Ольга Николаева
Конспект познавательно-исследовательской деятельности в подготовительной к школе группе «Волшебство воздуха»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект организованной образовательной деятельности по познавательно-исследовательской деятельности в подготовительной к школе группе
на тему: «Волшебство воздуха».
Цель: расширение и обобщение представлений о воздухе и его свойствах через познавательно – исследовательскую деятельность.
Задачи:
1) образовательные:
расширить представления детей о значимости воздуха в жизни человека, животных, растений;
Публикация «Конспект познавательно-исследовательской деятельности в подготовительной к школе группе „Волшебство воздуха“» размещена в разделах
- Воздух. Свойства воздуха
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская деятельность. Конспекты занятий, НОД
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Темочки
систематизировать и уточнить представления детей о свойствах воздуха; активизировать и расширять словарный запас детей: лаборатория, прозрачный, невидимый, бесцветный.
2) развивающие:
развивать познавательный интерес к исследовательской и познавательной деятельности;
развивать способность устанавливать причинно-следственные связи на основе элементарного эксперимента, умение делать выводы и умозаключения;
развивать мышление, воображение, любознательность, наблюдательность.
3) воспитательные:
воспитывать интерес к экспериментальной деятельности, взаимопомощь, бережное отношение к окружающей среде.
Предварительная работа: беседа «Для чего нужен воздух и кому?»; наблюдение на прогулке за воздухом; чтение художественной литературы, энциклопедий, познавательной литературы. Подбор иллюстраций, поговорок, стихотворений о воздухе, явлениях природы; дидактические игры, подвижные игры, игры на развитие дыхания.
Интеграция образовательных областей: «Социально – коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие».
Виды деятельности : познавательно - исследовательская, с элементами игровой.
Материал: воздушный шар, полиэтиленовые пакеты на каждого ребёнка, трубочки, пластмассовые стаканчики, мыльный пузыри, крышки из под фломастера, лимон, апельсин, чеснок, резиновая игрушка, кусок резины, краски, вода, бумага на каждого ребенка.
I Вводная часть – 3 минуты.
II Основная часть: 20 минут
А) разгадывание зашифрованного слова;
Б) выполнение опытов;
В) физическая минутка;
Г) нетрадиционная техника рисования (при помощи трубочек и красок).
III Заключительная часть – 7 минут.
А) рефлексия, обобщение пройденного;
Б) анализ НОД (о том, какие знания показали дети)
Ход наблюдения:
Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Я рада вас видеть! Давайте возьмёмся за руки и пожмём друг другу руки, так мы поздоровались и улыбнёмся, чтобы весь день сегодня было хорошее настроение. Ребята, сегодня у нас будет непростое занятие, вы будете настоящими исследователями. Вы хотите быть исследователями?
А чтобы узнать, с чем мы будем сегодня знакомиться, мы должны отгадать зашифрованное слово, я буду называть слово, а вы должны найти звук в слове и сказать какой он по счёту.
Дети выбирают из лежащих на столе карточек заданные.
ВОДА – НАЗОВИТЕ ПЕРВЫЙ ЗВУК – «В»
СОЛНЦЕ - НАЗОВИТЕ 2 ЗВУК – «О»
ПАЗЛЫ – НАЗОВИТЕ 3 ЗВУК – «З»
ВЕДРО – НАЗОВИТЕ 3 ЗВУК – «Д»
ПРУД – НАЗОВИТЕ ГЛАСНЫЙ ЗВУК – «У»
ХОРОВОД – НАЗОВИТЕ ПЕРВЫЙ ЗВУК – «Х»
-Какое слово, у нас получилось, давайте прочитаем вместе «ВОЗДУХ». Правильно, молодцы, слово «ВОЗДУХ».
-Скажите, пожалуйста, а что такое воздух? (воздух, это то чем мы дышим)
-А где есть воздух? (везде)
-А кто дышит воздухом? (люди, птицы, животные, насекомые, растения).
-А можно жить без воздуха? (ответы детей)
-Почему? (ответы детей)
-Сегодня нам предстоит очень трудная задача: узнать, что такое воздух, как его можно обнаружить, какими свойствами он обладает.
Воспитатель: Наша планета Земля окружена со всех сторон толстым слоем воздуха. Воздух - это удивительная оболочка вокруг Земли – называется атмосфера. Слово атмосфера произошло от греческих слов атмос - воздух, сфера - шар.
Куда бы мы ни пошли, куда бы ни поехали по морю или по суше везде есть воздух. Воздух, окружающий нашу планету выполняет очень важную работу – следит за климатом на нашей планете. Перегоняет холодный воздух на юг, тёплый воздух на север. С морей и океанов, рек и озер собирает влагу и отдает её суше. Летом поливает землю дождём, а зимой укрывает снежным одеялом, чтобы не мёрзли растения, чтобы не страдали от жёстких морозов звери и птицы. Сегодня мы с вами поговорим о воздухе, будем делать опыты, как настоящие учёные. А ученые должны быть аккуратными, внимательными, спокойными.
Воспитатель: Ребята, а вы знаете, где люди проводят различные исследования и опыты? Дети: Люди проводят опыты в лабораториях.
Воспитатель: У нас тоже будут свои маленькие лаборатории. Я предлагаю пройти в первую лабораторию. Чтобы у нас опыты получились нужно внимательно меня слушать и следовать инструкциям. Хорошо?
Воспитатель: Ребята, прежде чем приступить к проведению первого опыта, давайте наденем халаты.
Воздух – это волшебный невидимка, который всегда есть там, где, кажется, что его нет. Давайте вместе проверим, есть ли вообще воздух, и зачем он нам нужен? Докажите мне что без воздуха нам не прожить. (Ответы детей) Попробуйте несколько секунд не дышать. Чувствуете, как становится тяжело в груди? Это воздух кончился в лёгких, а теперь глубоко вдохните, а потом выдохните и попробуйте увидеть воздух. Что получилось? Давайте посмотрим внимательно вокруг - направо, налево, вверх, вниз, по сторонам. Я воздуха не вижу. А вы видите воздух? Ответы детей: Нет.
Воспитатель: Значить какой воздух? Дети: Невидимый. Никто не видит воздух, но мы знаем, что он действительно есть.
В нашей лаборатории нужно соблюдать правила.
Правило №1. На столах ничего не трогать без разрешения руководителя.
Правило №2. Соблюдать тишину, не мешать работать другим.
Правило №3. Бережно, аккуратно обращаться с оборудованием. Поработал – аккуратно положи на место.
Опыт№1.
Как вы думаете, можно ли поймать воздух? (ответы детей). Давайте проверим. Возьмите полиэтиленовый пакет. Посмотрите, что в нём? (он пуст).
Воспитатель: - Да, он пустой. Смотрите, какой он тоненький. Теперь мы надуем пакет воздух и закручиваем его. Что произошло с пакетом? что в нутрии него? Пакет изменил форму, он полон воздуха. На что похож? (ответы).
Воспитатель: - Кажется, что он похож на подушку. Воздух занял всё место в мешке. Теперь раскроем пакет и выпустим из него воздух. Что изменилось?
Дети: Пакет опять стал пустым. Интересно, почему? (ответы).
Воспитатель: - Да, ребята, вы правы, воздух прозрачный, а чтобы его увидеть, его надо поймать. И мы смогли это сделать! Мы поймали воздух и заперли его в мешочке, а потом выпустили его. Значит, воздух есть вокруг нас.
Вывод: Воздух не «невидимка». Его можно увидеть, заключив в оболочку.
Опыт№2
А вот интересно, а есть ли воздух внутри нас, как вы думаете? (ответы).
Воспитатель - А давайте проверим!
Воспитатель: - Ребята, давайте подуем в трубочку, опущенную в стакан с водой тихо, тихо. И посмотрим, что произойдёт.
Воспитатель: - Ой, ребята, что это происходит с водой? Дети: Выходят пузырьки. Воспитатель: - Пузырьки? Как они там оказались? В стакане же только вода была (ответы). Воспитатель: - Правильно, пузырьки - это воздух, который находится внутри нас. Мы сначала вдыхаем воздух через нос, а потом выдыхаем через трубочку в воду и получаются пузырьки.
Вывод: Воздух есть внутри нас.
Опыт№3.
Воспитатель: Ребята, а вы знали о том, что воздух можно услышать? Музыканты, которые играют на духовых инструментах очень часто его слышат. Как вы думаете почему? (Музыкант дует в отверстие инструмента. Воздух дрожит, получаются звуки). Звуки распространяются по воздуху. Например, на Луне, где нет воздуха, ничего не слышно, бесполезно разговаривать - звуки не передаются. Если взять музыкальные инструменты и подуть в них. Что мы услышали? (звук) Почему возник звук (когда дрожит воздух, и тогда мы можем его услышать). А еще у нас на столе есть воздушный шарик, как вы думаете, что можно с ним сделать, чтобы услышать воздух? Нужно растянуть отверстие шарика и потихоньку спустить воздух, что мы слышим? Писк, воздух. А ещё можно услышать воздух с помощью крышки от фломастера! Проверим? Дети: Да.
Вывод: воздух можно услышать разными способами, как вы думаете, когда еще? (когда дует ветер, он гоняет воздух и так можно услышать различные звуки воздуха (свист, вой).
Опыт №4
А можно ли почувствовать воздух и как? Ответы детей.
Воспитатель: Сейчас мы это проверим. Закройте глаза, а когда я вам скажу вы медленно будете вдыхать и говорить, чем пахнет (воспитатель подходит к каждому ребенку и даёт им понюхать (апельсин, лимон, чеснок). Потом дети вдыхают просто воздух. Все что- то почувствовали? что? Как вы думаете почему? Правильно, в одном контейнере ничего не почувствовал, потому что я ни чего не дала почувствовать. Вы вдохнули просто воздух. Какой из этого можно сделать вывод?
Вывод: воздух не имеет запаха, пахнут предметы.
Физкультминутка «Воздух».
Мы сидели, мы устали.
Воздух дружно изучали.
А теперь пришла пора.
Отдохнуть нам, детвора.
Встали дружно, потянулись,
Хлопнули в ладоши
И друг другу повернулись,
Всем друзьям мы улыбнулись,
Наклонились: раз и два,
Чтоб не болела голова.
И закончили зарядку
Тихо-тихо сев за парту.
Отлично!
Опыт№5
«Имеет ли воздух вес?». Как вы думаете? Ответы детей. Сейчас мы это проверим. На столе разложены предметы: резиновая игрушка и кусочек резины. Возьмем кусок резины и опустим его в воду, что произошло? Он утонул. А теперь в воду опустим резиновую игрушку, что с ней происходит? Ответы детей. Она не тонет. Почему? Ведь игрушка тяжелее, чем кусочек резины? Что внутри игрушки? Ответы детей: воздух.
Вывод: воздух имеет вес, чем вода.
Опыт №6
Воспитатель: Дети, хочу задать вам вопрос, как вы думаете, воздух умеет передвигаться?
Дети: Да
Воспитатель: Для опыта потребуется свечи 2 шт.
Куда наклоняется пламя свечей?
Пламя свечи, находящейся внизу, будет направлено внутрь помещения, находящейся вверху наружу.
Почему так происходит? У нас в группе тёплый воздух. Он легко путешествует, любит летать и такой воздух поднимается вверх. Ему хочется быстрее лететь наружу и он убегает через щель. А с улицы к нам приходит холодный воздух. Он замёрз и хочет погреться. Холодный воздух тяжёлый, неповоротливый (он ведь замёрз, поэтому остается внизу.
Значит, вверху пламя свечи наклоняется тёплым воздухом (он убегает из группы на улицу, а внизу – холодным (он идёт к нам в группу). Там, где двигаются и встречаются тёплый и холодный воздух, появляется ветер.
Ребята мы можем сделать вывод, что ветер — это движение воздуха.
Опыт №7
Ребята, а вы знаете, что воздухом можно рисовать? (ответы детей) Эта техника называется кляксография. Хотите попробовать? Ответы детей. Сейчас мы с вами попробуем при помощи воздуха, красок и трубочки рисовать. ( Показываю технику кляксографии: капнуть каплю акварели на бумагу и раздуть её при помощи коктейльной трубочки в разные стороны. (Дети пробуют рисовать). Итак, мы сегодня провели множество опытов. А скажите вам понравилось проводить опыты? (ответы детей) Какой опыт вам показался интересным больше всего? Что вы сегодня узнали нового? Как называется техника рисования воздухом? Наши опыты подошло к концу, вы все были внимательными, активными.
Ребята, а как вы думаете как человек придумал использовать в своих целях ветер? (пылесос, вентилятор, фен). Это приборы, которые используют дома, а как можно использовать в хозяйственных целях? (мельницы, ветреные электростанции, парусники).
А как вы думаете, ветер это хорошо или плохо?
Сегодня с вами хорошо поработали в лабораторий, много провели опытов и определили свойства воздуха. Мы с помощью опытов установили, что воздух - (ответы детей).
Воспитатель: Мы узнали, что воздух везде и без воздуха нет жизни. Давайте с вами сейчас разберём кому и чему нужен воздух. У меня лежат разные иллюстрации нужно выбрать из них те иллюстрации на которых изображены те предметы, которым необходим воздух.
Молодцы. Вы правильно нашли все иллюстрации. Но здоровье человека и всех живых существ зависит не только от того, как они дышит, но и от того, чем он дышит. Каким воздухом.
А теперь ребята, определите и разложите рисунки на две стороны. В одну сторону выложите иллюстрации на которых изображены рисунки, где дышится легко и хорошо, а в другую сторону выложите иллюстрации все то, что загрязняет воздух.
Правильно, молодцы. Воздух, которым мы дышим в городе и в лесу отличаются. В лесу нам дышится легко и хорошо. Деревья работают как пылесосы. Они очищают наш воздух. Зеленые листья улавливают, всасывают пыль и грязь из воздуха. Чем больше растений вокруг, тем чище воздух, тем он полезней для человека и его здоровья.
Мы должны заботиться о своем здоровье. Что мы можем сделать, чтобы воздух был чистым?
Я думаю, что когда вы вырастите, получите образование, кто-то из вас обязательно будет заниматься вопросами экологии и сможет сделать так, чтобы меньше дымили заводские трубы, не было огромных свалок, чтобы машины меньше загрязняли воздух и мы с вами дышали чистым и свежим воздухом. И обязательно мы все с вами будем сажать деревья и цветы.
В качестве награды за труд я дарю вам мыльные пузыри. Мыльный пузырь – это тоненькая плёнка мыльной пены, внутри которой воздух. Воздух лёгкий, поэтому пузыри летают. Дети играют.
Воспитатель: Замечательные пузыри, много надули.
Воспитатель: Итак, с вами закончили свои исследования. Мы с вами плодотворно потрудились, спасибо за работу. А закончить наше занятие я хотела бы снова улыбкой. Улыбнёмся друг другу самой доброй улыбкой. А теперь давайте снимем белые халаты и нам пора возвращаться из нашей лаборатории в детский сад.