Ирина Петрович
Конспект подгруппового логопедического занятия «Транспорт»
▼ Скачать + Заказать документы
Коррекционно – образовательные задачи:
-Продолжить работу по систематизации представлений детей о транспорте. Активизация и актуализация словаря по теме: «Транспорт» (машина, автобус, троллейбус, трамвай, метро, самолёт, теплоход, поезд, самосвал, корабль, такси, вертолёт, грузовик, экскаватор, трактор, руль, пассажир, шофёр, водитель, кабина, кузов, колесо; перевозить, ездить, останавливаться, сигналить, плыть, лететь, везти, управлять, тормозить, ехать, доставлять, грузовой, пассажирский, специальный, дорожный, железнодорожный, водный, воздушный, подземный, наземный).
Публикация «Конспект подгруппового логопедического занятия „Транспорт“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Транспорт. Все материалы о транспорте и их видах
- Транспорт. Конспекты занятий
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2018
-Совершенствование фонематических представлений – выделение звука в начале и конце слова.
-Совершенствование навыков слогового анализа слов.
-Формирование слоговой структуры слов различных типов.
-Совершенствование грамматического строя речи (образование формы множественного числа существительных)
-Обогащение экспрессивной речи сложными словами.
-Совершенствование синтаксической стороны речи (сложные предложения).
-Составление рассказов – описаний о транспорте по заранее составленному плану. Развитие связной речи.
Коррекционно – развивающие задачи:
Развитие зрительного внимания и восприятия.
Речевого слуха и фонематического восприятия.
Артикуляционной, тонкой и общей моторики.
Координации речи с движением.
Коррекционно – воспитательные задачи:
Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжела-тельности, самостоятельности, ответственности, инициативности.
Оборудование:
магнитная доска, детали самолёта, автобуса, машины, корабля, иллюстрации видов транспорта, пособие «Весёлый поезд».
Предварительная работа:
Экскурсия на улицу вблизи детского сада, рассматривание транспорта, который движется, беседа о транспорте, его назначении, правилах поведения на улице. Разучивание упражнения «Машины», «Мчится поезд», «На шоссе». Чтение загадок, скороговорок, рассказов о транспорте.
Ход занятия:
Организационный момент
Дети заходят в кабинет и видят на полу свёрнутый ковер.
Логопед : -Ребята, что это? Откуда здесь появился этот ковер? Предлагаю развернуть его.
(Разворачивают ковер, находят в нем волшебный сосуд, рассматривают его.
Звучит восточная музыка, на экране появляется старик Хоттабыч).
Хоттабыч: Апчхи! Приветствую вас, о прекрасные и мудрейшие!
Логопед : Ребята, кто это?
Хоттабыч: Да, я не кто иной, как могучий и прославленный во всех 4 странах света джинн Гассан Абдурахман ибн Хоттабыч. И случилась со мной – удивительная история. Я, несчастный джин, ослушался могущественного духа Сулеймана, и он приказал забрать у меня волшебный ковер-самолет. Я должен найти его, иначе, я не смогу путешествовать. О горе мне, старому и несчастному джинну, где мне теперь искать ковёр?
Логопед : Уважаемый Хоттабыч, ваш ковёр у нас.
Хоттабыч: Но на чём я до вас доберусь, ведь ковра у меня нет?
Логопед предлагает детям спросить у Старика Хоттабыча, где он находится.
Хоттабыч: Могущественный Сулейман оставил меня в городе Москва, на чём я могу до вас добраться?
Логопед : Ребята, единственный транспорт, который знает Старик Хоттабыч -это ковёр–самолёт. Предлагаю вам познакомить его с названиями и назначением современных видов транспорта.
(Логопед предлагает детям сесть на ковёр, раздаёт им предметные картинки с изображением транспорта (лодка, автобус, самолёт, троллейбус, поезд, машина, вертолёт и др.). Предлагаю вам по очереди назвать эти картинки и разделить их по видам транспорта. К условному знаку «вода» вы поставите водный транспорт, к знаку «дорога»-наземный, к знаку «крылья» воздушный.
Логопед : Вот как много транспорта на наших картинках. Некоторые из этих машин перевозят людей, значит это какой транспорт?
Дети: Пассажирский. Посмотрите на картинки и перечислите пассажирский транспорт.
Другие машины перевозят грузы, значит, это какой транспорт?
-Грузовой, перечислите грузовой транспорт.
Логопед : Есть ещё и специальный транспорт, который помогает людям выполнять их нелёгкую работу, а какой, вы его назовё те сами: (игра с мячом, дети встают в круг)
бензин возит – (ребёнок) бензовоз
воду возит - водовоз
молоко возит - молоковоз
мусор возит - мусоровоз
везде ходит - вездеход
Логопед : Молодцы. А теперь скажите, на каком транспорте может к нам приехать Старик Хоттабыч?
Дети: на самолёте, на поезде.
Хоттабыч: Ребята, а как выглядит самолёт?
Упражнение «Самолёты»
Ребята, предлагаю вам отправить Хоттабычу самолётики. Положите их на ладонь. Через нос сделайте глубокий вдох, не поднимая плечи. Сильно и плавно подуйте на самолёт, вытянув губы трубочкой, не надувая щёк.
Логопед : Интересно, а из чего состоит самолёт и другой транспорт?
Игра «Угадай, что это?»
Каждому ребёнку раздаётся по 1 картинке, нужно найти детали своего транспорта.
-У меня самолёт, а крылья, хвост, корпус – это детали самолёта;
-У меня автобус, а руль, фары, кабина – это детали автобуса;
-У меня мотоцикл, а 2 колеса, руль, фара – это детали мотоцикла;
-У меня корабль, а каюта, якорь, штурвал – это детали корабля.
Логопед : А может быть Хоттабычу будет удобнее добраться к нам на поезде? Пусть он посмотрит, как мы играем (Игра «Весёлый поезд»)
Вы видите, что на каждом вагоне 1, 2, 3 или 4 окошка, которые обозначают количество слогов в словах названиях транспорта. Вам необходимо расставить транспорт под вагонами по количеству слогов (кран, автобус, мотоцикл, велосипед, самолёт, троллейбус, грузовик, трактор, вертолёт, экскаватор, лодка, катер, метро, поезд, такси). Дети выполняют задание с объяснением.
(1 – отхлопывая слоги в ладоши, 2 – отстукивание по столу, 3 - рука под подбородком, 4 – рука на локте, отмашка руки влево – вправо)
Логопед : Молодцы! Ребята, обратите внимание, как один вагон связан с другим образуя цепочку. Посмотрите на картинки, произнесите названия транспорта, изображённого на них; выделите первый и последний звуки в этих словах, чтобы у нас тоже появилась цепочка слов (Игра «Цепочка слов»).
-С какого звука начинается и каким заканчивается название транспорта на твоей картинке?
1-й ребё нок: слово лодка начинается со звука [л], а заканчивается звуком [а].
Логопед : Название какого транспорта начинается со звука [a]?
2-й ребё нок: автобус.
Логопед : верно, каким звуком заканчивается слово автобус?
2-й ребё нок: слово автобус заканчивается звуком [с].
Логопед : чья картинка будет следующей в цепочке и почему?
3-й ребё нок: моя картинка, потому что слово самолёт начинается со звука [с], которым заканчивается слово автобус. Слово самолёт заканчивается на звук [т].
Логопед : (к 4му ребёнку) может ли твоё слово продолжить цепочку?
4-й ребё нок: да, слово троллейбус начинается со звука [т].
Логопед : хорошо, а каким звуком заканчивается слово троллейбус?
4-й ребё нок: слово троллейбус заканчивается звуком [с].
Логопед : Молодцы! У нас получилась цепочка слов.
-Как вы думаете, можно ли добраться из Москвы до Чебоксар на машине?
Игра «Путешествие машинки»
(Логопед предлагает детям сесть на ковёр и кладёт перед ними игровое поле – дорогу с трассой. Раздаёт детям машины)
Логопед : Предлагаю превратиться всем в шофёров гоночных автомобилей. Вы будете двигать свои машинки по игровому полю и рассказывать, что они делают. Старайтесь не повторяться. Пусть ваши машины совершают разные действия.
Дети выполняют действия и комментируют их.
-Моя машина выехала из гаража и поехала по улице.
-Моя машина поехала по улице и подъехала к магазину.
-Моя машина подъехала к мосту, въехала на мост.
-Моя машина проехала по мосту, съехала с моста.
-Моя машина объехала вокруг дома, переехала через улицу и заехала в гараж.
Логопед : -Какие похожие слова прозвучали в ваших ответах?
Дети: -Выехала, поехала, въехала, съехала, объехала, заехала, переехала.
Логопед : -Молодцы, подумайте и скажите, от какого слова образованы эти слова?
Дети: От слова ехать. Посчитайте, пожалуйста, сколько всего машин в этом гараже?
Счёт машин от 1 до 5
Логопед : Предлагаю отдохнуть (Пальчиковая гимнастика «Гонки»)
Раз, два, три, четыре, пять.
Можно гонки начинать.
По кругу, по кругу. Вперёд и назад,
Но пальцы машинку мою тормозят.
Закрылись.
Машинка стоит в гараже.
И фары погасли, не светят уже.
Игра «Четвёртый лишний» (на интерактивном столе)
Зрительная гимнастика (зрительный тренажёр «Солнышко», проводит ребёнок)
Автобус, троллейбус, машина, трамвай,
О них ты на улице не забывай,
В морях корабли, ледоколы, суда,
Они очень редко заходят сюда.
Логопед : Чтобы помочь Старику Хоттабычу в выборе транспорта, предлагаю составить рассказы о транспорте по плану :
1. Что это?
2. Из каких частей состоит?
3. Чем приводится в движение?
4. Где движется этот транспорт?
5. Для чего используется?
6. Кто управляет этим видом транспорта?
Заключительная часть
Хоттабыч: Дорогие ребята! Благодаря вашим знаниям, которые вы показали, теперь я смогу сделать выбор, на каком транспорте мне лучше приехать к вам и забрать свой ковёр. Спасибо вам! До свидания!
Логопед : До свидания, Хоттабыч! Ребята, а вы подумайте и продолжите предложения:
-Мне сегодня было интересно, потому что…
-Мне бы хотелось…
-Я хочу пожелать старику Хоттабычу…
Логопед : Может быть, мы что-нибудь пожелаем и злому волшебнику Сулейману? (ответы детей)