Мишина Елена
Консультация для воспитателей «Организация беседы с родителями»
▼ Скачать + Заказать документы
Организация беседы. Особенности проведения бесед.
Педагогическая беседа с родителями – наиболее доступная и распространенная форма установления связи педагога с семьей. Беседа может использоваться как самостоятельная форма и в сочетании с другими формами: на родительском собрании, консультации, при посещении семьи.
Публикация «Консультация для воспитателей „Организация беседы с родителями“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2018
Цели беседы – обмен мнениями по тому или иному вопросу воспитания и достижение единой точки зрения по этим вопросам, оказание родителям своевременной помощи, ее особенность – активное участие и воспитателя и родителей.
Материал для бесед с родителями дают воспитателю наблюдения за детьми. Беседа может возникнуть по инициативе родителей или воспитателя. Если беседу инициировали родители (обычно это происходит стихийно, а воспитатель не может уделить им необходимого внимания (или не готов ответить на вопросы, он договаривается о специальной встрече в удобное для всех время. В результате беседы родители должны получить новые знания по вопросам обучения и воспитания дошкольника. При этом следует учитывать, если вопросы, затрагиваемые в беседе, связаны с внутрисемейными отношениями, то присутствие посторонних лиц нежелательно, так как обстановка беседы должна располагать к откровенности.
Если инициатор беседы – педагог, он заранее продумывает: с чего начнет ее, какие вопросы задаст родителям. Договариваясь о времени беседы, педагог должен сообщить ее тему и попросить подготовить вопросы, на которые родители хотели бы получить ответ. Планируя тематику бесед, надо стремиться к охвату по возможности всех сторон воспитания.
Педагогическая беседа с членами семей воспитанников, возникающая утром во время прихода их с детьми, а также вечером, должна отвечать определенным требованиям:
1. Частота общения с родителями должна быть сбалансирована. При проведении небольшого мониторинга, отмечая все беседы с тем или иным родственником воспитанника в течение недели, вы можете обнаружить, что одни из них общаются с педагогом часто, а другие практически не общаются.
2. Беседа должна иметь живой характер, доброжелательный и дружеский тон.
3. Родители должны располагать достаточным временем, чтобы без спешки обсудить намеченные вопросы.
4. Беседа должна информировать родителей о жизни детей в детском саду, а также передавать каждому из родителей позитивную информацию о его ребенке, укреплять веру в него. Необходимо сократить беседы на отвлеченные темы, не связанные с развитием и здоровьем детей.
5. Следует избегать ранящих родителя оценочных суждений о ребенке.
Среди причин обращения педагога к родителям не должны преобладать негативные поступки ребенка, так как это формирует у них отрицательную установку на контакты с педагогом вообще. Нужно проявлять также сочувствие, терпимо относиться к некоторым ошибочным представлениям и убеждениям родителей.
6. Следует внимательно, терпеливо выслушать сомнения, замечания, жалобы родителя.
7. Просьбы к родителям о вмешательстве в педагогический процесс должны оцениваться с точки зрения целесообразности (часто жалоба на поведение ребенка в группе побуждает родителя принять соответствующие меры, хотя ситуация уже разрешилась в группе или родитель не может подобрать адекватные меры воздействия к сыну или дочери). Педагог должен дать конкретные рекомендации по применению педагогических приемов, чтобы таким образом совместными усилиями достичь желаемого результата.
8. Желательно давать только обоснованные советы и избегать категоричности в определении методов и приемов воздействия на ребенка, предоставляя родителю весь возможный спектр педагогических средств с объективной оценкой их положительных и отрицательных эффектов при их использовании в сложившейся ситуации.
9. Беседа должна вызывать у родителей желание сотрудничать с ДОУ.
10. Быть конкретными и содержательными;
11. Давать родителям новые знания по вопросам обучения и воспитания детей;
12. Повышать чувство ответственности за воспитание детей.
13. Не принижайте авторитет родителей, как бы ни был мал их опыт в воспитании детей
Как правило, беседа начинается с общих вопросов, надо обязательно приводить факты, положительно характеризующие ребенка. Рекомендуется детально продумать ее начало, от которого зависит успех и ход. Беседа индивидуальна и адресуется конкретным людям. Воспитателю следует подобрать рекомендации, подходящие для данной семьи, создать обстановку, располагающую «излить» душу.
Образец беседы
Цель беседы : сформировать у родителей представления о необходимости и важности организации детского сна, рассмотреть правила организации сна ребенка.
Методика проведения: в индивидуальной беседе родителям предлагается ответить на следующие вопросы (перечень вопрос) :
Артем – очень любознательный, доброжелательный мальчик. Любит наблюдать, экспериментировать. Самостоятельно одевается, раздевается, моет руки, соблюдает правила поведения за столом, всегда опрятен, аккуратен.
1. Как вам удалось добиться таких положительных результатов в воспитании?
2. Вместе с тем, хотелось бы обратить внимание, на то, что в последнее время он стал беспокойным, без повода раздражителен, забывчив, часто плачет, потерял аппетит, снизилась работоспособность.
3. Считаете ли вы необходимым условием успешности учебной деятельности и эмоционального состояния вашего ребенка соблюдение им режима дня?
4. Нужен ли режим дня дошкольнику?
5. Как вы думаете, сколько времени должен спать ребенок?
6. Утром ваш ребенок встает сам или вы его будете?
7. Он встает охотно или с трудом?
8. Как вы на это реагируете?
9. Позволяете ли вы своему ребенку увлекаться телевизором в вечернее время?
10. Гуляет ли ваш ребенок после того как приходит из детского сада на свежем воздухе?
11. Каков ежедневный ритуал отхода ко сну вашего ребенка?
12. Как вы считаете, необходимо ли укладывать ребенка спать в определенное время?
12. Какие приемы вы используете для того, чтобы ребенок чувствовал себя здоровым и бодрым?
Результат беседы :
Дать рекомендации как организовать сон ребенка, учитывая при этом особенности данной семьи.
1. Время для сна. Старайтесь ложиться спать в одно и то же время (желательно с 19.00 до 21.00). Важно, чтобы ребенок сам учился определять время, когда нужно ложиться спать. Например, можно сказать, что наступил вечер, закончилась передача «Спокойной ночи, малыши!», все ребята ложатся спать, и ты тоже ложишься спать. Полезно приобрести будильник, по которому ребенок будет учиться контролировать время игр, отдыха и сна. Если малыш заигрался, можно ласково напомнить ему о том, что подошло время сна и показать на будильник.
2. Как вы относитесь к тому, чтобы организовать семейный ритуал засыпания? Пытайтесь обыграть семейные ритуалы, одним из которых может стать укладывание спать. Убавить громкость музыки в квартире, приглушить свет (если ребенок боится темноты, можно оставить ночник). Почитать малышу книгу нараспев, тихим голосом или спеть колыбельную. Семейные ритуалы человек запоминает на всю жизнь, они создают атмосферу уюта и комфорта. Время для засыпания нельзя затягивать (не более получаса).
Обратите внимание, что ритуалы укладывания спать должны прекращаться раньше, чем малыш уснет, иначе они создадут зависимость, от которой будет трудно избавиться.
3. У вашего ребенка наверно есть любимые игрушки? Одним из примеров ритуала засыпания дошкольника, может быть укладывание игрушек спать. Можно сказать ребенку: «Наступил вечер, пора готовится ко сну. Твои любимые игрушки ждут, когда ты пожелаешь им спокойной ночи». Он может уложить игрушки спать, а может просто пожелать им спокойной ночи. Данный ритуал очень полезен, так как ребенок сам начинает готовиться ко сну.
4. Если вы располагаете свободным временем можно организовать вечернее купание. Вода расслабляет организм. Возможно добавление в воду специальных масел (если нет противопоказаний). Дайте ребенку время для игры в ванне: он может переливать воду из одной емкости в другую, поиграть с плавающей игрушкой. Не забудьте про умывание и чистку зубов. Время пребывания в ванне не должно превышать 25 минут.
5. У вашего малыша есть любимая пижама? После купания ребенок надевает любимую пижаму. Она должна быть из натуральных, мягких тканей, с изображением любимых сказочных героев, милых животных. Важно, чтобы пижама доставляла удовольствие ребенку. Рассматривание картинок на пижаме можно продолжить уже в постели.
6. Возможно вашей фонотеке есть релаксационная или классическая музыка?
Когда в семье начинается ритуал подготовки ко сну, хорошо включить негромкую релаксационную (звуки дождя, моря, пение птиц) или плавную классическую музыку. Попросите ребенка показать пижаму его любимой игрушке.
Полезно варьировать ритуалы укладывания спать, чтобы ребенок не привык к чему-то одному. Например, сегодня папа укладывает, завтра – мама; малыш спит то с плюшевым мишкой, то – с зайчиком.
Литература
1. Агавелян М. Г., Данилова Е. Ю., Чечулина О. Г. Взаимодействие педагогов ДОУ с родителями. – М. : ТЦ Сфера, 2009.
2. Глебова С. В. Детский сад – семья. Аспекты взаимодействия. - Воронеж: ТЦ «Учитель», 2005.
3. Майер А. А., Давыдова О. И., Воронина Н. В. 555 идей для вовлечения родителей в жизнь детского сада. – М. :ТЦ Сфера, 2011.
4. Е. В. Пляскина Современные формы работы с родителями в дошкольном учреждении: методические рекомендации к 2012-2013 учебному году-с. Троицкое: РМК, 2013.