Нонна Карамашева
Конспект познавательно — исследовательской деятельности в старшей группе «Удивительные камни»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Познакомить детей с разнообразием мира камней и их свойствами.
Задачи:
Обучающие: обратить внимание на особенности камней. Вместе с детьми классифицировать камни по признакам : размер (большой, средний, маленький); поверхность (гладкая, ровная, шероховатая, шершавая); вес (лёгкий, тяжёлый, плавучесть – тонет в воде.)
Публикация «Конспект познавательно — исследовательской деятельности в старшей группе „Удивительные камни“» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская деятельность. Конспекты занятий, НОД
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Камни. Знакомство с камнями
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Темочки
Развивающие: развивать визуальную, и мышечную память, глазомер, логическое мышление. Способствовать развитию эстетического вкуса. Побудить детей выражать словами свои тактильные ощущения. Закрепить навыки работы с увеличительными приборами. Способствовать развитию слухового восприятия.
Воспитательные: воспитывать уважительное отношение к неживой природе.
Демонстрационный и раздаточный материал:
• Презентация
• Лупа
• Стаканы с водой
• Салфетки маленькие
• Деревянные палочки
• Мел
Предварительная работа:
Беседа с детьми о горах, рассматривание иллюстраций, больших картин с горными ландшафтами.
Словарная работа: жёсткий, плотный, шершавый, шероховатый.
Ход занятия:
Дети заходят в группу
В мире много интересного,
Нам порою неизвестного.
Миру знаний нет предела.
Так скорей, друзья, за дело!
Будьте все внимательны,
Активны и старательны.
Приступим к нашему интересному занятию. В этом вам помогут ваши помощники – глаза, уши, пальчики.
Но сначала послушайте загадку и постарайтесь её отгадать :
Белый камешек растаял,
На доске следы оставил (мел)
Ребята, посмотрите пожалуйста, на доску, что вы тут видите? Правильно солнышко, а кто из вас может сказать, чем оно нарисовано? (мелом)
О каком камне говорится в загадке? (о меле)
Мел - это тоже камень.
А ещё какие камни вы знаете? А сейчас ребята, давайте я вам подробно расскажу, какие же ещё у нас бывают камни (презентация)
А теперь давайте с вами проведём опыты и узнаем чем же наши камни отличаются друг от друга
Опыт 1: Выберите один камень и обследуйте его – гладкий он или шершавый? Скажите, какой камень на ощупь.
Опыт 2: Что можно сказать о цвете камней?
Вывод: Камни разноцветные.
Опыт 3: Положите перед собой камень и рассмотрите его под лупой. Что вы увидели на камне?
(Дети встают из–за столов)
Воспитатель: Ребята, давайте с вами немножко отдохнём
Физкультминутка «Гора».
Стоит гора – старушка (поднимают руки вверх)
До небес макушка (тянутся на цыпочках)
Ее ветер обдувает (обмахивают себя кистями рук)
Ее дождик поливает (встряхивают кистями рук)
Стоит гора, страдает, камешки теряет (прикладывают ладошки к щекам и качают головой)
Каждый день и каждую ночь (воспитатель дотрагивается до нескольких детей, которые должны изобразить камешки)
Катятся, катятся камешки прочь (часть детей отходит в сторону).
Раскатились камешки с той горы
Ничего не осталось от нашей горы. (Показывает двумя руками на пустое место).
Воспитатель: Пройдите, ребята, на свои места. Посмотрите и найдите среди камней мел и покажите его. Как вы думаете, чем мел отличается от других камней?
(Белый, оставляет следы, им можно рисовать).
Возьмите мел и попробуйте его сломать пополам, а теперь возьмите камень и попробуйте сделать тоже самое, Что можно сказать о меле? (Он хрупкий)
Опыт 4: «Твёрдость».
Воспитатель: Возьмите в одну руку камень, в другую – пластилин. Попробуйте сжать.
Вывод: камень – твёрдый.
Опыт 5: «Плавучесть».
Воспитатель: Возьмите камень и палочку опустите их в стакан с водой. Что с ними произошло? Камень утонул, а палочка осталась на воде
Вывод: Камень тяжелее воды, он тонет.
Вопросы «Что мы узнали о камнях»
Первое каменное жилище человека (Пещера)
Как называлось время, когда люди жили в пещерах? (Каменный век)
Как называют округлые камни, обточенные водой? (Галька)
Как называют небольшие камни с острыми краями? (Щебень)
Как ещё называют самые - самые мелкие камешки? (Песок)