Артемьева Татьяна
Конспект познавательно-исследовательской деятельности для детей старшего дошкольного возраста «Что такое горы?»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: познакомить детей с причиной образования гор: движением земной коры, вулканическим происхождением гор.
Задачи:
- продолжать расширять и уточнять представление детей о предметном мире;
- развивать экологическое мышление и творческое воображение в процессе опытнической и исследовательской деятельности;
- формировать эстетическое отношение к предметам и явлениям окружающего мира;
- развивать мыслительную активность, коммуникативные навыки, эмоциональную отзывчивость, толерантность в ходе исследовательской деятельности;
Публикация «Конспект познавательно-исследовательской деятельности для детей старшего дошкольного возраста „Что такое горы?“» размещена в разделах
- Горы. Конспекты, проекты, поделки на тему гор
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская деятельность. Конспекты занятий, НОД
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Темочки
- закрепить умение выявлять свойства материалов;
- знакомить дошкольников с природным окружением, формировать интерес к явлениям природы.
Оборудование: физическая карта России, иллюстрации о горах, оборудование для проведения опытов на каждого ребенка: фартуки, нарукавники, ткань.
Предварительная работа: беседа с детьми о горах, рассматривание иллюстраций, больших картин с горными ландшафтами, рассматривание глобуса, карты мира и нахождение высочайших гор нашей планеты и нашего государства, чтение сказки П. П. Бажова «Каменный цветок».
Ход занятия:
1. Организационный момент.
Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Я рада видеть всех здоровыми, весёлыми!
Собрались все дети в круг.
Я — твой друг и ты — мой друг.
Крепко за руки возьмёмся,
И друг другу улыбнёмся.
Ребята, давайте улыбнемся друг другу! И пусть хорошее настроение не покидает нас целый день.
2. Создание проблемной ситуации. Ситуативная беседа.
Воспитатель: Ребята, мы с вами живем на удивительной планете, которая называется.
Дети: Земля.
Воспитатель: Верно.
Воспитатель: Отгадайте загадку:
«Я ходил по разным странам,
Плыл по рекам, океанам,
По пустыне шёл отважно –
На одном листе бумажном». (географическая карта).
Дети: Карта.
Воспитатель: Дети, что изображено на карте?
Дети: Наша Земля.
Воспитатель: Правильно. Давайте вспомним, что изображено, синим цветом?
Дети: Моря, океаны, реки.
Воспитатель: А зеленым, желтым, коричневым.
Дети: Суша, пустыни, горы.
Воспитатель: Ребята, а что же такое горы?
Дети: Это высокие холмы.
Воспитатель: А из чего состоят горы?
Дети: Из камней.
Воспитатель: Все вы зимой катаетесь с ледяной горки. А можно ли ледяную горку назвать горой?
Дети: Нет.
Воспитатель: Почему?
Дети: Потому что горы состоят из камней, а ледяная горка — только изо льда.
Воспитатель: Правильно.
3. Проведение опытов-экспериментов.
Опыт 1.
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, что будет, если положить камень в воду?
Дети: Он утонет.
Воспитатель: Ребята, у меня есть необычный камень. Возьмите лупы и рассмотрите его внимательно. Что есть у этого камня?
Дети: Дырки.
Воспитатель: Этот камень называется пемза.
Воспитатель: Может ли камень плавать? Возьмите в одну руку морской камень, а в другую пемзу. Одинаковы ли камни по весу?
Дети: Нет. Один – легкий, другой - тяжелый.
Воспитатель: Что произойдет с каждым из них, если их опустить в воду? Давайте проверим: опустите морской камень и пемзу в воду. Что произошло?
Дети: Пемза не утонула, гранит утонул.
Воспитатель: Как вы думаете почему?
Дети: Потому что пемза легкая.
Воспитатель: В ней много дырочек. А в дырочках есть воздух и пузырьки с воздухом не давали ей утонуть. В пемзе много дырочек, в которых скапливается воздух, поэтому она легкая и не тонет.
Вывод: морские камни тяжелые и тонут, а пемза легкая и не тонет.
Воспитатель: Пемза - это камень вулканического происхождения и мы с вами скоро узнаем, как появляется пемза.
Воспитатель: Горы бывают очень высокими. Назовите самую высочайшую гору мира.
Дети: Эверест.
Воспитатель: Молодцы! Вы уже знаете, что горы имеют свое строение. Как называется верхушка горы?
Дети: Вершина.
Воспитатель: А еще у горы есть бок, который называется …
Дети: Склон.
Воспитатель: Ребята, горы образуются в результате движения земной коры. Земная кора никогда не бывает в покое: то вздрагивает, растрескивается, то опускается, то собирается складками.
В результате образуются острова, горы. Возьмите ткань и представьте, что это — земная кора. Теперь приведите в движение «земную кору».
Дети выполняют движения под платком.
Воспитатель: Вы видите, как наша «земля» морщится, горбится, и начинают расти «горы», а между ними образуются глубокие «ущелья», а вот когда одна плита находит на другую, на них что получилось?
Дети: Горы.
Воспитатель: Примерно так происходит и в природе.
4. Итог.
Воспитатель: Ребята, вот и закончилось наше сегодняшнее знакомство с горами. Ребята, что нового вы сегодня узнали? Что больше всего вас удивило? А что вам особенно запомнилось? Спасибо всем за работу. Вы у меня очень способные и замечательные.