Фрида Блейх
Конспект совместной образовательной деятельности в старшей группе «Ах эти чудные глаза»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель:
- формировать элементарные представления о роли органа зрения как одного из основных органов чувств в жизни человека;
- научить детей элементарным способам сохранения зрения;
- продолжать формировать интерес к познанию своего тела;
- воспитывать бережное и заботливое отношение к своему организму.
Интеграция образовательных областей :
Познание, чтение художественной литературы, физическая культура, коммуникация, безопасность, музыка.
Демонстрационный материал:
Публикация «Конспект совместной образовательной деятельности в старшей группе „Ах эти чудные глаза“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» май 2015
Экран, мультимедийная установка, презентация «Ах уж, эти чудные глазки», магнитофон, дом, игрушка Гном, посылка, письмо, клубок ниток, обруч, канат, степы, пластилин, пастила, мяч, шарфик, картинки-пиктограммы, геометрические фигуры разного цвета, ленты (длинная и короткая, маленькие цветы.
Раздаточный материал:
Бабочки на каждого ребенка, игра настольная «Валеология»
Ребята, сегодня к вам в детский сад принесли посылку и попросили передать в вашу группу. Вы хотите узнать, что в ней? Давайте откроем!
Посмотрите: в посылке клубочек и письмо. Сейчас мы узнаем, кто прислал нам посылку, и зачем нам клубочек.
«Здравствуйте, ребята старшей группы!
Я живу в стране волшебной -
Приезжайте в гости.
Встречу вас душевно,
буду очень рад.
А чтобы вам найти дорогу,
Шлю клубочек вам в подмогу.
С уваженьем - добрый Гном»
Примем приглашение?
Вот клубочек шерстяной - он, ребята, не простой.
Приведёт клубочек нас прямо к гному, сей же час!
Включить музыку «Голоса леса»
(клубочек катится по «тропе здоровья», дети идут за ним)
Вот и дорожка в волшебную страну. Эта дорожка не простая – это тропа здоровья. Прежде чем по ней пройти, давайте встанем вcе в кружок
-Сделайте глубокий вдох и выдох!
-Вдохните здоровье, выдохните болезни!
-Вдохните добро, выдохните неприятности!
- Вдохните уверенность, выдохните беспокойство!
- Нам легко и приятно! Молодцы!
А вот теперь можно отправляться в путь.
Будьте осторожны, путь нелегок: сначала мы проберёмся через болото по кочкам (степы, пройдем по узкой тропинке в лесу (верёвочка) и проберемся через пещеру (обруч).
Подходим к столу, на котором стоит домик и Гном.
-А вот и дом. Какой красивый, окошечки расписные, ставенки резные. Добрый гном, нас встречает: и стулья расставил, и угощение на столе приготовил.
А где же гном? (домик раскрывается, появился гном)
Гном: Здравствуйте, ребята, как я рад, что вы пришли ко мне! Я вас угощу пастилой!
- Что это? На столе вместо пастилы – пластилин!
Гном: Ой-ой-ой, я знаю, почему так получилось – я стал плохо видеть, вот и неправильно прочитал название на коробке. Что же мне делать с моими глазками?
Может вы, ребята, что-нибудь посоветуете?
- Что можно посоветовать гномику? (сходить к врачу, проверить зрение)
- Как называется врач, который лечит глаза? (окулист, офтальмолог)
- Если человек плохо видит, что выписывает доктор? (очки)
«Плохо видят старички – нужно им носить очки!»
-Ребята, гномик, а вы хотели бы побольше узнать про свои глаза?
-Проходите, присаживайтесь.
(читаю стих)
Разберёмся вместе, дети,
Для чего глаза на свете?
И зачем у всех у вас
На лице есть пара глаз?
Для чего нужны глаза?
Чтоб текла из них слеза?
Ты закрой глаза ладошкой,
Посиди совсем немножко:
Сразу сделалось темно.
Где кроватка, где окно?
Странно, скучно и обидно –
Ничего вокруг не видно.
- Ребята, а где можно получить информацию о том, как правильно ухаживать за глазами, чтоб не испортилось зрение? (из газет и журналов, книг, телевидения, интернета, рассказов взрослых)
Показать карточки:
!- подумать самостоятельно
- Спросить у другого человека
посмотреть в книгах
понаблюдать
зафиксировать идеи
провести эксперимент
- Правильно, провести эксперимент. Новую информацию можно узнать в экспериментальной лаборатории, куда я вас сейчас и приглашаю.
Закройте глаза (я, надеваю шляпу ученого) На счет 1-2-3 открываем.
Я профессор – ученый, а вы мои помощники.
-Скажите мне, друзья, для чего нужны глаза? (чтобы видеть)
-Давайте проверим, на самом ли деле глаза нужны, для того чтобы видеть всё вокруг?
Эксперимент-1
(Воспитатель завязывает одному ребёнку глаза и показывает предмет)
Скажи, что я держу в руках? (мячик) А что я делаю? (подбрасываю)
Сними шарфик и скажи, зачем человеку глаза?
Вывод: чтобы видеть и воспринимать окружающий мир. Благодаря глазам мы любуемся окружающей природой, красивой одеждой, видим своих друзей, родителей…
(на доску – пиктограмму)
Эксперимент-2
-А теперь понаблюдаем за движением глаз. Сейчас ко мне подойдут трое ребят, они будут выполнять мои задания, а вы за ними наблюдать.
- Внимание! Голова должна быть неподвижна!
Задания:
- Посмотрите вверх, вниз, влево, вправо, сделайте круговые движения глазами.
Ребята, что вы заметили? Что делали глаза? (глаза двигались)
А теперь ко мне подойдут… Попробуйте сделать так, чтобы один глаз повернулся влево, а другой в право. Получилось? Что же можно сказать о движении обоих глаз?
Вывод: оба глаза двигаются вместе (синхронно, в одном направлении)
(пиктограмма)
Эксперимент-3
Ой, Гномик, скажи, пожалуйста, а что это у тебя вон там, такое красивое.
Гномик. А это моя любимая полянка, на которой я играю с друзьями, а хотите на ней тоже поиграть?
- Ребята, ну что хотим?
-Да
(подходим к полянке)
«Игра «На цветочной полянке»
- Ой, как тут красиво, посмотрите, какие необычные цветы на ней? (геометрические фигуры)
- А вот сейчас мы проведем ещё один эксперимент.
Проверим, что же ещё могут определять наши глаза?
А ну -ка, ребята, выберете себе тот цветок, который вам больше всего нравится и встаньте возле него.
- Какой формы у тебя цветок? А у тебя? … Молодцы!
- А кто вам помог узнать, что ваши цветы круглые, треугольные, квадратные? (Глаза)
Значит, что ещё могут определять глаза? (форму) Молодцы!
А теперь возьмите ваши цветы в руки и поиграем ещё в одну игру.
Посмотрите у гнома на полянке растут еще и маленькие цветочки
«Найди свой цвет»
Играет музыка вы гуляете по полянке, как только музыка закончилась, вы подходите к тому маленькому цветочку, каким цветом у вас большой цветок.
- Каким цветом ваши цветы? А ваши, а ваши? Молодцы!
А как вы узнали, что вам нужно было подойти именно к этому цвету?
- Значит, вам опять помогли глаза? (Да)
«Определи расстояние»
Ну, хорошо! Теперь мне нужен помощник. (беру одного ребенка)
- Посмотри, какие цветы ближе всего к нам находятся?
- А какие дальше?
- А как ты узнал? (посмотрел глазами)
- Ой, это что значит, наши глаза умеют определять расстояние? (Да)
«Определи длину» Кто быстрее дойдет до гномика.
На полу две ленты – дорожки (длинная и короткая, мне опять нужны помощники. Посмотрите, вон там нас уже ждет Гномик. Давайте превратимся в паровозики, и поедем по дорожкам, а потом посмотрим, какой паровозик быстрее доберётся до гномика. (Один идет по длинной дорожке, а другой по короткой) Идем мелкими шажочками.
- А почему ваш паровозик быстрее добрался? (Потому что одна дорожка длинная, а другая короткая)
- И кто же помог нам определить длину? (глаза)
- Гномик как ты думаешь, наши глазки молодцы!
- Давайте повторим, что же они умеют делать! (Посмотрим на вот эту карту)
Вывод: Глаза могут определять цвет, размер, форму, расстояние до предмета.
(пиктограмма)
Эксперимент-4 Могут ли наши глаза выражать настроение?
-Как вы думаете, если вы совершили хороший поступок и порадовали свою маму, какие у неё будут глаза? (радостные, счастливые, весёлые)
- А если вы огорчили её? (грустные, невесёлые, сердитые)
-Какой мамин взгляд вам больше понравится- сердитый или добрый?
-Так давайте же никогда не огорчать наших мам, чтобы их глаза светились только радостью.
А теперь повернитесь друг к другу лицом. Внимательно смотрите друг на друга и делайте то, что я вам сейчас покажу.
Задания: Давайте посмотрим на экран.
Что делает ребёнок? (смотрим презентацию)
Покажите, что вам очень весело, а теперь вам стало грустно. Теперь вы рассердились, удивились, испугались.
- Так, что же ещё могут делать наши глаза?
Вывод: Глаза могут выражать настроение (пиктограмма)
Мы долго трудились в нашей лаборатории, а теперь нужно размяться.
(физминутка)
Ребята, а как вы думаете, зрение, глаза нужно беречь?
Чтобы глаза лучше видели, для них также как и рукам, ногам и всему нашему телу нужна гимнастика. Я хочу научить вас простым упражнениям, выполняя которые вы сможете надолго сохранить свои глаза здоровыми.
Проведение гимнастики для глаз : с бабочками и Гномику дадим бабочку, пусть он тоже с нами делает зарядку.
- зажмурить сильно глаза и открыть (4раза) ; Поздоровались с бабочками
- поморгать глазами (5сек.) ;
- посмотреть влево-вправо (по 4р.) (водим бабочкой)
- снова поморгать глазами( 5сек.) ;
- посмотреть вверх-вниз (по4р.) ; (бабочка вверх – вниз полетела)
И на носик села (глазки скосились)
- снова поморгать глазами; (поморгали друг другу)
- в глазки посмотрела, а затем вдаль полетела; (отодвинуть на расстояние вытянутой руки)
- снова поморгать глазами( 5сек.) ; снова глазками посмотрела
-И домой улетела.
Ну как. Понравилась вам гимнастика для глаз?
Присаживайтесь.
Чтобы зрение было хорошим, а глазки здоровыми, необходимо соблюдать определённые правила.
Показать на экране, как презентацию.
Сейчас я их вам назову и покажу, а вы за мной повторяйте и запоминайте, эти правила вам всегда пригодятся:
* читай и рисуй при хорошем освещении, при этом держи спину прямо и не наклоняйся низко к столу.
* устали глаза - сделай гимнастику для глаз.
* не смотри на солнце, сварку и другие яркие предметы без защитных очков из темного стекла.
* не смотри долго телевизор и не садись близко к экрану телевизора.
* не три глаза руками, если особенно они грязные.
* если в глаз что-нибудь попало, промой его водой. Если мусор не вынимается, то срочно обращайся за помощью.
* берегите глаза от острых предметов, чтобы не было травмы.
*Никогда не читай и не рисуй лёжа.
*Проверяйте зрение у врача окулиста, офтальмолога.
А сейчас, ребята, я приглашаю вас поиграть в игру «Что полезно для глаз, а что вредно»
Одна группа выбирает карточки с предметами, опасными для глаз, другая – с полезными предметами. Затем дети объясняю свой выбор.
Проверим себя! Игра на слайдах.
Ну, что. Ребята вам понравилось у Гномика в гостях?
- А что вам больше всего понравилось?
Гном: Спасибо, ребята, как вы мне помогли, теперь я настоящий Гномик – Глазастик.
Я столько нового узнал сегодня. Я так старательно делал с вами гимнастику для глаз, что даже стал лучше видеть. Теперь я могу правильно прочитать название на коробке с угощением.
(Пастила)
(угощает детей)
Приходите еще, я вас буду ждать! До свидания!
- Ну и нам пора, а теперь в обратный путь тропа здоровья ждет.
Ну что ж, спасибо вам, мне с вами очень понравилось.
Нам пора прощаться, до свидания!
Подарки