Динара Хасанова
Конспект познавательного занятия в старшей группе «Солнце, Земля и другие планеты»
▼ Скачать + Заказать документы
Программное содержание. Дать детям первоначальные элементарные представления о строении Солнечной системы. Солнце – это звезда, огромный горячий шар, имеет высокую температуру, посылает во все стороны большое количество тепла и света. Солнце постоянно вращается вокруг своей оси. Вокруг Солнца вращаются планеты – твердые холодные шары. Они тоже огромные, но значительно меньше Солнца. Ближе всех к Солнцу расположена планета Меркурий, затем Венера, потом наша Земля, далее Марс и другие планеты. Каждая планета вращается вокруг Солнца. У планеты Земля есть свой спутник – это Луна, которая вращается вокруг Земли. Солнце обогревает и освещает все планеты, но условия для жизни есть только на Земле. Земля – особая планета, на ней есть воздух, много воды, достаточно тепла и света, поэтому на Земле есть жизнь – существуют разные растения, животные и много людей. Каждая планета вращается по своей орбите. Орбита – это путь планеты вокруг Солнца. На Луне человек, растения и животные жить не могут, так как там нет воздуха, воды, очень холодно. Земля уникальная планета – это наш дом, который надо любить и беречь.
Публикация «Конспект познавательного занятия в старшей группе „Солнце, Земля и другие планеты“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Планета Земля - наш дом
- Планета Земля. Конспекты занятий
- Солнце, солнышко
- Солнце. Конспекты занятий
- Старшая группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» сентябрь 2015
Материалы к занятию: 1. Схематическое изображение солнечной системы, глобус, модели с изображением солнца и планеты; 2. Географический атлас «Мир и человек»; 3. Кассета с записью песни «Облака», музыка В. Шаинского, слова С. Козлова.
Ход занятия:
Воспитатель. Ребята, послушайте, я вам загадаю загадку:
Круглое и яркое, дарит всем тепло,
Встало утром рано, по небу пошло.
Закатилось вечером за леском.
Угадайте, дети, говорю о ком? (Солнце)
Воспитатель. Что вы знаете о Солнце?
Дети. Солнце дает нам тепло и свет.
Воспитатель. В какое время суток мы можем увидеть солнце?
Дети. Днем, утром, в светлое время.
Воспитатель. В какое время года Солнце бывает больше всего на небе?
Дети. Весной, летом.
Воспитатель. А почему зимой мы редко видим Солнце?
Дети. Зимой ночь длиннее, а день короче.
Воспитатель. Ребята, а можно ли ночью встретиться с Солнцем?
Дети. Нет.
Воспитатель. А что мы с вами можем увидеть на чистом вечернем небе в хорошую погоду?
Дети. Звезды, Луну.
Воспитатель. Правильно. А кто из вас может сказать, что такое Солнце? Солнце – это большая звезда, огромный горячий шар, который имеет очень большую температуру и посылает во все стороны большое количество тепла и света.
Воспитатель. А где находится наш с вами дом?
Дети. Наш дом находится на Земле.
Воспитатель. Правильно. А что такое глобус?
Дети. Модель Земли.
Воспитатель. Мы живем на Земле. Земля это одна из планет Солнечной системы. Солнце постоянно вращается вокруг своей оси. Вокруг Солнца вращаются планеты – твердые холодные шары. Они тоже огромные, но значительно меньше Солнца. Всего вокруг Солнца вращается девять планет, девять остывших небесных тел и тысячи мелких астероидов (малых планет). Множество комет. Все они образуют солнечную систему. В центре которой, находится Солнце.
Послушайте стихотворение:
Мы тему урока давайте наметим:
Планеты у Солнца танцуют, как дети.
Меркурий заводит их хоровод,
Чуть дальше Венера в пространстве плывет.
Встречаем мы Землю рядом с Луной,
И огненный Марс, что кружит за Землей.
За ними Юпитер – из всех великан,
И дальше Сатурн в кольцах видится нам.
Последние три едва различимы,
Малы и холодны, но их отличим мы:
Уран, и Нептун, и кроха Плутон.
Вот мы и прошли планетарный закон.
Воспитатель. Каждая планета вращается по своей орбите. Орбита – это путь планеты вокруг Солнца. (Показывает на схеме). Ближе всех к Солнцу расположена планета Меркурий, затем идет Венера, потом наша Земля, далее вращается планета Марс, за ним великан Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун и последняя планета – кроха Плутон. Солнце оказывает большое влияние на планеты. Та планета, что ближе к Солнцу, получает больше тепла и там очень жарко. На планетах отдаленных от Солнца, тепла, солнечных лучей поступает меньше и там холоднее.
Воспитатель. Ребята, посмотрите еще раз на изображение Солнечной системы и скажите: «Все ли планеты одинаковые по размеру».
Дети. Нет, они все разные.
Воспитатель. Правильно, размеры планет разные, но все они значительно меньше Солнца. У каждой планеты, за исключением Меркурия и Венеры, есть свои спутники. Какой спутник есть у планеты Земля?
Дети. Луна.
Воспитатель. Правильно, Луна является естественным спутником Земли.
А сейчас давайте поиграем.
Физминутка.
Воспитатель. Ребята, покажите мне, пожалуйста, третью по счету от Солнца планету. Как называется эта планета?
Дети. Это планета Земля.
Воспитатель. Верно. Земля – единственная планета в Солнечной системе, на которой есть жизнь. Земля – особая планета, на ней есть воздух (атмосфера, много воды, достаточно тепла и света, поэтому на Земле есть жизнь. Человек, растения и животные не могут жить без воздуха, воды, тепла, пищи. Земля уникальная планета – это наш с вами дом, который надо любить и беречь.
Жил-был огненный шар, который несся в пространстве по кругу, да еще все время вращался. Понемногу он остыл и превратился в нашу планету, которая состоит из земель и морей, окружена вся воздухом. С высоты она кажется полностью голубой, поэтому мы и зовем ее голубой планетой. Так почему же из космоса наша планета видится голубой?
Дети. Потому что воздух атмосферы имеет голубой цвет.
Воспитатель. Благодаря солнечным лучам нагревается вода, которая превращается в пар. Испаряясь, она поднимается вверх, а затем в виде осадков опять возвращается на землю. Благодаря этому поддерживается жизнь на Земле. Здесь могут жить растения, животные, люди. На Земле достаточно воды, воды, тепла.
Как вы думаете, а может ли жить человек на Луне? Что необходимо для жизни человека?
Дети. Нет. Для человека нужен воздух, вода и тепло.
Воспитатель. Правильно, на Луне нет воздуха, воды и холодно.
Дети, сегодня мы рассмотрели строение Солнечной системы. Подумайте и скажите, наша Земля движется или стоит на месте?
Дети. Да, Земля движется вокруг Солнца.
Воспитатель. А какие времена года вы знаете?
Дети. Зима, весна, лето и осень.
Воспитатель. А какое время года сейчас?
Дети. Сейчас у нас весна.
Воспитатель. Ребята, а вы знаете, как происходит смена времен года в природе?
Ответы детей.
Воспитатель. Вот посмотрите перед вами глобус. Глобус - это модель нашей Земли. Земля движется вокруг Солнца и происходит смена времен года. А когда Земля движется вокруг своей оси, происходит смена дня и ночи. Скажите, где, по-вашему, сейчас на глобусе день, а где – ночь?
Ответы детей.
Воспитатель. Правильно, на освещенной части глобуса – день, а другая часть находится в тени, там ночь.
Воспитатель. Ребята, в какой стране мы живем?
Дети. Мы живем в России.
Воспитатель. Правильно. Покажите ее на глобусе. (Дети показывают).
А как называется наш родной город?
Дети. Уфа.
Воспитатель. У меня в руках человечек. Его зовут Ваня. Ваня живет в Уфе. Поставим его в наш с вами город. Какое время суток сейчас в Уфе?
Что делает Ваня? (Воспитатель поворачивает глобус).
Дети. В нашем городе сейчас день. Ваня играет.
Воспитатель. Правильно. (Воспитатель поворачивает Землю в тень от Солнца). А теперь?
Дети. Ваня сейчас спит, потому что на Земле ночь.
Воспитатель. Молодцы, ребята!
Воспитатель. А сейчас, ребята, закрывайте глаза и вы все превращаетесь в облака, и отправляетесь путешествовать по голубому небу. (Звучит песня «Облака», дети выполняют движения под музыку).
Воспитатель. В заключение нашего путешествия по Солнечной системе я предлагаю вам нарисовать рисунки на тему: «Моя голубая планета Земля».
Рисование.