Елена Миронова
Конспект познавательно-исследовательской деятельности с детьми старшей группы «Волшебные капельки»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект познавательно-исследовательской деятельности с детьми старшей группы «Волшебные капельки»
Цель: Продолжать формировать у детей представления о различных свойствах воды.
Задачи:
1. Образовательная.
Закрепить знания детей о том где в природе можно встретить воду, лед и
пар. Формировать представление о том,что вода может находиться в различных состояниях (жидком,твердом и газообразном). Активизировать лексический запас по теме, развивать связную речь.
2. Развивающая.
Публикация «Конспект познавательно-исследовательской деятельности с детьми старшей группы „Волшебные капельки“» размещена в разделах
- Вода. Все материалы по теме воды
- Вода. Конспекты занятий
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская деятельность. Конспекты занятий, НОД
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Темочки
Развивать наблюдательность,внимание,логическое мышление умение при-нимать игровую ситуацию и участвовать в ней.
3. Экспериментальная.
Вызывать интерес к поисковой деятельности. Учить проводить исследования, добиваться результатов, размышлять, иметь свое мнение. Обобщать результаты опытов.
Предварительная работа:
1. Беседа «Вода в жизни человека».
2. Наблюдения за водой в группе, на прогулке, наблюдения с родителями.
3. Чтение стихов и сказок о воде.
4. Прослушивание аудиозаписи с шумом воды (море, водопад, ручей, дождь).
Материал:
Иллюстрации с изображением воды (море, река,водопроводная, ручей, льда (сосульки,лед в морозильной камере,лед на реке и т. д,пара (облака, туман,пар над чайником,кубики льда по 2 на каждого ребенка, термос с горячей водой,стекла,источник нагрева, металлические тарелочки,халаты для детей.
Ход:
В группу входит Лунтик.
Лунтик : Здравствуйте, ребята я сегодня решил заглянуть к вам в гости. Посмотрите какие картинки мне подарил Кузя, красивые яркие. Вам нравятся? Но мне не все понятно. Вот например на этой нарисована капелька воды, я с ней знаком. А на других картинках не знаю, что нарисовано. (Показывает изображение льда и пара)
Воспитатель : Лунтик мы очень рады что ты к нам пришел и, конечно же, наши ребята тебе помогут разобраться. Правда ребята?
Дети : Да поможем.
Воспитатель : Давайте рассмотрим первую картинку, что на ней изображено?
Лунтик: Я знаю- это вода.
Воспитатель: Молодец правильно, а где можно ее увидеть?
Лунтик : В ручейке в озере.
Воспитатель : Ребята помогите Лунтику вспомнить,где можно еще увидеть воду.
Дети: В море,в водопроводном кране,на траве в виде росы,во время до-ждя. (дети используют иллюстрации)
Воспитатель: Молодцы ребята, скажите за для чего нам необходима вода?
Дети : Что бы пить,готовить пищу, вода нужна растениям и животным.
Воспитатель: Правильно, послушайте отрывок из стихотворения Н. Рыжовой.
«Вы слыхали о воде?
Говорят она везде.
В луже, в море, в океане
И в водопроводном кране
Без нее нам не умыться
Не наесться, не напиться!
Смею я вам доложить
Без нее нам не прожить!
Лунтик : Ух ты, как красиво сказано.
Воспитатель: А теперь Лунтик рассмотрим следующую картинку.
Лунтик: С удовольствием (показывает изображение льда)
Воспитатель: ребята, что изображено у Лунтика на картинке?
Дети: Это лед.
Лунтик: Ой, как интересно и где же я смогу его увидеть?
Дети: (берут иллюстрации и рассказывают по ним)
Лед можно увидеть зимой на речке или луже,в виде сосулек, он твердый и холодный.
Воспитатель: Ребята, а лед мы можем только зимой увидеть?
Дети: Нет еще можно увидеть его в холодильнике.
Лунтик: Ух ты, я так хочу его увидеть.
Воспитатель: Лунтик мы обязательно его тебе покажем, а сейчас давай рассмотрим следующую картинку.
Лунтик: Да, ребята посмотрите, что это такое загадочное (показывает изображение пара)
Дети: это пар.
Лунтик: А он тоже живет в холодильнике? Я никогда его не видел.
Воспитатель: Нет Лунтик,пар в холодильнике не живет, ты с ним наверняка знаком, но не обращал на него внимания, не замечал его, сейчас дети расскажут о паре.
Дети: Пар образуется при кипении воды, он легкий поэтому поднимается в верх, бывает в виде облаков и тумана. (показывают соответствующие изоб-ражения)
Лунтик: Спасибо, ребята, вы так много мне интересного рассказали.
Но я никак не могу понять, почему эти картинки изображены рядом, ведь эти вещества такие разные?
Воспитатель: Я хочу вам открыть один секрет. Лед и пар это тоже вода, но в другом состоянии.
Лунтик: Нет, я не верю, дети мне сейчас все рассказали, что лед твердый и холодный,а пар легкий и может быть облачком. Они на воду совсем не похожи.
Воспитатель: Вы хотите попасть в настоящую научную лабораторию и проверить права я или нет?
Дети и Лунтик : Да, очень хотим!
Воспитатель: Предлагаю всем превратиться в ученых,но для этого нужно сказать волшебные слова, повторяйте за мной.
«Сила знаний проявись, дверь в науку отварись».
(дети и Лунтик одевают белые халаты и проходят в лабораторию)
На столе перед каждым ребенком блюдце с двумя кусочками льда,также горящие спиртовки на которых металлические тарелочки.
Воспитатель : как думают наши ученые, как можно превратить лед в воду?
Ответы детей.
Воспитатель предлагает всем положить по одному кусочку льда на горячие тарелочки и понаблюдать,что произойдет
Дети: Лед тает и превращается в воду.
Лунтик: Ой какое чудо,а почему так происходит?
Дети: Потому,что тарелка горячая, а лед боится тепла.
Воспитатель: А теперь предлагаю взять кусочек льда и зажать его в ладошке, а кулачок подержать над блюдцем. Что происходит?
Дети: Из ладошки капает вода.
Лунтик: Я тоже умею такой фокус показывать.
Воспитатель: Лунтик это не фокус, научное исследование,ребята скажите почему зажатый в руке кусочек льда превращается в воду?
Дети+ : Рука человека теплая, поэтому лед тает.
Воспитатель : Ребята,а где лед быстрее растаял?
Дети: Над горелкой.
Воспитатель : Почему, как вы думаете?
Дети: Потому, что тарелка очень горячая, она стоит над огнем,а тело человека не такое горячее.
Лунтик: Мне с вами, ребята, так интересно,я скорее хочу познакомиться с паром.
Воспитатель открывает термос.
Лунтик: Ой, как настоящее облачко.
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, как пар можно превратить в воду?
Версии детей.
Воспитатель: Пар может превратиться в воду, если столкнется с холодным воздухом или предметом. Давайте накроем термос холодным стеклом, и понаблюдаем, что произойдет? Но пока происходит превращение, предлагаю вам поиграть в игру «Молекулы и атомы».
Дети играют вместе с Лунтиком и возвращаются в лабораторию.
Воспитатель: Давайте посмотрим что произошло с паром?
Дети: на стекле появились капельки воды, пар превратился в воду.
Воспитатель: Какой вывод мы с вами можем сделать?
Дети: Пар это тоже вода,
Воспитатель: Правильно, пар тоже вода, но в газообразном состоянии.
Рефлексия :
Лунтик : Ой ребята, я так много интересного узнал, но как то все в голове перепуталось, вы не могли бы мне еще раз напомнить как изо льда и пара получается вода?
Дети : подводят итоги исследований.
Воспитатель : Лунтик тебе понравилось быть ученым?
Лунтик : Да, конечно. Теперь я смогу своим друзьям много нового рассказать.
Воспитатель : Ребята, а что вам больше понравилось?
Что было самое интересное?
Дети : (делятся впечатлениями)
А теперь нам пора возвращаться в детский сад.
(дети снимают халаты и становятся рядом с воспитателем)
Воспитатель: Давайте скажем волшебные слова : «Раз, два три, четыре, пять стали мы детьми опять»
Лунтик: Спасибо ребята, теперь я понял, что лед и пар это тоже вода, побегу расскажу друзьям об этих удивительных исследованиях, до свидания, до новых встреч.