Елена Краюхина
Конспект познавательного занятия «Путешествие на Север» в старшей группе МБДОУ №20 «Сказка».
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект познавательного занятия «Путешествие на Север» в старшей группе МБДОУ №20 «Сказка».
Воспитатель: Краюхина Е. С.
Программное содержание:
1. Познакомить детей с особенностями природных условий Крайнего Севера.
2. Познакомить детей с животными Севера.
3. Формировать у детей элементарные представления о взаимосвязях и взаимодействии живых организмов со средой обитания.
Публикация «Конспект познавательного занятия „Путешествие на Север“ в старшей группе МБДОУ №20 „Сказка“,» размещена в разделах
4. Продолжать формировать познавательно-речевую активность детей посредством элементарного экспериментирования и познавательного диалога взрослого и ребенка.
5. Развивать любознательность и стремление изучать природу Земли, ее обитателей
6. Развивать логическое мышление.
Ход занятия:
Вос-ль: Однажды художникам, живущим в разных странах, предложили нарисо-вать портрет Земли. Когда они справились с заданием, то все пейзажи поместили на выставку. И что же увидели люди на этой выставке? (слайды: 1-4). И все увидели, что получились совсем разные портреты. На одном мы увидели высокие горы, пышные джунгли. На третьем пустыню, томящуюся от зноя, на следующем - суровый край, покрытый снегом и льдом. Сколько же лиц у нашей планеты! Эти разные портреты получились потому, что условия жизни на Земле очень разнообразны и в разных уголках планеты сложились совсем разные природные зоны. Мы с вами уже познакоми-лись с теми, кто живет в наших лесах - средней полосы России, какие животные живут в деревне, а сегодня я хочу вам предложить познакомиться с теми, кто живет на Севере. Вы любите путешествовать? А как нам побыстрее оказаться на
Северном полюсе? (Вспомнить сказку Катаева «Цветик-Семицветик»).
Отрываем лепесток и говорим слова:
«Лети, лети лепесток,
Через запад на восток,
Через север, через юг,
Возвращайся, сделав круг,
Лишь коснешься ты земли-
Быть, по-моему, вели.
Вели, чтоб мы сейчас все вместе оказались на Северном полюсе!
(звучит фонограмма ветра).
Вос-ль: Океан покрылся льдом,
Волны не бушуют в нем.
Он от края и до края
Как пустыня ледяная-
Царство холода и тьмы,
Царство матушки-зимы.
(слайды фотографиями природы Севера)
Вос-ль: Ну, вот мы с вами и на Севере. А какая погода здесь?
Дети: морозная, студеная, лютая, холодная, суровая, вьюжная, суровая.
Вос-ль: Да, здесь часто бушуют метели, свирепствуют морозы. Солнце в это вре-мя года долго не показывается над горизонтом. Длится полярная ночь. И только бледный свет звезд да луны, а иногда и северное сияние освещают бескрайние снежные просторы.
(видеофильм «Северное сияние»)
-Что за чудо-чудеса:
Загорелись небеса!
Ой, горит, пылает пламя
Над сверкающими льдами!
Никого за тучей нет,
Не пекут там хлеба.
Это свет, холодный свет
Северного неба.
Вос-ль: Но как, ни сурова природа Севера, здесь обитают много разных живот-ных. Сегодня мы с ними познакомимся поближе. Главным жителем северных про-сторов является белый медведь.
(показ слайдов о белом медведе)
Мех его вовсе и не белый как кажется - каждый волосок прозрачный. Он отражает солнечный свет и создается впечатление, что шерстка белая. Как вы думаете бе-лый медведь впадает в спячку? Нет. Зимой у белых медведей появляется потом-ство. Как вы думаете, а чем может питаться белый медведь во льдах, ведь там нет ни кустика, ни травинки? Белый медведь прекрасный пловец, вода для него род-ная стихия. Он может плавать даже под водой, охотится за рыбой, за тюленями, даже морж может стать его добычей.
(Слайд-песец) Следующее животное Севера - песец. Небольшое хищное животное, напоминающее лисицу. Роет норы в земле, а так как земли мало, то норы используются годами. Питается мелкими грызунами, птицами, рыбой, а также растительной пищей- ягодами, травами, водорослями. Живут семьями.
(Слайд- пингвин) Вы узнали кто это? Пингвины живут в Антарктиде. Они хорошо плавают, крыльями гребут как ластами, а вытянутые ноги служат рулем и тормо-зом. Под кожей много жира, это и теплая подкладка и запас питания. Ест моллюс-ков, рыб, кальмаров, осьминогов. Пьет морскую и пресную воду. Живут стаями, выводят потомство из яйца, а высиживает их пингвин папа. Детеныши - пингвиня-та.
Физкультминутка «Пингвинята»
Бело-черные пингвины
Далеко видны на льдине.
Вот они шагают дружно
Для порядка это нужно.
Оттопырили ладошки
И попрыгали немножко,
Руки вверх чуть-чуть подняли
И быстрее побежали.
Еще про других жителей Севера вам расскажет наша помощница - девочка-Любознайка.
(видеофильм о северном олене, морже, тюлене)
Вос-ль: вот мы с вами и познакомились с некоторыми представителями этого су-рового края. А как вы думаете, почему эти животные не мерзнут в такую стужу? Как они приспособились жить в этих условиях?
Исследовательский эксперимент:
Вос-ль: Интересно, а почему медведи, тюлени и моржи не покрываются льдом, когда они вылезают из воды на такой сильный мороз? Вы хотите узнать как же это происходит? Давайте проведем опыт. В емкость с водой опустите руку и тут же выньте ее. Посмотрите на нее внимательно. Что вы видите?
Д: Она мокрая.
Вос-ль: Что произойдет, если сейчас ударит мороз?
Д: Вода превратится в лед.
Вос-ль: Теперь вытрите руки и слегка смажьте их жиром (детским кремом, вазе-лином.) Снова опустите руку в воду и выньте ее. Что вы заметили?
Д: Вода уже не покрывает всю руку, она собирается капельками.
Вос-ль: Давайте попробуем встряхнуть руку. Что случилось с капельками воды?
Д: Капельки слетели с руки.
Вос-ль: Если на руке воды не будет- значит в мороз нечему будет превращаться в лед. Вот и белый медведь не покрывается льдом. Он вылезает из воды и встряхи-вается - вода с него слетает, потому что его шерсть покрыта жиром. Как мы уже говорили, все животные приспосабливаются к жизни в своих родных условиях.
А сейчас мы с вами поиграем.
Игра «кто лишний» (слайды)
Вос-ль: Вот и подошло к концу наше путешествие. Давайте разгадаем кроссворд и вспомним, какие животные живут на Севере.
Кроссворд
1. Белый, белый словно снег,
У него пушистый мех.
Кто узнает – молодец,
А зовут его (песец)
2. Говорите, я лохматый?
Мне причесываться лень?
Не лохматый, а рогатый,
И зовут меня - (олень)
3. Мой бурый брат в лесу живет,
И любит он пчелиный мед,
А я живу на льдине
И белый я, как иней. (медведь)
4. Головка и хвост, вместо лап – плавники,
Ленив он на льду и проворен в водице,
Детишек его называют «бельки»,
Скажи, что за зверь возле льдины резвиться? (тюлень)
5. Они на холоде лежат,
Но от стужи не дрожат.
Пусть ветер и вода свежи,
Но на пляж идут… (моржи).
Вос-ль: Ребята, смотрите, что за слово у нас получилось? (Север). А теперь пора возвращаться домой. Отрываем лепесток от нашего цветика - семицветика, говорим волшебные слова и возвращаемся в группу.