Наталия Вшивцева
Консультация с родителями «Связь речи и мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Уже с первых дней жизни детей начинается их речевое развитие. Во время купания, кормления, у ребенка и мамы устанавливается эмоциональная связь. Вначале ребенок не реагирует на слова мамы, но уже на втором месяце жизни ребенок не только реагирует на ласковые слова мамы и ее прикосновения, но и включается в эмоциональное общение ( например: Когда ребенок плачет, его берут на руки и он успокаивается и даже улыбается). Так проходят первые шаги на пути к речевому развитию. Постоянное общение взрослого с ребенком способствует развитию у детей слуха и артикуляционного аппарата.
Публикация «Консультация с родителями „Связь речи и мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Мелкая моторика
- Мелкая моторика. Консультации и рекомендации
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Темочки
Педагогами, медиками и учеными были установлены возрастные сроки речи детей :
1. В 2 месяца ребенок произносит отдельные звуки
2. В 3 месяца ребенок гулит
3. В 4 месяца ребенок произносит несколько гласных звуков, которые будут перетекать один в другой
4. В 5 месяцев ребенок произносит гласные и некоторые согласные звуки
5. В 6 месяцев ребенок лепечет
6. В 7 месяцев ребенок понимает смысл слов
7. В 8 месяцев ребенок пытается имитировать взрослых
8. В 9 месяцев ребенок произносит первые слова
9. В 10 месяцев ребенок произносит первые слоги
10. В 11 месяцев ребенок в одни и те же звуки вкладывает разный смысл
11. В 1 год ребенок знает 10 простых слов, 20 слов понимает.
12. В 1,5 года ребенок обозначает несколько предметов одним словом
13. В 2 года ребенок может назвать предметы на картинке
14. В 3 года ребенок пытается говорить связно
15. В 4 года говорит практически правильно
16. В 5-6 лет ребенок все более совершенствуется, он осваивает новые понятия.
Давно установлено, что мелкая моторика рук и уровень развития речи находятся в прямой зависимости друг от друга. Мелкая моторика не только отвечает за речь ребенка, но также позволяет развивать координацию в пространстве, воображение, зрительную и двигательную память. Развивать мелкую моторику у детей можно уже с восьми месяцев. Для этого используется массаж, манипуляции с различными по форме и размеру предметами. Упражнения с предметами очень нравятся детям. Здесь используются мячи, шишки, палочки и т. д.
В работе над мелкой моторикой используются разные упражнения: расслабляющие, динамические, статистические. Расслабляющие упражнения способствуют нормализации мышечного тонуса. Динамические упражнения направлены на развитие подвижности пальцев. Статистические упражнения направлены для того чтобы помочь удержать ребенку пальцы в определенном положении.
Пальчиковую гимнастику можно начинать уже с шести месяцев. Начинать надо обязательно с массажа кистей рук. Массаж рекомендуется делать по 2-3 минуты каждый день. С 10 месяцев уже можно начинать активную тренировку пальцев.
В 1, 5 года можно давать детям более сложные упражнения: развязывание узелков, застегивание и расстегивание пуговиц, нанизывание бусин, разбирание по цвету фасоли и т. д.
Замечательно подходят для развития мелкой моторики специальные пальчиковые игры. Но чтобы их начать выполнять, нужно соблюдать несколько правил:
1. Упражнения выполняются каждый день по 10минут
2. Нужно следить за тем,несколько правильно произносится звук
3. Говорить нужно спокойно
4. Лучше говорить фразу или слово на выдохе
5. Следует делать логическое ударение
6. В конце каждого предложения нужно делать паузу
7. Продолжать занятия даже в том случае, если с первого раза не получилось.
Для каждого возрастного периода существуют различные упражнения:
Ребенок до 2 лет:
В этом возрасте ребенок знакомится с ладонью и пальчиками. Здесь на помощь приходят потешки, стихотворения.
Ребенок до 3 лет:
Можно уже включать упражнения, в которые входят активные движения пальцев и можно уже использовать две руки.
Ребенок до 4 лет:
Можно разучивать стихотворение или потешку. Сначала ребенок выполняет упражнение одной рукой, затем второй, а потом и двумя руками.
Ребенок до 5 лет:
Ребенок выполняет разные фигурки и движения обоими руками.
Ребенок до 6 лет:
Ребенок относится уже легко к показу различных действий. И сам рассказывает заученные потешки.
Нужно обращать внимание на то, насколько правильно составлены фигурки и скоординированы движения рук и пальцев.