Екатерина Чипига
Конспект образовательной деятельности по развитию речи в подготовительной группе «Путешествие в зимний лес»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект образовательной деятельности по развитию речи в подготовительной группе на тему: «Путешествие в зимний лес»
Задачи:
Образовательные: активизировать и закрепить словарь по теме «Дикие животные»; продолжать учить образовывать притяжательные прилагательные от существительных; совершенствовать умение подбирать слова признаки к существительным; учить составлять распространённые предложения с опорой на наглядный материал, давать на вопросы полный ответ с использованием сложноподчинённых предложений с союзом «потому что»; закреплять навык словообразования «Собери семейку».
Публикация «Конспект образовательной деятельности по развитию речи в подготовительной группе „Путешествие в зимний лес“» размещена в разделах
- Зима. Конспекты занятий по развитию речи
- Зима. Конспекты зимних занятий, НОД
- Зимний лес. Прогулки, путешествия по зимнему лесу
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лес. Прогулки и путешествия по лесу
- Подготовительная группа
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2019
Развивающие: развивать речевое внимание (слушание воспитателя, мелкую и общую моторику (речедвигательные упражнения); укреплять мимические мышцы и мышцы артикуляционного аппарата (работа с массажными мячиками су-джок).
Воспитательные: формировать отзывчивость, желание прийти на помощь, умение работать в команде; создавать положительный эмоциональный настрой на занятие на основе игровых и сюрпризных моментов; закрепить знания правил поведения в лесу.
Материал: Декорации – ели, сосновые шишки, пеньки, снежинки; картинки диких животных: медведя, лисы, кабана, зайца, ежа, белки, совы; массажные мячики су-джок (на каждого ребёнка, корзина для мячиков и корзина для шишек; ноутбук, проектор, магнитофон, аудиодиск с записями («Шум леса», «Крик совы», музыка для занятий с массажными мячами, письмо, д\и «Собери семью».
Ход занятия.
1. Организационный момент.
Дети стоят около воспитателя.
Воспитатель: Собрались все дети в круг
Я твой друг и ты мой друг
Крепко за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся.
Я улыбнусь вам, вы улыбнитесь друг другу, чтобы у нас с вами весь день было хорошее настроение.
2. Знакомство с темой занятия.
Звучит аудиозапись «Звуки леса».
Воспитатель: Ребята, что вы слышите?
Дети: хруст снега, пение птиц, голоса животных.
Воспитатель: А как вы думаете, где мы можем услышать эти звуки?
Дети: В лесу, на природе.
Воспитатель: А вы любите путешествовать?
Воспитатель: А вы догадались, куда мы сегодня с вами совершим путешествие?
Дети: Мы совершим путешествие в зимний лес.
3. Динамическая пауза «В лесок» (координация речи с движением, массаж кистей рук с использованием массажных мячиков су-джок) (автор учитель-логопед Ю. Р. Прохорова.)
Воспитатель: А в лес дорогу нам покажут ежата.
Дети проходят друг за другом мимо корзины, берут массажные мячики, образуют круг.
В зимний солнечный денёк (катают мячик между ладоней, Ежик нас ведёт в лесок. как колбаску из пластилина.) Идём тихонечко за ним (катают мячик между ладоней, как шарик из пластилина
Узкая тропинка, Тонкая осинка (прокатывают мяч по внутренней поверхности предплечья, Зелёная елка, (прокатывают мячик по внешней Как ёжик, колка стороне кисти руки, растопыривают пальцы) Ежик наш большой дружок, (перекладывают мячик из одной ладони Идти не страшно с ним в лесок в другую, сильно сжимают в кулаке) Колючки ёжика остры (мячик «прыгает» по ладоням) И нашим пальчикам нужны! Воспитатель: Вот в лесу мы оказались, И совсем не испугались! Вот высокие деревья, И ветвистые кусты, Вот глубокие сугробы. Ну-ка, ну-ка посмотри!
Воспитатель проходит с корзиной, дети складывают массажные мячики в корзину.
4. Дидактическая игра «Перейди через сугроб» (образование притяжательных прилагательных, активизация слов-признаков).
На полу лежат снежинки (по количеству детей) импровизированные дорожки через сугробы.
Воспитатель: Посмотрите ребята вокруг! Мне кажется, за теми огромными сугробами, за нами кто-то наблюдает. А вы догадались, кто это?
Дети: Это дикие животные.
Воспитатель: А почему вы решили, что это дикие животные?
(ответы детей)
Воспитатель: А чтобы узнать, правы ли мы, нам необходимо пройти через сугробы на ту сторону. Ребята, а как это сделать? (ответы детей)
Воспитатель: Снежинки это не простые, а с заданиями. И прежде чем перейти на другую снежинку, вам необходимо будет ответить на вопросы.
Дети подходят к импровизированным сугробам с мостиком из снежинок.
Воспитатель: Вы одна команда. Правильные ответы вам помогут перейти через сугробы на ту сторону.
На экране появляются части животных. Воспитатель задаёт вопросы, дети по очереди дают полный ответ на заданный вопрос и переходят на следующую снежинку.
- Чья это щетина? – (Это кабанья щетина)
- Чья это лапа? – (Это медвежья лапа)
- Чей это хвост? - (Это беличий хвост)
- Чей это нос? - (Это лисий нос)
- Чья это пасть? – (Это волчья пасть)
- Чьи это уши? – (Это заячьи уши)
- Чьи это иглы? – (Это ежовые иглы)
Ответив на вопросы, дети перешли по снежинкам через сугробы.
Воспитатель: Ребята, пока мы перебирались через сугробы, устали. Давайте присядем на пенёчки, отдохнем и вспомним правила поведения в лесу.
Дети проходят и садятся на «пеньки». На слайдах появляются знаки «Правила поведения в лесу»
Воспитатель: Что этот знак обозначает? (Дети обсуждают каждый знак)
Воспитатель: Молодцы, вы знаете как вести себя в лесу, чтобы не навредить природе. Ну что отдохнули, а теперь давайте продолжим наше путешествие.
5. Дидактическая игра «Подбери слова - признаки!» (подбор определений)
На экране появляются картинки животных и схемы рассказывания. Дети, по очереди, собирая шишки, рассказывают об этом животном по схемам, кладя шишку в корзину.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, что здесь произошло? Как вы думаете? А как можно это исправить?
Воспитатель: Но шишки не простые, их можно будет убрать только тогда, когда выполните задания. Расскажите о животных по опорным схемам.
По очереди, появляются картинки животных и опорные схемы (медведь, лиса, волк, заяц)
Вопросы по схемам:
- Название животного.
- Где живёт.
- Цвет меха.
- Чем питается?
6. Дидактическая игра «Собери семейку» (закрепление словообразования)
Звучит аудиозапись «Крик совы»
Воспитатель: Посмотрите, сова принесла нам письмо. От кого это письмо и кому оно адресовано? Может, мы его прочитаем?
Дети рассматривают письмо и обнаруживают, что на нём ничего не написано.
Воспитатель: Почему нельзя прочитать это письмо.
Дети: Это письмо нельзя прочитать, потому что на нём ничего не написано.
Воспитатель: Дети, я знаю рецепт волшебной жидкости, которая поможет нам узнать, кому адресовано это письмо. Вы поможете мне её приготовить? Давайте, возьмём обыкновенную воду и нальём в стакан. (делают дети). А теперь нужно добавить несколько капель йода.
Воспитатель: Дети, а вы знаете, где применяют йод? (дети отвечают)
(Воспитатель добавляет йод)
Воспитатель: Волшебная жидкость готова. Теперь берём кисточку, обмакиваем её в жидкость и проводим по конверту.
(Появляется надпись: «г. Липецк, ул. Звёздная 6\2, детский сад № 98, группа №8»
Воспитатель: Кому же адресовано это письмо?
Дети: Это письмо адресовано нашей группе.
(открываем конверт, достаём письмо, дети замечают, что лист чист)
Воспитатель: Мы можем его прочитать?
Воспитатель: А как же мы сможем узнать, что здесь написано?
Дети: Снова воспользоваться волшебной жидкостью.
(Дети проводят кисточкой, смоченной в жидкости по листу. На листе проявляется надпись: «Беда! Потерялись детёныши!»
Воспитатель: Что же делать? Давайте поможем малышам.
Воспитатель: Ребята, я вам сейчас раздам картинки с тем животным, которому нужно помочь. Вы должны собрать всю семью.
(дети получают картинку с животным и на столах находят и собирают всю семью)
Воспитатель: Называем сначала папу, потом маму и детёнышей.
Дети: Лис, Лисица, Лисята.
Воспитатель: Чья это семья?
Дети: Лисья семья.
(Дети отвечают по очереди про всех животных)
7. Физкультминутка «Ветер по лесу летал»
Воспитатель: Мы помогли диким животным найти своих детёнышей. Теперь и мы можем возвращаться в детский сад.
Ветер по лесу летал, (дети кружатся вокруг себя)
И снежинки он считал
Раз снежинка с белой тучки (делают наклоны, имитируя сбор снежинок
Два снежинка с серой тучки, в снежок)
Три снежинка с голубой,
Не угнаться за тобой.
А последнюю снежинку
Ветер бросил на тропинку. (имитируют бросание снежков)
По тропинке мы пойдем (шагают по тропинке) В детский сад мы попадем.
8. Итог.
Звучит аудиозапись.
Воспитатель: Наше путешествие закончилось. Дома вы можете нарисовать тех животных, которые вам больше всего понравились.