Анна Фомина
Конспект проектного занятия для детей подготовительной к школе группы «Слова-родственники»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: познакомить детей с понятием «родственные слова».
Задачи: 1. Привлечь внимание детей к активному участию в процессе словообразования.
2. Формировать умение находить родственные слова.
3. Научить подбирать родственные слова к заданному слову.
4. Развивать детскую любознательность и интерес к слову.
Оборудование: мольберт, рисунок генеалогического дерева (бабушка, дедушка, мама, папа, я, лист бумаги, фломастер, ноутбук, презентация, стихотворение С. Погореловского «Снежная сказка», нарисованные на листах формата А4 деревья по количеству детей, картинки для подбора родственных слов детьми (на обратной стороне картинки приклеен двусторонний скотч, столы, стулья для детей.
Публикация «Конспект проектного занятия для детей подготовительной к школе группы „Слова-родственники“» размещена в разделах
Ход занятия
-Здравствуйте ребята, проходите. Давайте с вами присядем на ковер.
Я хочу прочесть вам одно стихотворение, послушайте:
Семья – словечко странное.
Хотя не иностранное.
- как слово получилось,
Не ясно нам совсем.
Ну, «Я» - мы понимаем,
А почему их семь?
Не надо думать и гадать,
А надо просто сосчитать:
Два дедушки,
Две бабушки,
Плюс папа, мама, я.
Сложили? Получается семь человек.
Семь «Я»!
- А если есть собака?
Выходит восемь «Я»?
-Нет, если есть собака,
Выходит Во!-семья.
- У вас у каждого тоже есть семья. А вы слышали когда-нибудь выражение семейное древо? Я хочу вам показать мое семейное древо (на мольберте с одной стороны). Посмотрите, вот это «корни» моего дерева – мои бабушка и дедушка. Они поженились, и у них родилась моя мама. Моя мама встретила моего папу, они поженились, и у них родилась я. Мои дедушка и бабушка – это первое поколение нашей семьи. Мама и папа – это второе поколение, а я – это третье поколение. А все вместе мы представители одного рода. Здесь, на деревне нарисован мой род. Ребята, а как одним словом назвать всех нас одним словом, мы друг другу кто? (выслушать ответы детей)
- Мы все друг другу родня, мы – родственники.
- А как вы думаете, а у слов могут быть родственники? Хотите это выяснить?
(Переворачиваем мольберт, с другой стороны лист с таблицей). Давайте с вами составим план, пропишем 3 вопроса:
1. Что мы знаем: у людей есть родственники.
2. Что мы хотим узнать: есть ли родственники у слов?
3. Где узнать: интернет, книги, родители (записываем все ответы детей)
- Ну хорошо, начнем тогда поиск с интернета, давайте спросим у Яндекса бывают ли слова-родственники (идем к компьютеру) (презентация «Род», читаем, проговариваем слова, обговариваем с детьми, что общего у этих слов? Давайте подумаем, почему эти слова будут родственники? Подвести детей к тому, что родственные слова, это слова у которых есть общая часть, «корень», и они все близки по смыслу).
-Теперь давайте заглянем в книгу (возвращаемся в круг). Можно я прочту вам стихотворение, мне кажется, в нем есть то, что мы ищем (С. Погореловский «Снежная сказка»)
Проплясали по снегам
Снежные метели.
Снегири снеговикам
Песни просвистели.
У заснеженной реки
В снежном переулке
Звонко носятся снежки,
Режут снег снегурки.
- Ребята, вы услышали в стихотворении слова-родственники? Назовите их (выслушать всех детей, спросить кто согласен, кто не согласен, что объединяет эти слова: общая часть - корень «снег»).
-А как вы думаете, всегда ли слова, в которых есть общая, похожая часть будут родственниками? (выслушать предположение детей)
-Давайте подумаем вместе. Вот, например слова, послушайте внимательно: море, морщины, морской? Есть у них общая часть? А будут ли эти слова родственниками? Почему? (подвести детей к выводу о том, что у этих слов разное значение).
-Действительно, бывают слова вроде бы похожие, в которых есть общая часть, но чтобы они были родственниками они должны еще и быть схожи по смыслу.
- Ребята, а хотите сами составить вот такие деревья (указать на дерево со словом «род») со словами-родственниками?
Давайте попробуем с вами вырастить эти деревья.
Вам в помощь будут картинки, которые нужно расставить по веточкам. Ребята, ребята будьте внимательны, помните, что у слов-родственников должна быть общая часть (корень) и схожий смысл. У каждого дерева свой корень, своя картинка.
Тот, кто умеет читать может слово прочесть, а тот, кто не умеет еще может внимательно посмотреть на картинку, назвать ее и постараться услышать корень (общую часть).
Слова: масло, рыба, звезда, дорога, дом, вода.
В случае затруднения, попросить ребенка назвать картинку, расположенную в корне дерева и картинку, которую он выбрал. Обратить внимание на то, что у слов-родственников должна быть общая часть и схожий смысл.
Посмотрите, какие деревья у вас получились. Это же настоящий лес родственных слов (можно предложить детям самостоятельно придумать название). Теперь вы точно знаете, что и у слов бывают родственники. Давайте вспомним, слова-родственники – это, какие слова? (выслушать ответы детей). Верно, слова – родственники - это слова, в которых есть общая часть «корень» и они схожи по смыслу. Теперь вы сможете рассказать остальным ребятам о словах родственниках и вырастить с ними еще деревья с родственными словами, и ваш лес станет еще больше.
Можно оформить работы детей в группе или в приемной в форме выставки.