, составлять слова по схеме, а главное подружился со всеми вами и теперь его обязательно его запишут в школу. Незнайка благодарит ребят, прощается с ними, до новых встреч, уходит…