Ольга Клипикова
Конспект познавательного занятия в старшей группе «Мои глаза»
▼ Скачать + Заказать документы
Цели:
– Дать представление о том, что глаза являются одним из основных органов чувств человека;
– познакомить детей со строением глаза;
– расширять словарный запас: радужная оболочка, зрачок, сетчатка, зрительный нерв, глазное яблоко, хрусталик, мышцы глаза;
– привести к пониманию, что зрение необходимо беречь;
– воспитывать гуманные чувства к людям-инвалидам, желание оказать им помощь.
Оборудование:
• Кукла Катя в медицинском халате.
• Фотоаппарат.
• Лазерная указка
Публикация «Конспект познавательного занятия в старшей группе „Мои глаза“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2015
• Иллюстрации: изображение глаз с разной радужной оболочкой
• Набор картинок «Что полезно, а что полезно для глаз»
• Смешная и грустная рожицы
• Иллюстрации про слепых людей
• Картинки «Продукты питания»
Ход занятия
В гости приходит кукла Катя в медицинском халате.
Кукла Катя. Здравствуйте, ребята! – О чём же мы сегодня будем говорить на нашем занятии? Это вы узнаете из моей загадки.
На ночь два оконца
Сами закрываются,
А с восходом солнца
Сами открываются.
(глаза)
Два Егорки
Живут возле горки,
Живут дружно,
А друг на друга не глядят.
(глаза)
Воспитатель. Сегодня мы с вами поговорим о глазах.
Глаза - это один из ценнейших органов чувств человека.
Ребята, как вы думаете, почему?
(С помощью глаз человек видит предметы, цвет, размер, форму, перемещение предметов. Глаза помогают человеку передвигаться в нужном направлении, ориентироваться в пространстве и во времени.)
Воспитатель. Я хочу прочитать вам стихотворение Н. С. Орловой «Ребятишкам про глаза» :
Разберемся вместе, дети,
Для чего глаза на свете?
И зачем у всех у нас
На лице есть пара глаз?
Для чего нужны глаза?
Чтоб из них текла слеза?
Ты закрой глаза ладошкой,
Посиди совсем немножко:
Сразу сделалось темно,
Где кроватка, где окно?
Страшно, скучно и обидно –
Ничего вокруг не видно.
Женя хочет быть пилотом,
Править быстрым самолетом;
Все моря на белом свете
Переплыть мечтает Петя,
Будет Николай танкистом,
А Сергей парашютистом,
Станет снайпером Илья,
Но для этого, друзья,
Кроме знаний и умения –
Всем необходимо зрение!
Воспитатель. Правильно, ребята, благодаря глазам мы получаем почти всю информацию об окружающем мире. Хотите узнать тайны наших глаз?
Кукла Катя. (достает фотоаппарат). Ребята, что это такое? (Фотоаппарат.)
Кукла Катя. Посмотрите, я сейчас нажму на кнопку затвора. Что вы заметили?
(Открылось маленькое круглое отверстие.)
Воспитатель. Да, через это отверстие проходят лучи света. Они попадают на пленку и рисуют на ней то, что мы фотографируем. Примерно так же устроен наш глаз. Посмотрите в глаза друг другу. Что вы видите? (слайд 2)
(Маленький цветной кружок, черную точку посередине.) Этот кружок называется радужная оболочка.
У одних он коричневый (мы называем их карие, у других – зеленый (мы называем - зеленоглазка, у кого-то голубой (голубоглазка). (слайд 3)
А черная точка посередине - это зрачок. Через него лучи света попадают внутрь глаза. И мы видим то, на что смотрим, что нам хочется увидеть.
Воспитатель. Ребята, посмотрите, кукла Катя хочет показать вам, как устроен глаз. (слайд 4)
(используя иллюстрации, рассказывает и показывает:)
Глаз - волшебный теремок,
Круглый маленький домок,
Хитро он устроен,
Без гвоздей построен.
Круглый дом со всех сторон
Белой стенкой окружён.
Стенку эту белую
Называют склерою.
Обойдем же дом скорей
Ни крылечка, ни дверей.
Впереди кружочек тонкий –
Роговица словно пленка,
Вся прозрачна, как стекло –
В мир чудесное окно,
Через круглое оконце
В глаз проходит свет от солнца.
Глаз бывает синий, серый:
Впереди пред белой склерой
Яркой радужки кружок
Украшает глаз – домок.
В центре радужки – зрачок,
Черный маленький кружок.
Лишь стемнеет – наш зрачок
Станет сразу же широк,
Коль светло – зрачок поуже,
Чтобы видел глаз не хуже.
А за радужкой лежит
Маленький хрусталик,
Он такой имеет вид,
Как стеклянный шарик.
Изнутри весь этот дом
Выстлан, будто бы ковром,
Оболочкой гладкой – тоненькой сетчаткой.
Что же в домике внутри?
На картинке посмотри –
Воспитатель. А сейчас мы проверим ваши глазки. Поиграем с указкой.
(При условии, что дети не поворачивают голову, следят за указкой только глазами.)
Воспитатель. Молодцы! Как хорошо мы поиграли! Некоторые из вас, даже нахмурили бровки.
А как вы думаете, для чего нам нужны брови, ресницы, веки? (слайд 5,6)
(различные ответы детей)
Правильно, и для красоты, и для удобства.
Когда со лба потечет пот, его остановит густая изгородь бровей, (показать). Но если вдруг несколько пылинок сядут на роговицу, их тотчас слизнет непрерывно мигающее веко. (показа). Если же в опасной близости от глаза появится какой-нибудь предмет, веки захлопнутся сами раньше, чем мы об этом подумаем. Посмотрите!
(Неожиданно взмахивает ленточкой перед глазами.)
Что случилось с вашими глазами? Как вы думаете, почему? (дети рассказывают о реакции своих глаз)
Несмотря на то, что глаза способны сами себя защищать, если о них плохо заботиться, с ними случаются всякие беды. А какие беды – вы мне поможете ответить.
Кукла Катя предлагает поиграть в дидактическую игру
«Что полезно, а что полезно для глаз»
«Возьмите по одной карточке. То что полезно для глаз – положить к смешной рожице, а что вредно для глаз положить к грустной рожице. Объясните свой выбор».
Педагог использует карточки со следующими сюжетами:
1. Ребенок читает за столом в хорошо освещенной комнате.
2. Ребенок читает в транспорте.
3. Ребенок трет глаза грязными руками.
4. Ребенок вытирает глаза чистым платком.
5. Ребенок смотрит телевизор или играет на компьютере, сидит близко к экрану.
6. Ребенок читает лежа.
7. Ребенок держит ножницы и карандаши острием вверх.
8. Ребенок смотрит телевизор на нормальном расстоянии от экрана (3 м.)
Воспитатель: К сожалению, на земле есть люди, которые лишены зрения, они ничего не видят. Как вы думаете, легко ли жить таким людям? Почему?
(трудно перейти дорогу, зайти в транспорт, купить продукты в магазине, лекарства в аптеке.) (слайд 7,8)
Воспитатель: Наше государство заботится о таких людях.
Для слепых детей построены школы, где их учат читать с помощью пальцев. (слайд 9)
А также есть специальные светофоры для слепых, которые издают звук. (слайд 10)
Я думаю, ребята, нам надо всегда помнить, что среди нас живут люди, которым нужна наша помощь. А как мы можем помочь слепому человеку?
(Можно помочь ему перейти дорогу, спуститься по ступенькам, подсказать номер автобуса, зайти в транспорт, купить продукты в магазине, лекарство в аптеке и т. п.)
Гимнастика для глаз «Жмурки»
(завязать ребенку чистым платком глаза. С завязанными глазами он должен поймать кого-либо из ребят).
Воспитатель: «Ребята, а вы знаете, какие продукты наиболее полезны для глаз?»
(Морковь, черника, перец…)
Воспитатель: А еще очень полезны для глаз укроп, шиповник, рябина, тыква, черная смородина, петрушка, капуста, лимоны, печень, сливочное масло, рыба, молоко и т. д. .
(Из набора картинок «Продукты» дети выбирают наиболее полезные для глаз.)
«На картинке спрятались овощи (зашумленный рисунок). Назовите овощи и обведите по контуру тот, в котором много витамина «А» (морковь)». (слайд 11)
Помни истину простую,
Лучше видит только тот,
Кто жует морковь сырую
Или пьет морковный сок.
Воспитатель: Ребята, так что надо сделать. Чтобы глаза были здоровыми?
(Беречь глаза, охранять их от пыли и грязи, делать гимнастику для глаз, не смотреть книги лежа, есть продукты, содержащие витамины и т. д.
А чтоб вы хорошо запомнили правила, я прочитаю вам стихотворение
Н. Орловой «Береги свои глаза»
Чтобы глаза твои, дружок,
Могли надолго сохраниться,
Запомни два десятка строк, что прочтешь ты на этой странице:
Глаз поранить очень просто – не играй с предметом острым!
Глаза не три, не засоряй,
Лежа книгу не читай;
На яркий свет смотреть нельзя –
Тоже портятся глаза.
Телевизор в доме есть,
Но, пожалуйста, не лезь
К самому экрану,
И смотри не все подряд,
А передачи для ребят.
Не рисуй, склонившись низко,
Не держи учебник близко,
И над книгой каждый раз
Не сгибайся, как от ветра –
От стола до ваших глаз
Должно быть 40 сантиметров.
Я хочу предостеречь:
Нужно всем глаза беречь!
Воспитатель: Глаза – наши незаменимые помощники. С их помощью мы видим окружающее, узнаем друг друга. У больного человека меняется цвет глаз, по глазам можно определить, какой человек, добрый или злой, правду он говорит или нет. Глаза могут передавать наше настроение. Если нас что-то удивило – раскрываем широко глаза и делаем удивленный вид, а если нам грустно, печально – опускаем глаза вниз. Ну. А если нам хорошо, весело и мы радуемся – глаза поднимаем вверх и улыбаемся.
Рефлексия.
- С каким важным органом чувств мы сегодня познакомились?
- Что вам больше всего понравилось?
- Какое правила вы запомнили для того, чтобы сохранить свое зрение?
Используемые интернет-ресурсы:
1. https://riddle.su/pro_glaza.html
2. https://ped-kopilka.ru/vospitateljam/stihi-dlja-doshkolnikov/stihi-poteshki-i-zagadki-po-teme-chto-ja-znayu-o-sebe/page-3.html
3. https://nsportal.ru/ap/library/nauchno-tekhnicheskoe-tvorchestvo/2012/04/13/prezentatsiyaglaza-organ-zreniya-cheloveka
4. https://yandex.ru/images/search?text=%D0%BA%D0%B0%D1%80%D1%82%D0%B8%D0%BD%D0%BA%D0%B8%20%D1%81%D1%82%D1%80%D0%BE%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5%20%D0%B3%D0%BB%D0%B0%D0%B7%D0%B0%20%D0%B4%D0%BB%D1%8F%20%D0%B4%D0%B5%D1%82%D0%B5%D0%B9&stype=image&lr=19&noreask=1&source=wiz&redircnt=1446064535.1
5. https://gllaza.ru/stihi-dlya-detej-o-glazah-i-zrenii/
6. https://yandex.ru/images/search?img_url=http%3A%2F%2Fcorpusfire.com%2FAssets%2FDepartments%2FGas%2FImages%2Fsight.jpg&text=%D0%BA%D0%B0%D1%80%D1%82%D0%B8%D0%BD%D0%BA%D0%B8%20%D0%B3%D0%BB%D0%B0%D0%B7%D0%B0&redircnt=1446065523.1&noreask=1&pos=11&rpt=simage&lr=19
7. Волчкова В. Н., Степанова Н. В. Конспекты занятий в старшей группе детского сада. – Воронеж: ТЦ Учитель, 2002.
8. Добро пожаловать в экологию!. Часть. Сост. О. А. Воронкевич. – СПб. : «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2004.
9.