Артемьева Татьяна
Конспект познавательно-исследовательской деятельности для детей старшего дошкольного возраста «Ветер-невидимка»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: закрепить знания детей о таком природном явлении, как ветер, о его особенностях и значении для человека и окружающего мира.
Задачи:
- продолжать формировать у детей познавательный интерес к природе, знания о ветре, о его особенностях и значении для человека и окружающего мира;
- формировать умения делать выводы и обобщения, устанавливать связи между предметами и явлениями в процессе экспериментальной работы, в дидактических играх;
Публикация «Конспект познавательно-исследовательской деятельности для детей старшего дошкольного возраста „Ветер-невидимка“» размещена в разделах
- Ветер. Изучаем свойства ветра
- Воздух. Свойства воздуха
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская деятельность. Конспекты занятий, НОД
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Темочки
- пополнять словарный запас детей такими словами, как «обжигающий», «свирепый», «пронизывающий», побуждать в активном использовании характеристики ветра;
- определять характер ветра через прослушивания музыкальных произведений;
- учить пользоваться при рисовании нетрадиционными приемами, оправданными изобразительными задачами.
Оборудование и материалы: аудиоаппаратура, записи музыки ветра, два «портрета» ветра, набор карточек для дидактической игры «Добрый и злой ветер»; веера для детей; изображение вентилятора; фен; таз с водой, кораблик с парусом; оборудование для проведения опытов на каждого ребенка: фартуки, нарукавники, бумага формат А 4, коктейльные трубочки для рисования воздухом, гуашевые краски, стаканчики-непроливайки, клеенка.
Предварительная работа: беседы о явлениях природы, рассматривание иллюстраций на тему «Природные явления», заучивания стихотворения А. С. Пушкина «Ветер по морю гуляет…», наблюдение на улице за ветром, изготовление из цветной бумаги вееров.
Ход занятия:
1. Организационный момент.
Дети входят в группу и садятся на стульчики.
Воспитатель: Дети, отгадайте загадку.
Он бескрылый, а летает,
Безголосый, а свистит,
Хоть безрукий, но, бывает,
Груши с веток обрывает-
Так порою он сердит.
Только что он был везде,
Миг - и нет его нигде!
Дети: Это ветер.
2. Создание проблемной ситуации. Ситуативная беседа.
Воспитатель: Почему ветер называют невидимкой?
Дети: Ветер нельзя увидеть глазами. Его можно только почувствовать.
Воспитатель: Какой бывает ветер?
Дети: Ветер бывает сильный, слабый, злой, колючий, нежный, освежающий, северный, теплый, холодный, обжигающий, свирепый, пронизывающий, …
Воспитатель: Как можно узнать, дует ли на улице ветер?
Дети: Нужно посмотреть в окно: если ветки деревьев качаются, листочки шевелятся, значит, ветер есть.
Воспитатель: Дети, подойдем с вами к окну и посмотрим, есть ли сегодня на улице ветер.
Дети описывают свои наблюдения и делают вывод ветряная ли сегодня погода.
3. Проведение опытов-экспериментов.
Воспитатель: А что умеет делать ветер?
Дети: Гудеть, свистеть, освежать, дуть, кружить листья, качать деревья, поднимать волны на воде.
Воспитатель: Много разных дел умеет делать ветер и хороших и плохих. Вообще-то, увидеть сам ветер невозможно. Но в некоторые времена жил на свете художник, у которого были волшебные очки. В этих очках он мог рассмотреть любую невидимку. Однажды художник решил нарисовать ветер. И вот, что у него получилось. (Показ «портрета» двух ветров). Как вы думаете, на каком портрете нарисован ветер, делающий хорошие дела, а на каком плохие?
Дети определяют, объясняют почему.
Дидактическая игра: «Добрый и злойветер».
Воспитатель: Дети, у меня есть картинки с изображением ветра. Вам нужно выбрать картинки с делами доброго ветра и злого. (Дети объясняют свой выбор).
У меня есть волшебная палочка - превращалочка. Она может превратить вас в кого угодно. Встаньте свободно.
Чики-чики-чикалочка
Игра - превращалочка.
Вокруг себя обернитесь
И в деревья превратитесь!
Воспитатель вместе с детьми:
Наши ноги - это корни,
Наше туловище-ствол,
Наши руки - это ветви,
Наши пальцы - это листья.
Динамическая пауза: Имитационная игра «Дерево».
Воспитатель: подул легкий ветерок - зашелестели листочки на деревьях. (Дети шевелят пальцами).
Усилился ветер - затрепетали, закачались веточки. (Дети шевелят кистями рук).
Совсем испортилась погода, сильный ветер раскачивает ветви деревьев, гнет их стволы, клонит к земле кроны. (Дети раскачивают руками, наклоняются из стороны в сторону).
Но вот утих ветер, выглянуло солнышко. Отдыхают деревья от бури.
Воспитатель (взмахивая палочкой) : Пусть деревья станут ребятами.
Дети, знаете ли вы, что такое ветер?
Дети: Это движение воздуха.
Воспитатель: Мы с вами говорили о настоящем ветре, который существует в природе. Можно ли создать искусственный ветер?
Ответы детей.
Воспитатель: Для этого нужно заставить воздух двигаться - помахать рукой, подуть друг на друга, помахать веером, включить вентилятор.
Легкий ветерок освежает нашу кожу. Попробуйте создать легкий ветерок, чтобы освежить себя. (Детям раздаются веера). Пусть ваша кожа ощутит приятное дуновение. В некоторые времена богатые дамы никогда не выходили из дома, не захватив с собой веера. На балах, в театрах они обязательно обмахивались веерами. Сегодня мы можем увидеть веера в кино, в театре. А какой электроприбор в наше время смог заменить веер?
Дети: Вентилятор.
Воспитатель показывает картинку вентилятора.
Воспитатель: Посмотрите, фен тоже создает движение воздуха. Чувствуете, ветерок от него исходит. Как используют фен в быту?
Ответы детей.
Физкультурная минутка.
Ветер дует нам в лицо, (взмахи руками перед лицом)
Закачалось деревцо. (наклоны туловища слева направо)
Ветерок все тише, тише, (руки медленно опустить вниз)
Деревце всё выше, выше. (руки поднять вверх, подняться на носках)
Воспитатель: А теперь отправимся к нашему маленькому морю.
Дети подходят столу, на котором установлен таз с водой.
Воспитатель: Какое сейчас море?
Дети: Спокойное.
Воспитатель: Почему вы так решили?
Дети: На море нет волн, вода не движется.
Воспитатель: Можно ли сделать так, чтобы на море появились маленькие волны?
Дети: Надо подуть на воду.
Дети дуют на воду, образуются маленькие волны.
Воспитатель: Ветер заставляет воду двигаться, гонит волны.
Воспитатель: Дети, посмотрите, у меня есть маленький кораблик. Давайте опустим его в воду. Наш кораблик не плывет. Почему, как вы думаете?
Дети: Потому что нет ветра.
Воспитатель: Давайте подуем на кораблик.
Дети дуют, и кораблик начинает двигаться.
Воспитатель: Парус - это ловушка для ветра. Ветер надувает парус, и кораблик начинает двигаться. Паруса человек придумал давным-давно. Вспомним стихотворение А. С. Пушкина про кораблик.
Ветер по морю гуляет
И кораблик подгоняет,
Он бежит себе в волнах
На раздутых парусах…
Но ветер не только друг морехода. Что может случиться с корабликом, если подует сильный ветер и на море начнется шторм?
Дети: Ветер может перевернуть кораблик. Корабль может утонуть. Ветер может погнать корабль к скалам, посадить на мель.
Воспитатель: Да, это так. На парусных кораблях плавали отважные люди, которые решались рисковать своей жизнью. А сейчас по океану ходят надежные корабли, которые движутся не за счет ветра и паруса, а с помощью мотора.
Внезапно слышится шум ветра.
Воспитатель: Дети, что это? Видно, ветер услышал, что мы о нем беседуем, и решил вмешаться в разговор. Прислушайтесь. Какой характер у этого ветра? Он сильный или слабый? Представьте при таком ветре, какая может быть погода?
Ответы детей.
Воспитатель: Если бы вам можно было на какое-то время превратиться в ветер, каким ветром вы бы стали?
Ответы детей.
Воспитатель: Представьте, что у вас, как у Художника из сказки, появились волшебные очки, и вы можете рассмотреть невидимое.
Сейчас мы с вами попробуем при помощи воздуха, красок и трубочки рисовать. Дети техника рисования воздухом называется кляксография.
Воздух очень много может!
Он нам рисовать поможет!
В трубочки подуем -
Капельки раздуем!
На лист бумаги наносим несколько капель жидкой краски (гуашь) и берём трубочки для коктейля. Нижний конец трубочки направляем в центр кляксы, а затем с усилием дуем в трубочку и раздуваем кляксу от центра в разные стороны. Посмотрите, как у кляксы разбегаются в разные стороны «ножки». Дети, на что это похоже? Вам нравится? Когда листочки высохнут, вы дорисуете недостающие детали, и мы устроим выставку ваших рисунков!
Воспитатель показывает технику кляксографии.
Дети рисуют, выдувая краску из трубочки. Затем представляют своих персонажей, рассказывают об их характерах.
4. Итог.
Воспитатель: Дети, о чем мы сегодня с вами говорили на занятии?
Почему ветер называют невидимкой?
Какой бывает ветер? (обжигающий, свирепый, пронизывающий и т. д.)
Какой опыт мы с вами проводили?
В какую игру играли?
Как называется техника рисования воздухом?
Что вам больше всего понравилось на занятии?
Дети, вы молодцы! Теперь вы сможете рассказать много интересного о ветре своим родителям и друзьям.