Рябышева Виктория
Конспект просветительной беседы с родителями «Нарушение речи»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект просветительной беседы с родителями
На тему: нарушение речи
Развитие речи ребенка – важнейшая задача родителей.
Провожая своего ребёнка в первый класс, мы надеется на то, что он будет учиться успешно. Если же эти надежды не оправдываются, то причину неудач обычно начинают искать непосредственно в школе: в условиях обучения ребёнка, в отношении к нему учителя, в "неудачных" одноклассниках и т. п. Наши мысли при этом, как правило, уже не возвращаются к дошкольному возрасту, хотя именно в нём чаще всего и бывают заранее запрограммированы все возникающие в дальнейшем школьные проблемы. И одной из важнейших причин возникновения этих проблем является отставание ребёнка в речевом развитии.
Темочки:
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Коррекционные занятия. Конспекты для коррекционных групп
- ОВЗ. Конспекты коррекционных занятий
- ОНР, нарушение речи
- Работа с особыми детьми, ОВЗ
- Развитие речи. Конспекты занятий
- Темочки
В чём причины нарушения развития речи?
Какие нарушения речи встречаются?
Как помочь ребёнку?
Об этом я бы и хотела поговорить сегодня с вами.
Разговор хочется начать со статистики, позволяющей создать отчетливое представление об остроте актуальности обсуждаемого вопроса.
Согласно данным профессора М. Е. Хватцева, относящимся к 50-м годам, число детей с речевой патологией составляло около 30%. За прошедшие с тех пор полвека общая ситуация в нашей стране изменилась далеко не в лучшую сторону, значительно возрос процент всех видов речевой патологии у детей и составляет 80%.
В чём причины нарушения развития речи?
Причинами возникновения речевой патологии являются различные вредоносные факторы, которые могут воздействовать:
• внутриутробно во время беременности (вирусные инфекции, токсикозы, патология плаценты);
• в момент рождения (родовая травма, затяжные или стремительные роды, вызывающие кровоизлияние в мозг младенца);
• в раннем возрасте, особенно до 3 лет ( инфекционные заболевания мозга и мозговых оболочек: менингит, менингоэнцефалит и др.);
• наследственность;
• экология.
Как же определить есть у ребёнка отклонения в развитии речи? Поможет (стенд).
Какие нарушения речи встречаются? И как помочь ребёнку дома?
Начнём с недоразвития устной речи, наиболее часто встречающимися являются: нарушение звукопроизношения (дислалия, ОНР, дизартрия, заикание (логоневроз)
ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЕ
Искаженное произношение дошкольников до 4-5 лет считается нормальным явлением. И только после 5 лет подобное нарушение звукопроизношения является патологией. К 5 годам ребёнок должен правильно произносить все звуки речи! Чаще вызывают затруднения у детей свистящие с с’ з з’ ц, шипящие ш ж щ ч и сонорные звуки л л’ р р’. Ребёнку нужна помощь взрослого. В одних случаях требуется специальная логопедическая работа, в других достаточно после консультации логопеда, занятий ребёнка с воспитателем, учителем или родителями.
Сроки преодоления недостатков произношения зависят от ряда факторов: степени сложности дефекта, индивидуальных и возрастных особенностей ребёнка, регулярности занятий, участия и заинтересованности родителей в этой работе.
Как помочь ребёнку дома?
1.) Артикуляционная гимнастика является основой формирования речевых звуков и коррекции нарушений звукопроизношения. Детям, имеющим дефекты звукопроизношения, делать арт. гимн. обязательно каждый день (стенд).
2.) У детей при ряде речевых нарушений отмечаются отклонения в развитии движений пальцев рук, так как движения пальцев рук тесно связаны с речевой функцией. В семье работу по тренировке пальцев рук можно и нужно начинать с детьми в возрасте 6-7 мес. : сюда входит массаж кисти рук и каждого пальчика, каждой его фаланги (стенд). «Корявый почерк» - результат недоразвития мелкой моторики (стенд).
3.) Выполнять домашнее задание, данное логопедом.
ОНР
Также отставание в речевом развитии может проявляться в бедности словарного запаса, в неточном понимании значений многих слов, в неумении грамматически правильно соединить слова между собой. Нарушены все компоненты языковой системы: фонетика, лексика и грамматика. Отсюда и название дефекта – общее недоразвитие речи (ОНР).
К сожалению, все эти признаки речевого недоразвития ребёнка-дошкольника чаще всего не привлекают к себе внимания неспециалистов, поскольку и при наличии таких отклонений ребёнок всё же имеет возможность достаточно свободно пользоваться речью.
Здесь хочется посоветовать родителям :
1.) Больше разговаривать с ребёнком. Вы были в кино (театре, цирке, посмотрели сказку, мультфильм – пусть расскажет, что ему больше понравилось.
2.) Больше читать дошкольникам книги, школьников заставлять больше читать, пересказывать прочитанное.
3.) Отвечайте на каждый вопрос ребёнка.
4.) Играйте с ребёнком в речевые игры (стенд).
ЗАИКАНИЕ
Заикание встречается у мальчиков в 3-4 раза чаще, чем у девочек. Рекомендации, упражнения направлены на выработку нижнедиафрагмального дыхания.
ДИЗАРТРИЯ
Дизартрия – нарушение, возникающее вследствие органического поражения центральной нервной системы. Страдает не произношение отдельных звуков, а вся произносительная сторона речи. Речь такого ребенка характеризуется нечетким, смазанным звукопроизношением.
Рекомендации родителям индивидуально, помимо артикуляционной зарядки и упражнений для мелкой моторики.
Вот мы и подошли к нарушениям письменной речи (чтения и письма).
В общеобразовательных школах около 30% учащихся испытывают трудности на письме и чтении. Примерно у 70% младших школьников с ЗПР наблюдаются затруднения в процессе овладения письмом и чтением. Нарушения письма и чтения чаще становятся очевидными ко 2-му классу. Часто встречающиеся ошибки на письме:
• пропуски гласных, согласных в слове;
• замены букв на письме;
• отсутствие границ предложений;
• слитное написание слов в предложении;
• искажение слоговой структуры слова;
• ошибки обозначения мягкости согласных на письме.
Нарушения чтения у мальчиков выявляются в 4-6 раз чаще, чем у девочек. Ошибки при чтении дети допускают такие:
• пропуски гласных, согласных в слове;
• пропускают звуки, добавляют ненужные, иногда пропускают начальные слоги слов;
• меняют буквы местами, искажают звучание слов;
• чтение может быть неосмысленное, т. е. не могут передать содержание прочитанного;
• скорость чтения у них невысокая.
Рекомендации учителя-логопеда родителям детей с речевыми проблемами.
Общие рекомендации:
1. Покажите ребенка детскому психиатру, невропатологу, учителю-логопеду.
2. Систематически и аккуратно выполняйте с ним домашнее задание.
3. Занимайтесь ежедневно или через день в доброжелательной, игровой форме.
4. Соблюдайте точность и поэтапность выполнения заданий.
5. Постепенно усложняйте требования к речи ребенка.
6. Вводите поставленные звуки и закрепленные звуки в обиходную речь, вырабатывая у ребенка навык самоконтроля.
7. Учите наблюдать, слушать, рассуждать, четко и ясно выражать свои мысли.
8. Воспитывайте усидчивость, самостоятельность.
9. Помните, сроки преодоления речевых нарушений зависят от степени сложности дефекта, от возрастных и индивидуальных особенностей ребенка, регулярности занятий, заинтересованности и участия родителей в коррекционной работе.
10. Не фиксируйте внимание ребенка на том, что у него не получается, лучше подбодрите его.
11. Родителям, имеющим дефекты произношения, полезно заниматься вместе с ребенком.
12. Запаситесь терпением, не ждите быстрых результатов и обязательно доведите курс коррекции произношения у ребенка до конца.
13. Верьте в силы своего ребенка, верой и терпением вселите в него уверенность в исправление нарушения речи.
14. Помните, что по мере взросления привычка говорить неправильно у ребенка закрепляется и хуже поддается коррекции.