юлия лебедева
Конспект познавательно-речевой образовательной деятельности в подготовительной к школе логопедической группе «Зимний лес»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект познавательно-речевой образовательной деятельности в подготовительной к школе логопедической группе «Зимний лес»
Подготовила Лебедева Ю. В.
Программное содержание: обобщить и систематизировать знания детей о зиме; учить подбирать родственные слова; дать понять, что быстрее растает снег или лед? (занести в группу снег рыхлый и лед.).
Продолжать работу по согласованию существительного с прилагательным в роде, числе, падеже.
Работа над словообразованием и предложением.
Публикация «Конспект познавательно-речевой образовательной деятельности в подготовительной к школе логопедической группе „Зимний лес“» размещена в разделах
- Зима. Конспекты зимних занятий, НОД
- Зимний лес. Прогулки, путешествия по зимнему лесу
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лес. Прогулки и путешествия по лесу
- Логопедические занятия
- Подготовительная группа
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
Продолжить формировать у детей навык ответа полным предложением. Следить за правильностью произношения поставленных звуков в связной речи у детей.
Развивать логическое мышление, продолжать учить устанавливать причинно- следственные связи.
Развивать внимание, усидчивость, память.
Работа над дыхательной гимнастикой, отработка речевого выдоха, интонационной выразительности речи детей.
Словарная работа. Прилагательные: пушистый, мокрый, белый снег.
Притяжательные прилагательные: заячий след, лисий след, беличий след и т. д.
Предварительная работа: беседа о зиме, рассматривание иллюстраций, чтение стихотворений о зиме, заучивание примет о зиме.
Материал: сюжетная картина «Зима».
Организационный момент (в кругу)
Дети, у нас на занятии много гостей, давайте поздороваемся. (Дети здороваются).
В: Я для вас приготовила загадки, послушайте:
Он слетает белой стаей и сверкает на лету. Он звездой прохладной тает на ладони и во рту. (Снег.)
В. Правильно, это снег. Еще одна загадка:
Его полным - полно зимой
Так скользко не дойти домой
На речках и прудах встает
Прозрачный, хрупкий, чистый (Лед).
Ребята, посмотрите, что я для вас приготовила (под салфеткой 2 контейнера. показывает 2 контейнера пластиковых прозрачных: один со снежками и снегом, другой с кусочком льда). Что это? (это снег и лед) правильно.
Ребята, а вы знаете, как образуются снежинки? Они образуются из мелких ледяных кристалликов в облаках. Внутри облака ледяные кристаллики растут за счет перехода пара в твердые снежные кристаллы. Во время очень сильных морозов ледяные кристаллики выпадают на землю в виде "сверкающей алмазной пыли». И на земле образуется слой очень пушистого снега, состоящего из тоненьких ледяных иголочек. Маленькие кристаллики в высоком небе – это замерзший водяной пар. Как только льдинки- кристаллики опускаются в тучу, они сразу же становятся легкими, нежными снежинками. А как образуется лед? (лед-это застывшая вода)
В. Снег и лед - признаки какого времени года? (зимы). Правильно.
И сегодня мы с вами поговорим о зиме.
В. Какие зимние месяцы вы знаете? (дети называют) Назовите первый месяц зимы? Назовите последний месяц зимы? Какой месяц мы не назвали?
Давайте вспомним и назовем признаки зимы (стало холодно, ударили морозы, выпал снег, появились сугробы, замерзли озера, дни стали короче, солнце свет реже, птицы прилетают ближе к жилью человека, метет метель) В. Правильно, много вы назвали признаков.
В. Не смотря на то, что зимой холодно, вы любите зиму?
Д. Да (хором.)
В. А за что вы любите ее, чем она вам нравится? Д. (полными ответами) «Зимой можно …» Можно кататься на коньках, играть в снежки, строить крепость, снежную бабу, кататься с горки на санках и лыжах, играть в хоккей. И т. д. (добиваться полных ответов)
В. Но, чтобы пойти на улицу зимой надо тепло одеться. Скажите, какую зимнюю одежду, вы знаете? ( дети перечисляют: свитер, варежки, шубка, валенки, шапка, сапоги).
В. Ребята, кто из вас был в зимнем лесу, где все покрыто белым, пушистым, серебристым снегом? Не хотели бы вы снова побывать в нем?
Прежде, чем мы отправимся в путешествие, давайте снег и лед оставим в группе на окошке. А после путешествия посмотрим, во что они превратились.
В. Чтобы в зимний лес попасть, мы должны взяться за руки и пойти по тропинке в зимний, сказочный лес. Но сначала нужно сказать волшебные слова:
"По тропинке мы идем, В зимний лес скорей придем" (повторяют 2 раза)
Звучит музыка. Дети идут и садятся за столы.
В. Посмотрите, вот мы и оказались в зимнем лесу. Что- то, не спокойно в лесу, наверно, начинается вьюга.
Упражнение на развитие речевого дыхания и голоса “Вьюга”.
Старая, седая, с ледяной клюкой,
Вьюга ковыляет Бабой Ягой.
Воет вьюга: “З-з-з-з-з-з”. (С усилением звука.)
Застонал лес от вьюги: “М-м-м-м-м-м”. (Тихо, высоким голосом.)
Тяжело стонут дубы: “М-м-м-м-м-м”. (Громко, низким голосом.)
Стонут березы: “М-м-м-м-м-м”. (Тихо, высоким голосом.)
Шумят ели: “Ш-ш-ш ш-ш-ш”.
Стихает вьюга: “С-с-с-с-с-с”.(с детьми заранее произнести низким и высоким голосом)
Воспитатель. Стихла вьюга, но и заморозила нас. Ребята, давайте согреемся?
(физкультминутка)
Вот на улице мороз! Руки на поясе.
Ну-ка, все потрите нос! Трут кончик носа.
Ни к чему нам бить баклуши, Грозят правым указательным пальцем.
Ну-ка, взялись все за уши: Покрутили, повертели, Вот и ушки отогрели!
Указательным и большим пальцами держатся за мочки ушей и вращают их вперед, за тем назад.
По коленкам постучали, Стучат ладонями по коленям.
По плечам похлопали, Руки — скрестно на уровне груди, хлопают ладонями по плечам.
Ножками затопали! Топают ногами.
В. Мы согрелись. Стихла вьюга и опять в лесу стало спокойно, все покрыто белым пушистым снегом, давайте поиграем с этим словом «Снег».
Игра «Доскажи словечко»
Воспитатель: я буду читать стихотворение, а вы добавлять слова, связанные со словом «Снег».
Тихо, тихо, как во сне,
Падает на землю. (снег)
С неба все скользят пушинки -
Серебристые. (снежинки)
На поселке, на лужок
Тихо падает. (снежок).
Вот веселье для ребят -
Все сильнее. (снегопад)
Все бегут в перегонки,
Все хотят играть в. (снежки)
Словно в белый пуховик
Нарядился. (снеговик)
Рядом снежная фигурка -
Это девочка. (снегурка)
На снегу - то, посмотри? -
С красной грудкой. (снегири)
Словно в сказке, как во сне,
Землю всю украсил. (снег)
- Какие слова вы добавляли?
- На какое слово они все похожи? (снег, правильно, это родственные слова, они произошли от одного слова «снег»)
- Давайте подберем похожие слова к словам:
Зима - (зимушка, зимний, зимовать, зимовье, зимующие и др.);
Мороз - (морозный, морозить, замораживать, мороженое, морозильник, заморозки и др.);
Лед - (льдина, ледовый, ледокол, ледник, гололед и др.).
В:Зимой лес выглядит сказочно, потому что все деревья покрыты снегом. Давайте попробуем подобрать красивые слова для описания снега.
В: Какой снег в лесу?
Д: (Снег в лесу …. Пушистый, белый, блестящий, мягкий, искристый, серебристый, мокрый, холодный, скрипучий). Правильно.
В: А сейчас ребята мы проиграем в игру со снежком. Я буду называть разные слова, а тот кому я передам снежок, изменит слово и произнесет его ласково.
Например: Снег - снежок Ком – комочек Сани - саночки Гора – горочка Зима – зимушка Лед - ледок Ветер — ветерок Дерево - деревце Ель –елочка Сосулька-сосулечка Дуб-дубочек Береза- березонька Сосна-сосенка Птица-птичка (слова подобрать для всех детей).
В. В зимнем лесу растет много сосен, елей, берез, как их назвать одним словом? Это деревья. Как выглядят деревья зимой? Какие они?
Д. Тихие, задумчивые, грустные, сонные, замерзшие, продрогшие. (заранее).
.В. Ребята, а кого можно увидеть в зимнем лесу?
Д. Ответы детей.
В. Да ребята, и каждый зверь по снегу идет и оставляет след. Скажите, чей это след? (притяжательные)
Показ картинок зверей и их следа:
Заяц - заячий
Лиса - лисий
Волк - волчий
Кабан - кабаний
Белка- беличий
Мышка - мышиный
Лось- лосиный.
В: В лесу живут не только звери, но и птицы, давайте, с вами определим, что это за птицы? (ответы детей). Какая здесь птица лишняя: (дятел, снегирь, синица, ласточка). Почему ласточка лишняя?
Дети: дятел, снегирь, синица- зимующие птицы, а ласточки улетают в теплые края, они перелетные.
Давайте продолжим наше путешествие - беседу и вспомним какие вы знаете народные приметы о зиме. Кто знает, почему приметы народные? Дети. (народ наблюдал за явлениями природы и замечал с чем они связаны) Вспомните и назовите приметы.
Дети:
1. Сильно блестят звезды - к морозу.
2. Зима морозная - лето жаркое.
3. Дым столбом, к морозу.
4. Зима снежная, лето дождливое.
5. Иней на деревьях, к морозу.
В. Молодцы, дети, много примет.
В. Теперь мы с вами придумаем как можно больше слов, отвечающих на вопрос кто? Или что? По теме зима.
В: Наступила. (что) зима. Кружатся (что) снежинки, бушует (что) вьюга. Съежились (кто) люди, прохожие. Свищет (что) ветер. Замерзает (что) река, озеро, вода. Правильно, молодцы много придумали слов отвечающих на вопрос что? Кто?
В: Наше занятие путешествие подходит к концу и нам пора возвращаться в детский сад. Для этого нужно сказать волшебные слова:
«Мы идем, идем, идем, в детский сад скорей придем!»
В: Вот мы и в детском саду. Мы по лесу все гуляли, много разного видали. Понравилось вам наше путешествие? О каком времени года мы говорили? (мы говорили о зиме, о снеге, придумывали родственные слова. Вспоминали народные приметы…и д. т.). Ребята, давайте посмотрим, что произошло со снегом и льдом (открывают салфетку, смотрят на снег, который превратился в воду и лед, который начал таять). Делают вывод, что снег тает быстрее, чем лед.
.