Лучший педагог года

Конспект познавательно-исследовательской деятельности в подготовительной к школе группе «Волшебство воздуха»

Ольга Николаева
Конспект познавательно-исследовательской деятельности в подготовительной к школе группе «Волшебство воздуха»
▼ Скачать + Заказать документы

Конспект организованной образовательной деятельности по познавательно-исследовательской деятельности в подготовительной к школе группе

на тему: «Волшебство воздуха».

Цель: расширение и обобщение представлений о воздухе и его свойствах через познавательно – исследовательскую деятельность.

Задачи:

1) образовательные:

расширить представления детей о значимости воздуха в жизни человека, животных, растений;

Публикация «Конспект познавательно-исследовательской деятельности в подготовительной к школе группе „Волшебство воздуха“» размещена в разделах

систематизировать и уточнить представления детей о свойствах воздуха; активизировать и расширять словарный запас детей: лаборатория, прозрачный, невидимый, бесцветный.

2) развивающие:

развивать познавательный интерес к исследовательской и познавательной деятельности;

развивать способность устанавливать причинно-следственные связи на основе элементарного эксперимента, умение делать выводы и умозаключения;

развивать мышление, воображение, любознательность, наблюдательность.

3) воспитательные:

воспитывать интерес к экспериментальной деятельности, взаимопомощь, бережное отношение к окружающей среде.

Предварительная работа: беседа «Для чего нужен воздух и кому; наблюдение на прогулке за воздухом; чтение художественной литературы, энциклопедий, познавательной литературы. Подбор иллюстраций, поговорок, стихотворений о воздухе, явлениях природы; дидактические игры, подвижные игры, игры на развитие дыхания.

Интеграция образовательных областей: «Социально – коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие».

Виды деятельности : познавательно - исследовательская, с элементами игровой.

Материал: воздушный шар, полиэтиленовые пакеты на каждого ребёнка, трубочки, пластмассовые стаканчики, мыльный пузыри, крышки из под фломастера, лимон, апельсин, чеснок, резиновая игрушка, кусок резины, краски, вода, бумага на каждого ребенка.

I Вводная часть – 3 минуты.

II Основная часть: 20 минут

А) разгадывание зашифрованного слова;

Б) выполнение опытов;

В) физическая минутка;

Г) нетрадиционная техника рисования (при помощи трубочек и красок).

III Заключительная часть – 7 минут.

А) рефлексия, обобщение пройденного;

Б) анализ НОД (о том, какие знания показали дети)

Ход наблюдения:

Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Я рада вас видеть! Давайте возьмёмся за руки и пожмём друг другу руки, так мы поздоровались и улыбнёмся, чтобы весь день сегодня было хорошее настроение. Ребята, сегодня у нас будет непростое занятие, вы будете настоящими исследователями. Вы хотите быть исследователями?

А чтобы узнать, с чем мы будем сегодня знакомиться, мы должны отгадать зашифрованное слово, я буду называть слово, а вы должны найти звук в слове и сказать какой он по счёту.

Дети выбирают из лежащих на столе карточек заданные.

ВОДА – НАЗОВИТЕ ПЕРВЫЙ ЗВУК – «В»

СОЛНЦЕ - НАЗОВИТЕ 2 ЗВУК – «О»

ПАЗЛЫ – НАЗОВИТЕ 3 ЗВУК – «З»

ВЕДРО – НАЗОВИТЕ 3 ЗВУК – «Д»

ПРУД – НАЗОВИТЕ ГЛАСНЫЙ ЗВУК – «У»

ХОРОВОД – НАЗОВИТЕ ПЕРВЫЙ ЗВУК – «Х»

-Какое слово, у нас получилось, давайте прочитаем вместе «ВОЗДУХ». Правильно, молодцы, слово «ВОЗДУХ».

-Скажите, пожалуйста, а что такое воздух? (воздух, это то чем мы дышим)

-А где есть воздух? (везде)

-А кто дышит воздухом? (люди, птицы, животные, насекомые, растения).

-А можно жить без воздуха? (ответы детей)

-Почему? (ответы детей)

-Сегодня нам предстоит очень трудная задача: узнать, что такое воздух, как его можно обнаружить, какими свойствами он обладает.

Воспитатель: Наша планета Земля окружена со всех сторон толстым слоем воздуха. Воздух - это удивительная оболочка вокруг Земли – называется атмосфера. Слово атмосфера произошло от греческих слов атмос - воздух, сфера - шар.

Куда бы мы ни пошли, куда бы ни поехали по морю или по суше везде есть воздух. Воздух, окружающий нашу планету выполняет очень важную работу – следит за климатом на нашей планете. Перегоняет холодный воздух на юг, тёплый воздух на север. С морей и океанов, рек и озер собирает влагу и отдает её суше. Летом поливает землю дождём, а зимой укрывает снежным одеялом, чтобы не мёрзли растения, чтобы не страдали от жёстких морозов звери и птицы. Сегодня мы с вами поговорим о воздухе, будем делать опыты, как настоящие учёные. А ученые должны быть аккуратными, внимательными, спокойными.

Воспитатель: Ребята, а вы знаете, где люди проводят различные исследования и опыты? Дети: Люди проводят опыты в лабораториях.

Воспитатель: У нас тоже будут свои маленькие лаборатории. Я предлагаю пройти в первую лабораторию. Чтобы у нас опыты получились нужно внимательно меня слушать и следовать инструкциям. Хорошо?

Воспитатель: Ребята, прежде чем приступить к проведению первого опыта, давайте наденем халаты.

Воздух – это волшебный невидимка, который всегда есть там, где, кажется, что его нет. Давайте вместе проверим, есть ли вообще воздух, и зачем он нам нужен? Докажите мне что без воздуха нам не прожить. (Ответы детей) Попробуйте несколько секунд не дышать. Чувствуете, как становится тяжело в груди? Это воздух кончился в лёгких, а теперь глубоко вдохните, а потом выдохните и попробуйте увидеть воздух. Что получилось? Давайте посмотрим внимательно вокруг - направо, налево, вверх, вниз, по сторонам. Я воздуха не вижу. А вы видите воздух? Ответы детей: Нет.

Воспитатель: Значить какой воздух? Дети: Невидимый. Никто не видит воздух, но мы знаем, что он действительно есть.

В нашей лаборатории нужно соблюдать правила.

Правило №1. На столах ничего не трогать без разрешения руководителя.

Правило №2. Соблюдать тишину, не мешать работать другим.

Правило №3. Бережно, аккуратно обращаться с оборудованием. Поработал – аккуратно положи на место.

Опыт№1.

Как вы думаете, можно ли поймать воздух? (ответы детей). Давайте проверим. Возьмите полиэтиленовый пакет. Посмотрите, что в нём? (он пуст).

Воспитатель: - Да, он пустой. Смотрите, какой он тоненький. Теперь мы надуем пакет воздух и закручиваем его. Что произошло с пакетом? что в нутрии него? Пакет изменил форму, он полон воздуха. На что похож? (ответы).

Воспитатель: - Кажется, что он похож на подушку. Воздух занял всё место в мешке. Теперь раскроем пакет и выпустим из него воздух. Что изменилось?

Дети: Пакет опять стал пустым. Интересно, почему? (ответы).

Воспитатель: - Да, ребята, вы правы, воздух прозрачный, а чтобы его увидеть, его надо поймать. И мы смогли это сделать! Мы поймали воздух и заперли его в мешочке, а потом выпустили его. Значит, воздух есть вокруг нас.

Вывод: Воздух не «невидимка». Его можно увидеть, заключив в оболочку.

Опыт№2

А вот интересно, а есть ли воздух внутри нас, как вы думаете? (ответы).

Воспитатель - А давайте проверим!

Воспитатель: - Ребята, давайте подуем в трубочку, опущенную в стакан с водой тихо, тихо. И посмотрим, что произойдёт.

Воспитатель: - Ой, ребята, что это происходит с водой? Дети: Выходят пузырьки. Воспитатель: - Пузырьки? Как они там оказались? В стакане же только вода была (ответы). Воспитатель: - Правильно, пузырьки - это воздух, который находится внутри нас. Мы сначала вдыхаем воздух через нос, а потом выдыхаем через трубочку в воду и получаются пузырьки.

Вывод: Воздух есть внутри нас.

Опыт№3.

Воспитатель: Ребята, а вы знали о том, что воздух можно услышать? Музыканты, которые играют на духовых инструментах очень часто его слышат. Как вы думаете почему? (Музыкант дует в отверстие инструмента. Воздух дрожит, получаются звуки). Звуки распространяются по воздуху. Например, на Луне, где нет воздуха, ничего не слышно, бесполезно разговаривать - звуки не передаются. Если взять музыкальные инструменты и подуть в них. Что мы услышали? (звук) Почему возник звук (когда дрожит воздух, и тогда мы можем его услышать). А еще у нас на столе есть воздушный шарик, как вы думаете, что можно с ним сделать, чтобы услышать воздух? Нужно растянуть отверстие шарика и потихоньку спустить воздух, что мы слышим? Писк, воздух. А ещё можно услышать воздух с помощью крышки от фломастера! Проверим? Дети: Да.

Вывод: воздух можно услышать разными способами, как вы думаете, когда еще? (когда дует ветер, он гоняет воздух и так можно услышать различные звуки воздуха (свист, вой).

Опыт №4

А можно ли почувствовать воздух и как? Ответы детей.

Воспитатель: Сейчас мы это проверим. Закройте глаза, а когда я вам скажу вы медленно будете вдыхать и говорить, чем пахнет (воспитатель подходит к каждому ребенку и даёт им понюхать (апельсин, лимон, чеснок). Потом дети вдыхают просто воздух. Все что- то почувствовали? что? Как вы думаете почему? Правильно, в одном контейнере ничего не почувствовал, потому что я ни чего не дала почувствовать. Вы вдохнули просто воздух. Какой из этого можно сделать вывод?

Вывод: воздух не имеет запаха, пахнут предметы.

Физкультминутка «Воздух».

Мы сидели, мы устали.

Воздух дружно изучали.

А теперь пришла пора.

Отдохнуть нам, детвора.

Встали дружно, потянулись,

Хлопнули в ладоши

И друг другу повернулись,

Всем друзьям мы улыбнулись,

Наклонились: раз и два,

Чтоб не болела голова.

И закончили зарядку

Тихо-тихо сев за парту.

Отлично!

Опыт№5

«Имеет ли воздух вес. Как вы думаете? Ответы детей. Сейчас мы это проверим. На столе разложены предметы: резиновая игрушка и кусочек резины. Возьмем кусок резины и опустим его в воду, что произошло? Он утонул. А теперь в воду опустим резиновую игрушку, что с ней происходит? Ответы детей. Она не тонет. Почему? Ведь игрушка тяжелее, чем кусочек резины? Что внутри игрушки? Ответы детей: воздух.

Вывод: воздух имеет вес, чем вода.

Опыт №6

Воспитатель: Дети, хочу задать вам вопрос, как вы думаете, воздух умеет передвигаться?

Дети: Да

Воспитатель: Для опыта потребуется свечи 2 шт.

Куда наклоняется пламя свечей?

Пламя свечи, находящейся внизу, будет направлено внутрь помещения, находящейся вверху наружу.

Почему так происходит? У нас в группе тёплый воздух. Он легко путешествует, любит летать и такой воздух поднимается вверх. Ему хочется быстрее лететь наружу и он убегает через щель. А с улицы к нам приходит холодный воздух. Он замёрз и хочет погреться. Холодный воздух тяжёлый, неповоротливый (он ведь замёрз, поэтому остается внизу.

Значит, вверху пламя свечи наклоняется тёплым воздухом (он убегает из группы на улицу, а внизу – холодным (он идёт к нам в группу). Там, где двигаются и встречаются тёплый и холодный воздух, появляется ветер.

Ребята мы можем сделать вывод, что ветер — это движение воздуха.

Опыт №7

Ребята, а вы знаете, что воздухом можно рисовать? (ответы детей) Эта техника называется кляксография. Хотите попробовать? Ответы детей. Сейчас мы с вами попробуем при помощи воздуха, красок и трубочки рисовать. ( Показываю технику кляксографии: капнуть каплю акварели на бумагу и раздуть её при помощи коктейльной трубочки в разные стороны. (Дети пробуют рисовать). Итак, мы сегодня провели множество опытов. А скажите вам понравилось проводить опыты? (ответы детей) Какой опыт вам показался интересным больше всего? Что вы сегодня узнали нового? Как называется техника рисования воздухом? Наши опыты подошло к концу, вы все были внимательными, активными.

Ребята, а как вы думаете как человек придумал использовать в своих целях ветер? (пылесос, вентилятор, фен). Это приборы, которые используют дома, а как можно использовать в хозяйственных целях? (мельницы, ветреные электростанции, парусники).

А как вы думаете, ветер это хорошо или плохо?

Сегодня с вами хорошо поработали в лабораторий, много провели опытов и определили свойства воздуха. Мы с помощью опытов установили, что воздух - (ответы детей).

Воспитатель: Мы узнали, что воздух везде и без воздуха нет жизни. Давайте с вами сейчас разберём кому и чему нужен воздух. У меня лежат разные иллюстрации нужно выбрать из них те иллюстрации на которых изображены те предметы, которым необходим воздух.

Молодцы. Вы правильно нашли все иллюстрации. Но здоровье человека и всех живых существ зависит не только от того, как они дышит, но и от того, чем он дышит. Каким воздухом.

А теперь ребята, определите и разложите рисунки на две стороны. В одну сторону выложите иллюстрации на которых изображены рисунки, где дышится легко и хорошо, а в другую сторону выложите иллюстрации все то, что загрязняет воздух.

Правильно, молодцы. Воздух, которым мы дышим в городе и в лесу отличаются. В лесу нам дышится легко и хорошо. Деревья работают как пылесосы. Они очищают наш воздух. Зеленые листья улавливают, всасывают пыль и грязь из воздуха. Чем больше растений вокруг, тем чище воздух, тем он полезней для человека и его здоровья.

Мы должны заботиться о своем здоровье. Что мы можем сделать, чтобы воздух был чистым?

Я думаю, что когда вы вырастите, получите образование, кто-то из вас обязательно будет заниматься вопросами экологии и сможет сделать так, чтобы меньше дымили заводские трубы, не было огромных свалок, чтобы машины меньше загрязняли воздух и мы с вами дышали чистым и свежим воздухом. И обязательно мы все с вами будем сажать деревья и цветы.

В качестве награды за труд я дарю вам мыльные пузыри. Мыльный пузырь – это тоненькая плёнка мыльной пены, внутри которой воздух. Воздух лёгкий, поэтому пузыри летают. Дети играют.

Воспитатель: Замечательные пузыри, много надули.

Воспитатель: Итак, с вами закончили свои исследования. Мы с вами плодотворно потрудились, спасибо за работу. А закончить наше занятие я хотела бы снова улыбкой. Улыбнёмся друг другу самой доброй улыбкой. А теперь давайте снимем белые халаты и нам пора возвращаться из нашей лаборатории в детский сад.

Публикации по теме:

Фотоотчет НОД по развитию познавательно-исследовательской деятельности в подготовительной к школе группе «Воздух-невидимка»Фотоотчет НОД по развитию познавательно-исследовательской деятельности в подготовительной к школе группе «Воздух-невидимка» Цель: развитие познавательно-исследовательской деятельности детей в процессе проведения элементарных опытов с воздухом. Задачи: оразовательные:.

Фотоотчет о познавательно исследовательской деятельности в подготовительной группе. НОД «Рисование на молоке»Фотоотчет о познавательно исследовательской деятельности в подготовительной группе. НОД «Рисование на молоке» Задачи: Познакомить детей с нетрадиционным методом рисования - на молоке. Стимулировать творчество детей с видоизменением цветового пятна.

Фотоотчет о познавательно исследовательской деятельности в старшей группе. НОД «Свойства воздуха»Фотоотчет о познавательно исследовательской деятельности в старшей группе. НОД «Свойства воздуха» Познавательное развитие. Познавательно исследовательская деятельность. Тема: «Свойства воздуха» Цель: Расширять представления детей о.

Конспект НОД по познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе ’’Путешествие в бумажную страну’’Конспект НОД по познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе ’’Путешествие в бумажную страну’’ Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие», «Социально-коммуникативное»,.

Конспект ОД по познавательно-исследовательской деятельности «Деньги счёт любят» в подготовительной группеКонспект ОД по познавательно-исследовательской деятельности «Деньги счёт любят» в подготовительной группе Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №3 г. Данков Конспект ОД по развитию.

Конспект познавательно-исследовательской деятельности в средней группе «Как сохранить зубы здоровыми»Конспект познавательно-исследовательской деятельности в средней группе «Как сохранить зубы здоровыми» Конспект познавательно – исследовательской деятельности в средней группе «Как сохранить зубы здоровыми» Цель. Сформировать у детей представление.

Конспект познавательно-исследовательской образовательной деятельности с детьми подготовительной группы на тему «Вулканы»Конспект познавательно-исследовательской образовательной деятельности с детьми подготовительной группы на тему «Вулканы» Тема: ВУЛКАНЫ. Цель: Создание благоприятных условий для использования разнообразных видов деятельности, их интеграции в целях повышения.

«Волшебная вода». Конспект познавательно-исследовательской деятельности в средней группе Тема: "Волшебная вода" Задача: выявить свойства воды (вода может быть теплой и холодной, некоторые вещества в воде растворяются, вода прозрачная.

Отчет о познавательно-исследовательской деятельности в подготовительной группеОтчет о познавательно-исследовательской деятельности в подготовительной группе Познавательно-исследовательская деятельность - исследование объектов окружающего мира и экспериментирование с ними (ФГОС). Познавательно.

Презентация центра познавательно-исследовательской деятельности «Познавайки» в подготовительной группеПрезентация центра познавательно-исследовательской деятельности «Познавайки» в подготовительной группе Презентация центра познавательно-исследовательской деятельности «Познавайки» в подготовительной группе «Золотой ключик» Хочется поделиться.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект познавательно-исследовательской деятельности в подготовительной к школе группе «Волшебство воздуха»
Опубликовано: 10 апреля 2020 в 13:50
+13Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект познавательно-исследовательской деятельности в подготовительной к школе группе «Волшебство воздуха»» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Николаева в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День первого льда. Папка-передвижка «Осторожно, тонкий лед!»

В конце ноября проводится Единый день безопасности на льду для предупреждения несчастных случаев с детьми на водоемах. 

24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД