Елена Абросимова
Конспект подгруппового занятия «Звук [З]»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема:Звук З.
Цель: формирование фонетико- фонематического восприятия звука З.
Ход занятия:
1. Организационный момент.
Сядет тот, кто назовет любой слог.
2. Введение в тему.
- Ребята, сейчас я загадаю вам загадку.
«Не лает, не кусает, а в дом не пускает».
Что это?
- Замок.
- Выдели первый звук в слове.
- З-замок.
- Кто догадался, какой звук мы будем сегодня учить?
- Звук З.
- Сегодня мы будем учиться слышать и правильно говорить звук З.
3. Изучение нового.
Публикация «Конспект подгруппового занятия „Звук [З]“» размещена в разделах
- Буква З и звуки [З], [З’]. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Темочки
А) Постановка звука З.
- Взяли зеркала. Когда мы говорим звук З, то кончик языка у нас упирается в нижние зубы, губы улыбаются. Попробуем сказать вместе- З-З-З.
4.
- Когда мы говорим звук З, то у нас дрожит горлышко. Поставьте руку к горлышку, скажите З-З-З, а теперь С-С-С. Чем отличаются эти звуки?.
- З- дрожит горлышко, С- не дрожит горлышко.
- Попробуй ты скажи, ты скажи и т. д.
- А теперь повтори за мной слоги:
ЗА-ЗА- ЗА
ЗЫ- ЗЫ- ЗЫ
- Скажет тот, кому я на стол поставлю игрушку.
ЗА- ЗА- ЗА, АЗНА, АЗМА и т. д.
Б) Упражнение в слуховом восприятии звука З.
На доске картинки: зайка, коза.
- Давайте послушаем, где прячется звук З в слове ЗАЙКА?
- В начале слова.
- А в слове КОЗА?
- В середине слова.
На доске карточки.
- В правую колонку будем ставить те картинки, на которых слова со звуком З в начале слова, в левую- в середине слова.
Слова: змея, телевизор, звонок, зал, вокзал, зарядка, коза, ваза, мимоза.
Дети выходят по одному и ставят картинку в левую или в правую колонку, проговаривая при этом слово с выделением звука З.
На доске картинка «Роза».
- Ребята, «Роза»- это слово, оно состоит из частей. Давайте посчитаем части этого слова
- Ро- за (Дети отхлопывают).
- Сколько частей?
- Две.
- Что мы сейчас делали?
- Делили слово на слоги.
- Что такое слог?
- Слог – это часть слова.
-Давайте посчитаем, сколько слогов в слове ЗАЛ?
- Один. (Дети отхлопывают).
- Ми- мо- за.
- Три. (Отхлопывают).
- Зво- нок.
- Два. (Отхлопывают).
- Ребята, слово мы будем обозначать длинной зеленой полоской, а слоги- маленькими желтыми полосочками.
На фланелеграфе схема слова «ми- мо- за». Сколько слогов?
- Три.
- Сколько надо желтых полосок?
- Три.
Аналогично разбираются слова: «змея», «коза», береза».
- Отложили полоски на край стола.
На доске картинка, изображающая один предмет.
- Что это?
- Это ваза.
- На столе стоит ваза, а если мы скажем: На столе стоят… Что?
- Вазы. (выставляется картинка).
Аналогично: коза- козы, роза- розы, мимоза- мимозы.
5. Физминутка.
Мы расправили все спину
И свели лопатки,
Мы походим на носках,
А потом на пятках.
6. На доске картинки: ваза, мимоза.
- Составьте с этими словами предложения.
- Мимоза стоит в вазе. Мама купила мимозу и поставила ее в вазу. Папа подарил маме мимозу и вазу.
- Сегодня на занятии мы учились слышать и произносить звук З.
Анализ занятия.
Тема, цель и содержание данного занятия соответствуют перспективному плану работы. Наблюдается единство коррекционных, образовательных и воспитательных задач. Логопед подготовила дошкольников к предстоящей работе, на доступном для детей языке рассказала о цели занятия и привлекла их внимание с помощью интересного упражнения. На занятии использовалась наглядность. Были соблюдены все этапы проведения занятия. Логопед умело сочетает различные приемы, которые представляют собой занимательные для детей упражнения и в то же время имеют коррекционно-речевую ценность для педагога. На занятии присутствовало сочетание индивидуальной и подгрупповой форм работы. Логопед легко устанавливает контакт с ребятами и поддерживает интерес к занятию на всем его протяжении. Речь логопеда характеризуется доступностью, эмоциональностью, выразительностью. В ходе работы педагог постоянно контролирует речь детей, дает им образец для подражания, учит правильно строить предложение при ответе. При выявлении ошибок и трудностей оказывает необходимую помощь. План занятия выполнен, цели занятия достигнуты, дети усвоили материал занятия.
Конспект подгруппового логопедического занятия в подготовительной группе.
Тема: Звук З.
Цель:закрепление правильного произношения звука З. Звуковой анализ и синтез прямого слога. Согласование прилагательных с существительными.
Ход занятия:
1. Организационный этап.
Дети стоят вокруг логопеда.
- Ребята, сегодня мы пойдем в зоопарк. Позвоним туда, скажем, что мы выезжаем.
Логопед звонит по телефону и имитирует диалог.
В конце диалога логопед огорчается и заканчивает разговор словами: «Конечно, мы постараемся помочь».
- Ребята, в зоопарке случилась беда. Все звери сбежали. Нас попросили помочь. Только наш зоопарк необычный, потому что он находится у нас в группе. Давайте подойдем к столам – клеткам. Все звери оставили нам письма.
Логопед достает из конверта листок с загадкой.
- А в письмах загадки, если вы их разгадаете, они вернутся.
Загадки:
Это что за зверь лесной
Встал, как столбик под сосной?
И стоит среди травы,
Уши больше головы? (зайка).
Пестрой лентой притворяясь,
В зелени травы скользя,
Извиваясь, изгибаясь
По земле ползет… (змея)
Он в заповеднике пасется,
Как вихрь по прерии несется.
Могуч, отважен, грозен он,
Зовется этот зверь… (бизон)
Рогатая, а не олень.
Дает молоко, а не корова. (коза).
По ходу отгадывания загадок логопед выставляет на стол игрушки зверей.
- Все наши звери вернулись в зоопарк. Кто живет в нашем зоопарке? (зайка, коза, бизон, змея).
Интонационно логопед выделяет в словах звук З.
- Ребята, а кто из вас самый внимательный? Какой звук повторяется чаще всего во всех этих словах? Звук З пришел сегодня к нам на занятие.
2. Основная часть. Знакомство со звуком З.
1).- Ребята, в нашем зоопарке есть сказочная поляна. Хотите там побывать?
(Включается тихая музыка «Лесной ручей и шумы леса», а логопед вместе с детьми садится на ковер).
- Вот мы и пришли. Садитесь на полянку и закройте глаза. Слышите, как поют птицы? Но здесь живут не только птицы, но и еще кто- то. Послушайте: З- З- З. Кто это звенит?. (комарик).
Логопед держит в руках картинку с изображением комара.
- Посмотрите, я поймала этого озорника и сейчас тот, к кому он сядет на плечо, позвенит соседу на ушко. Как нужно звенеть?
Логопед подходит к каждому ребенку и тот, соблюдая правильную артикуляцию, длительно произносит звук З.
2)- Молодцы, хорошо помогали комарику. А теперь давайте вспомним, какие гласные звуки мы поем? И сейчас мы поиграем в игру, которая называется «Живые звуки». Для этой игры нужно четверо ребят. Ко мне подойдут те дети, чье имя я произнесу, показывая зеленый сигнал светофора.
Логопед вызывает 4 детей. Им раздаются линейки с изображением символов гласных звуков :
- Ребята, теперь вы не просто дети, а дети- символы. Оля, какой звук изображает этот символ?
Логопед напоминает всем оставшимся детям графическое изображение гласных.
- А Сережа будет новым звуком. Каким?
Далее логопед называет гласные звуки, а звук З сам становится перед гласными.
- Ребята, звук З встал около какого гласного? Что получится, если их соединить? Сколько звуков в слоге? Какой первый? Какой второй?
Образуются слоги: ЗА, ЗО,ЗУ,ЗЫ.
3) – Отгадайте загадку:
От дождя спасает, а сам намокает.
Хотя намокает, но не промокает. (Зонт)
- А у меня есть для вас волшебный зонт. Каждый из вас, если я дотронусь до него зонтом, назовет слог с нашим новым звуком и гласным, который я произнесу. (ЗА, ЗО, ЗУ).
4) – Теперь давайте вспомним потешки со звуком З.
Потешки:
За- за- за, за- за- за- здесь стоит коза.
Зы- зы- зы, зы- зы-зы- мало сена у козы.
Зу- зу- зу, зу- зу- зу- отвязали мы козу.
Логопед повторяет потешки вмксте с детьми, затем потешку проговаривает тот ребенок, до которого логопед дотронется зонтом. Интонационно выделяется звук З.
(Пока логопед проговаривает вместе с детьми потешки, воспитатель раскладывает по группе 6 конвертов).
5) – А теперь подойдите все ко мне. Сейчас мы поиграем в игру «Найди конверт». Каждый конверт лежит в условном месте, и я подскажу где. Взяв конверт, вы садитесь на свое место, но конверт не открываете. Миша, твой конверт лежит между столом и стулом. Паша, твой- на столе. Катя, возьми конверт, который лежит под столом. Витя, твой конверт лежит около стула. Дима, твой- под стулом. Оля, твой конверт- на стуле.
Игра «Четвертый лишний».
Открыв свои конверты, дети должны отложить ту картинку, которая не подходит к остальным:
1 конверт: мяч, машина, кукла, коза.
2 конверт: слон, медведь, белка, зонт.
3 конверт: кофта, шарф, варежки, змея.
4 конверт: картошка, капуста, морковь, звезда.
5 конверт: кошка, собака, корова, ваза.
6 конверт: лопата, лейка, ведро, мозаика.
Дети откладывают неподходящую к остальным картинку. Наборы состоят из таких картинок, что лишней оказывается картинка со словом, в состав которого входит звук З.
- Назовите лишнюю картинку. Паша, поставь свою картинку на доску.
Дети выставляют свои лишние картинки, предварительно называя их.
У последнего ребенка спрашивают, какой звук повторяется во всех этих словах, предварительно ребенок перечисляет все предметы, изображенные на картинках.
6) Физминутка «Зайчики».
(Воспитатель ставит веселую музыку, и под нее дети вместе с логопедом выполняют ритмичные движения).
Поднимайте плечики, прыгайте как зайчики.
Прыг- скок, прыг- скок, на травку присядем.
Тишину послушаем, морковку покушаем.
Тише, тише, прыгай высоко, на носках легко!
7) Логопед вместе с детьми подходит к фланелеграфу, на котором прикреплены клетки. В специальное отверстие логопед вставляет картинку с изображением козы, а затем меняет ее на картинку с изображением коз.
- Ребята, все звери вернулись к себе домой в клетки. Вот в этой клетке живет коза. А в клетках… (козы).
Логопед заменяет поочередно животных, а дети отвечают на вопросы, кто где живет.
8) – К нам в гости хотели прийти три куклы: Катя, Маша и Зоя. Как вы думаете, какая кукла к нам придет? Ее имя начинается на звук З.
Логопед ставит на стол куклу Зою.
- Наша Зоя любит все озорное, забавное. Даже про ее гостей можно сказать, что они забавные. Посмотрите, кто пришел в гости к Зое? (Зайка). У Зои зайка какой? (Забавный)
Логопед выставляет на стол бизона, козу и задает аналогичные вопросы.
9) – Ребята, у куклы Зои недавно был день рождения. И друзья подарили ей… А вот что ей подарили, вы сейчас сами поймете.
История Зои.
Зое подарили…
Логопед показывает детям зонт и ставит около куклы.
На улицу Зоя пошла без…
Пошел дождь и Зоя вернулась домой за своим…
От дождя Зоя укрылась под…
Красивую ленточку Зоя привязала к…
- Вот такая история про Зою.
3. Итог занятия.
- Ребята, какой звук был сегодня у нас в гостях? Вы узнали много слов с этим звуком. А сейчас назовите слова со звуком З, которые вы запомнили.
Логопед опрашивает всех детей, и те, кто назвали слова правильно, подбирают с пола специально рассыпанные воспитателем маленькие розовые квадратики. У кого квадратиков окажется больше, тому логопед дарит зонтик, который ребенок наклеивает к себе в тетрадь.