Татьяна Полякова
Конспект познавательно-исследовательской деятельности «Свойства песка» в подготовительной группе
Конспект познавательно-исследовательской деятельности в подготовительной группе "Свойства песка".
Цель: формировать представление о свойствах песка через опытно-исследовательскую деятельность в старшем дошкольном возрасте.
Задачи:
Развивающие:
- развивать способность и навык работы с мокрым и сухим песком;
- развивать мелкую моторику рук;
Обучающие:
- вызывать интерес к исследовательской деятельности;
Публикация «Конспект познавательно-исследовательской деятельности „Свойства песка“ в подготовительной группе» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская деятельность. Конспекты занятий, НОД
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Песок. Все материалы с использованием песка
- Песок. Свойства песка, опыты и исследования
- Подготовительная группа
- Свойства материалов и веществ
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» май 2020
-учить определять свойства песка по внешнему виду, расширять представление о песке, его качествах и особенностях;
-закреплять правила безопасности при работе с песком.
Воспитывающие:
-воспитывать бережное отношение к объектам неживой природы.
Оборудование: фартуки для детей и нарукавники, лоток с песком, лупа на каждого ребенка, по 2 стакана с водой, пластиковая ложка, формочка для песка, поднос для каждого ребенка, сахарный песок, влажные салфетки для каждого ребенка.
Методы и приемы:
- беседа;
-наблюдение;
-создание проблемной ситуации;
-экспериментально-опытный;
-объяснительный;
-игровой;
-совместная деятельность с детьми.
Предварительная работа: рассматривание иллюстраций, чтение познавательной литературы, наблюдения.
Ход работы:
Воспитатель: Сегодня я хочу вас пригласить в лабораторию к профессору Почемучкину.
Воспитатель: А, как вы думаете, кто такой профессор?
Дети: Люди, ученые.
Воспитатель: А Вы знаете правила безопасного поведения в лаборатории?
Дети перечисляют правила:
1. Каждый работает за своим рабочим местом.
2. Нельзя толкаться и мешать другому.
3. Нужно класть всё на место.
4. Делать работу надо аккуратно.
5. Когда испачкал руки, нужно пользоваться влажными салфетками.
Воспитатель: Молодцы. Всё знаете. Профессор Почемучкин
оставил нам послание в конверте. Здравствуйте, ребята я рад что вы пришли в лабораторию, значит вы хотите узнать что-то новое. А для того, чтобы узнать над чем мы будем экспериментировать, Вы должны отгадать загадку:
Он желтый и сыпучий
во дворе насыпан кучей.
Если хочешь можешь брать
и в куличики играть.
Дети: песок.
Воспитатель: Вы много раз играли в песок,а можете сейчас сказать какой он?
Дети: сыпучий, желтый, светлые-темный, белый.
Воспитатель: А вот мы сейчас с вами и проверим,какой он.
Профессор для этого все приготовил,посмотрите что у вас на столе. Возьмите 2 горсти песка и насыпьте на поднос и положите ладони на песок. Давайте его погладим ладонями, а затем перевернем ладошками к вверху. Какой он?
Дети: мягкий, шершавый.
Воспитатель: А теперь возьмите лупу в правую руку и через лупу рассмотрите форму песчинок. Какой они формы? На что похожи?
Дети: квадратные, круглые, овальные.
Воспитатель: Песок состоит из мелких камешков, песчинок, которые имеют разную форму, окраску и размер. Положите лупу на стол. Возьмите горсть песка и выпустите его струйкой, так чтобы он падал в одно место в месте падения образуется конус, растущий в высоту и занимающий все большую площадь. А если сыпать то в одно место то в другое возникает движение песка похоже на течение. Что может делать песок?
Дети: двигаться.
Воспитатель: И мы сейчас немного отдохнем и подвигаемся.
Физкультминутка «Песчинки».
Вокруг себя повернулись
И в песчинок превратились.
Присели все на корточки.
О-о-о! Сколько у нас песчинок!
Ну, вот подул ветер, поднял песчинки
И они разлетелись в разные стороны.
Ветер стих, и песчинки опустились на землю.
Воспитатель: Хорошо мы с вами отдохнули, давайте вернемся в лабораторию и продолжим. А давайте понюхаем песок?
Дети: песок не пахнет.
Воспитатель: Правильно, сухой песок не имеет запаха.
Воспитатель: Продолжаем изучать свойства песка. Юные мои исследователи, а как вы думаете, где мы можем найти песок в окружающем нас мире?
Дети: на прогулочном участке, в песочнице, во дворе, на пляже, на стройке.
Воспитатель: А на обеденном столе мы можем встретить песок?
Дети: да, сахарный.
Воспитатель: А как вы думаете, в чем отличие?
Дети: цветом, из сахарного песка не сделать куличик (он развалится, песок с улицы есть нельзя.
Воспитатель: А у меня возник такой вопрос: «Какой песок быстрее растворяется в воде?»
Дети: сахарный песок растворяется быстрее.
Воспитатель: Необходимы доказательства наших слов…
Детям предлагается продолжить исследовательскую деятельность. Индивидуальная работа с 2 стаканчиками, изготовление детьми растворов речного и сахарного песка (с пояснениями воспитателя походу опыта).
Воспитатель: Посмотрите у вас на столах стоят два стакана с водой, возьмите одну ложечку песка и опустите в один из стаканов с водой. А в другой стакан положите ложку сахарного песка. Посмотрите что происходит? Сахарный песок растворился в воде. А в стакане с песком на поверхности воды можно увидеть песочную пыль. А теперь ложечкой размешайте воду. Вода от песка стала какой? Прозрачной или нет?
Дети: непрозрачной.
Воспитатель: Совершенно правильно мутной т. е песок окрашивает воду. А теперь возьмите несколько горсточек песка и насыпьте на поднос и из стакана с водой намочите песок, но немножко чтобы песок мокрый. И теперь попробуйте песок сыпать струйкой. Но он падает кускам, потому-что мокрый. Песок намокает, воздух между гранями песчинок исчезают, мокрые гранями слипаются друг с другом.
Воспитатель: сахарный песок растворяется быстрей и вода остается светлая (а на вкус сладкая). а речной песок полностью не растворяется в воде (образует на дне осадок) и вода становиться мутной.
Воспитатель: Рассаживайтесь на свои рабочие места, уважаемые исследователи и продолжаем. Как замечательно у нас получается изучать свойства песка. Теперь давайте попробуем очистить воду от песка, как вы думаете, что для этого надо сделать?
Дети: надо слить воду и останется песок.
Воспитатель: Можно и так сделать…. А для чего нам губка?
Дети: вымыть стаканчики.
Воспитатель: Она сможет нам помочь очистить воду от песка. Давайте попробуем вылить раствор с песком через губку в чашу. Как изменилась вода?
Дети: вода стала светлая, а песок остался на губке.
Воспитатель: губку можно использовать как самый простой фильтр, чтобы очистить воду от примесей песка. НО ПИТЬ ЕЕ ВСЕ равно НЕЛЬЗЯ!
Воспитатель: Возьмите у себя на столе формочку для песка и заполните её мокрым песком. Какой песок сохраняет форму сухой или мокрый?
Дети: мокрый.
Воспитатель: Сейчас я вам предлагаю сделать красивую фигуру. И этой фигурой будет наша «Лесная полянка».
Рефлексия:
Воспитатель: Вам понравилось в лаборатории Почемучкина?
Дети: да.
Воспитатель: Что вы сегодня делали в лаборатории?
Дети: изучали свойства песка.
Воспитатель: Давайте скажем профессору Почемучкину спасибо!
Дети: Спасибо.
Воспитатель: Вы-молодцы, отлично экспериментировали! Ну а нам необходимо вернуться в нашу «Лесную полянку».