Марина Афанасьева
Конспект занятия по познавательно-игровой деятельности «Архитектура нашего города» для детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект по познавательно – игровой деятельности
Тема: «Архитектура нашего города»
Группа: старший дошкольный возраст (5-6 лет)
Цель: формировать знания детей об архитектуре как виде искусства, её видах, функциях.
Задачи
Образовательные:
- познакомить детей с понятиями «архитектор», «архитектура»;
- закрепить знания о материалах, из которых строят дома;
Публикация «Конспект занятия по познавательно-игровой деятельности „Архитектура нашего города“ для детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2018
- закреплять умение образовывать прилагательные от существительных.
Развивающие:
- развивать познавательные процессы и логические операции (сравнение, анализ, синтез, обобщение);
- развивать эстетические способности (чувство формы, цвета, пропорций, творчества и фантазию).
Воспитательные:
- воспитывать эстетический вкус, интерес к его архитектуре;
- воспитывать уважение к труду архитекторов, строителей, к национальному достоянию своей страны.
Демонстрационный материал: фотографии различных архитектурных произведений, в том числе и произведений родного города; картинки с изображением пещеры, бревенчатого дома, кирпичного одноэтажного и многоэтажного домов, готовые образцы панельных домов; таблички с названиями станций для путешествия: «Мир Архитектуры», «Архитектурная мастерская», «Мы – строители».
Раздаточный материал: схемы-модели архитектурных сооружений, наборы конструктора «Архитектор» для каждой подгруппы детей, призы – «медали» для каждого ребёнка.
Предварительная работа: рассматривание картин, с изображением жилищ в их историческом развитии, рассматривание фотографий произведений архитектурного искусства, экскурсии по городу, рассматривание зданий, находящихся вблизи детского сада и самого дошкольного учреждения. Просмотр мультфильмов «Три поросёнка», «Теремок», чтение и обсуждение стихотворений В. В. Маяковского «Кем быть?», Дж. Родарри «Чем пахнут ремёсла». Рисование на темы «Улица нашего города», «Дома на нашей улице», аппликация и ручной труд «Какие бывают дома?»
Ход занятия.
1. Организационный этап Психологический настрой
(создать благоприятную эмоциональную атмосферу и условия для активной познавательно – игровой деятельности детей).
Деятельность и речь педагога
Воспитатель при помощи колокольчика привлекает внимание детей, задает положительный эмоциональный настрой.
Собирайся детвора,
Заниматься нам пора.
Будем мы сейчас играть,
Мир вокруг познавать.
- Ребята, приглашаю вас отправиться в удивительное путешествие в мир Искусства.
Какие виды искусства вы уже знаете?
Мы будем знакомиться с различными сооружениями, которые используют люди в своей жизнедеятельности. Путешествовать мы будем по станциям. (На доске расположены таблички с названиями станций, прикрытые бумагой. Названия станций открываются по ходу занятия).
Вы готовы к путешествию?
Планируемый результат
Легко переключаются с одной деятельности на другую.
2. Основной этап
Деятельность и речь воспитателя
Как называется наш город?
В нашем городе есть много красивых зданий. Они все разные по своему назначению, привлекательности и особенностям.
Обращает внимание детей на выставку фотографий с изображением различных сооружений.
К какому виду искусства относится то, что запечатлено на фотографиях?
Наша 1 станция так и называется «Мир Архитектуры»
Открывает название первой станции.
А вы знаете, что такое архитектура?
Архитектура - искусство проектировать и создавать сооружения для жизни и деятельности людей, это все окружающие нас постройки. Какие постройки вы видели в нашем городе?
Можно ли принести в детский сад произведение архитектуры?
Почему нет?
Что общего между всеми архитектурными сооружениями?
Какие элементы архитектуры есть у всех построек?
Подумайте, если здание построено из кирпича, мы говорим о нём оно …
из камня –,
из стекла –,
из дерева –,
из блоков – ….
Ребята, вы видели в нашем городе дома, построенные из блоков? Блочным можно назвать наш детский сад.
- Все здания разные. У каждого свое назначение. Как вы думаете, какие здания для чего нужны?
Вот, и вы, когда станете совсем взрослыми, то освоите разные профессии. Кто-то из вас станет врачом, кто-то космонавтом, строителем, а кто-то из вас станет архитектором.
А вы знаете кто такой архитектор?
Наука и искусство проектировать, составлять план здания, называется архитектурой, а человек, который занимается архитектурой – архитектор. То есть архитектор – это тот человек, который придумывает, каким должно быть здание. Составляет проект, чертит план здания на бумаге, а потом уже строители по этому плану строят здание.
А сейчас мы отправляемся на станцию «Архитектурная мастерская».
- Ребята, сегодня вы все попробуете освоить профессию архитектора. Кем вы сегодня будите работать?
Сегодня вы все – архитекторы.
Открытие архитектурной мастерской: воспитатель перерезает красную ленточку.
Обратите внимание на фотографии, которые украшают вашу мастерскую. Это архитектурные произведения, которые были созданы в разные времена, в разных странах, городах, разными архитекторами. Посмотрите, какие они все необычные, отличающиеся друг от друга. Архитектор, он как художник, всегда стремится создать что-то красивое, что останется потом на века.
В нашем городе, помимо обычных построек, есть настоящие архитектурные произведения.
А сейчас, давайте поиграем в игру настоящих архитекторов.
Описание игры: детям предлагаются картинки с изображением различных жилищ: пещера, шалаш, бревенчатый дом, кирпичный одноэтажный дом, многоэтажный дом. Необходимо расставить их в таком порядке, в котором они постепенно совершенствовались.
Архитектор я известный
Нарисую дом чудесный
Очень прочный и большой
И красивый и цветной.
Будут в доме магазины
Продаваться лимузины
Детский сад «Андрейка»
И вокруг скамейки.
- Ребята, проект готов, где же найти строителей, которые смогут по нему построить дом?
Ребята, сможем мы построить дом по этому проекту?
Вот мы с вами добрались до 3 станции, которая называется «Мы – строители». Вы будете строить архитектурные сооружения по чертежам, которые нарисовал архитектор. А кто строит дома?
Читает отрывок из стихотворения В. Маяковского «Кем быть?»
- Я бы строить дом пошёл, пусть меня научат.
Я сначала начерчу дом такой, какой хочу.
Самое главное, чтобы было нарисовано
Здание славное, живое словно.
Это будет перёд, называется фасад.
Это каждый разберёт –
Это ванна, это сад.
План готов, и вокруг
Сто работ на сотни рук.
На крыше выложили жесть.
И дом готов, и крыша есть.
Хороший дом, большущий дом
На все четыре стороны,
И заживут ребята в нём
Удобно и просторно.
Обращается к детям каждой подгруппы: Какое здание вы построили?
Для чего оно предназначено?
Какой персонаж из сказки мог бы жить в этом доме?
Какие архитектурные особенности отличают его от других сооружений? Молодцы! Вы правильно выполнили постройки, работали дружно, слаженно, поэтому сооружения у вас получились прочными, надёжными и привлекательными.
Планируемый результат
Закрепляют знания по теме
Получают элементарное представление об искусстве - архитектура
Учатся отвечать на простые вопросы
Учатся образовывать прилагательные от существительных
Получают элементарное представление о профессии архитектор
Учатся рассуждать, взаимодействовать с товарищами
Умеют выполнять движения в соответствии с текстом
Учатся взаимодействовать в подгруппах.
Учатся договариваться о последовательности работы.
Учатся отвечать на простые вопросы
3. Заключительный этап Итог (рефлексия)
(- закрепить знания детей, которые они получили в ходе образовательной деятельности)
Сюрпризный момент
Деятельность воспитателя
Вот и завершилось наше путешествие.
Где мы сегодня с вами побывали?
О чем новом узнали?
Что было самым интересным?
Что было самым трудным?
Мы с вами рассмотрели разные архитектурные сооружения, познакомились с их особенностями, вспомнили о достопримечательностях своего города, сами были строителями, узнали много интересного и полезного.
На мой взгляд, сегодня из вас получились отличные архитекторы.
Вручение детям медалей «Знаток Архитектуры», подарка для всех детей группы – набор конструктора.
Планируемый результат
Учатся рефлексировать свою деятельность на занятии.
Учатся делать умозаключения и выражать их в речи
После путешествия можно предложить детям:
- построить город из разных видов конструктора;
- «составить улицы» города из самых красивых зданий (на ковролине, фланелеграфе, используя репродукции и фотографии;
- придумать и нарисовать здание для выбранного социального персонажа (величественный дворец, сказочные хоромы, уютный домик, нарисовать проект какого-то сооружения и построить его из конструктора.