Горовая Елена
Конспект занятия по экспериментированию «Мир бумаги» в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Горовая Елена
КОНСПЕКТ ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ) В СТАРШЕЙ ГРУППЕ
Тема: «Мир бумаги»
Цель: расширить и закрепить представления детей о свойствах бумаги. Программное содержание:
Образовательные задачи: Продолжать формировать представление о свойствах писчей бумаги. Учить детей проводить опыты и эксперименты. Сформировать представления о свойствах бумаги : рвется, гнется, шуршит, мнется, горит, можно сшивать.
Публикация «Конспект занятия по экспериментированию „Мир бумаги“ в старшей группе» размещена в разделах
- Бумага. Свойства бумаги
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» май 2020
Развивающие: Развивать логическое мышление, память, внимание, наблюдательность, умение делать умозаключения. Учить самостоятельно проводить опыты и эксперименты.
Речевые: Развивать связную речь, продолжать учить детей последовательно излагать свои мысли; обогатить словарь: шершавая, гладкая, пластичная, складывается, не плотная.
Воспитательные: Воспитывать интерес к свойствам окружающих нас предметов, наблюдательность, бережное отношение к окружающему.
Демонстрационный материал: ванночка с водой, бумажное платье для куклы, кукла, ноутбук, проектор.
Раздаточный материал: кораблики из бумаги и пластилина, раскраски, конверты, листы бумаги.
Ход обучающей деятельности
Деятельность воспитателя. Деятельность детей.
1. У нас сегодня радостное событие. Из далёкого созвездия Альфа Центавра на Землю прибыл инопланетный космический корабль с инопланетянином на борту. Сегодня инопланетный гость у нас в саду. Встречайте! (слайд 1, 2)
(Дети стоят на ковре у интерактивной доски.)
Его зовут Ио, как спутник планеты Юпитер. Он прилетел на Землю с исследовательской миссией. На его планете закончились запасы пластиковых карточек для рисования, а его собратья очень любят рисовать. Ио интересуется, любят ли рисовать на Земле и если да, то на чём? (слайд 3)
(Дети отвечают, что тоже любят рисовать. На планете Земля люди рисуют на бумаге.)
Ио спрашивает, что такое бумага и каковы её свойства? (слайд 4)
(Дети обещают объяснить Ио, что такое бумага.)
2. Бумага часто используется в нашей жизни. Что бывает из бумаги?
(Дети садятся за столы и перечисляют изделия из бумаги.)
Подвести итог всего перечисленного нам поможет стишок-загадка:
Она бывает документом,
Салфеткой, фантиком, конвертом,
Письмом, обоями, билетом,
Альбомом, книгой и при этом,
Она бывает и деньгами.
Что это? Догадайтесь сами! Бумага!
Теперь о её свойствах.
На ваших подносах несколько листов бумаги. Разложите их перед собой и рассмотрите. Что можете о них сказать?
(Рассматривают листы и отмечают, что они разного размера)
Отметим в таблице свойств, что бумага может быть разного размера.
Опыт №1 Тяжелая ли бумага? Предлагаю отравиться в морское путешествие. На чем можно поплыть? У нас есть кораблики. Какие они?
(Дети рассматривают приготовленные кораблики, отмечая их разный цвет.)
Бумажные. Разноцветные. Отметим в таблице свойств, что бумага может быть разных цветов.
(Рисуют в таблице или выставляет карточку)
Если пустить их в плавание, смогут они плыть?
(Берут с подносов кораблики, подходят к тазу с водой и опускают бумажные и пластилиновые кораблики в воду.)
Да, они легкие. А вот эти кораблики из чего сделаны? Из пластилина. Попробуем их отправить в плавание. Что с ними происходит? Они тонут. Почему? Пластилин тяжелее бумаги, поэтому пластилиновые кораблики утонули.
Оставим бумажные корабли на нашем море и посмотрим, как долго они смогут плыть.
Отметим на таблице свойств бумаги, что бумага легкая.
Опыт №2 Какая бумага на ощупь?
Гладкая она или шероховатая? Как мы сможем это определить? (Погладить ее ладошкой) Какой лист бумаги? (Гладкий, ровный, плотный) Отметим на таблице.
Опыт №3 Прозрачная бумага или нет. Посмотрите, на столе лежат бумажные конверты. В них геометрические фигуры. Попробуйте угадать, какая геометрическая фигура спрятана в вашем конверте?
(Рассматривают конверты с находящимися внутри фигурами, пытаются угадать свою фигуру, отвечают на вопросы.)
Получается у вас? Нет. Почему? Потому что бумага не прозрачная. Отметим на таблице это свойство.
Опыт №4 Может ли бумага издавать звуки?
Перед вами обыкновенные листы бумаги. Посмотрите на них внимательно, что вы можете сказать о них?
Вам интересно послушать, как они звучат? Возьмите листочки и по очереди постучите по ним. Слушайте внимательно, какие звуки издают ваши листочки?
- Что вы можете сказать об услышанных звуках?
(Дети отвечают, что все листы бумаги одинаковые по форме и размеру.
Берут листы и стучат по ним, прислушиваясь к издаваемым звукам.)
Предлагаю продолжить эксперимент, попробуем изменить звук. Возьмите листочки и помашите ими вверху. Дети, что можно сказать сейчас?
Какой вывод можно сделать? Как назвать звуки бумаги? Как она звучит?
(Дети отмечают, что издаваемый звук разный.
Из бумаги звуки можно извлекать и изменять. Бумага шуршит и скрипит.)
Отметим на таблице это свойство.
Опыт №5 Обратите внимание на бумажные конверты, в которых прятались геометрические фигуры. Как они были сделаны? Возьмите свой лист бумаги и сложите его пополам.
(Отвечают, что конверты сложены из бумаги.
Складывают листы бумаги пополам.)
Легко ли складывается бумага? Бумага пластичная, ее можно сгибать и складывать.
Отметим на таблице это свойство.
Опыт №6 Бумажное платье для куклы (Рвется бумага или нет)
У меня есть два платья – бумажное и из материала. Как вы думаете, что произойдет с бумажным платьем, когда мы будем надевать его на куклу?
(Дети выдвигают версии о бумажном платье.)
Давайте попробуем. Действительно платье порвалось. Значит, что можно сказать о бумаге? Она рвется. Бумагу можно сшить, но бумажное платье легко рвется. Попробуйте разорвать сложенный лист бумаги пополам. Отметим на таблице это свойство.
Опыт №7 Давайте посмотрим, что произошло с нашими бумажными кораблями в море.
(Дети отмечают, что бумага размокла и теряет форму)
Но на бумажном кораблике тоже далеко не уплывешь. Посмотрите, кораблики намокли, теперь они могут порваться и утонуть.
Отметим на таблице это свойство.
Опыт №8
Горит бумага или нет?
Посмотрите на экран. Что происходит с листом бумаги, если к нему поднести источник огня? (горит)
«Помни правило: ты бумагу и огонь никогда один не тронь!» Отметим на таблице это свойство.
3. О каких свойствах бумаги мы с вами смогли рассказать инопланетянину Ио.
(Дети перемещаются на ковер к экрану. Пользуясь таблицей, рассказывают о свойствах бумаги.)
Ио благодарит детей, дарит им раскраски со своим изображением, забирает с собой таблицу свойств бумаги и улетает к себе домой.