Кадырова Ольга
Конспект логопедического подгруппового занятия «Звуки [М] и [М’]»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект логопедического подгруппового занятия «Звуки [М] и [М’]. Путешествие на Северный полюс»
Цель: научить дифференцировать звуки М и МЬ в слогах, в словах и предложениях.
Задачи:
Коррекционно – образовательные
- учить дифференцировать звуки [М] и [М'] на слух и в произношении;
Публикация «Конспект логопедического подгруппового занятия „Звуки [М] и [М’]“» размещена в разделах
- Буква М и звуки [М], [М’]. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Темочки
- закреплять понятия: «согласный звук», «твердый (мягкий) согласный звук», «звонкий (глухой) согласный звук;
- совершенствование грамматического строя речи (образование множественного числа существительных Р. п., существительных в Д. п.);
- расширить представления детей о животных Севера;
Коррекционно – развивающие - корригировать и развивать фонематические представления (определять место звука в слове (начало, середина, конец);
- корригировать и развивать силу голоса (пропевание слогов с акцентом на одном из них);
- развивать навыки звуковой анализа слова;
- закреплять умение определять пространственное отношение относительно себя (право, лево);
- корригировать и развивать общую и артикуляционную моторику, координацию речи с движением, ритмичность.
Коррекционно – воспитательные
- воспитывать бережное отношение к живой природе;
- воспитывать активность, внимательность, самостоятельность, инициативность.
Коррекционно – здоровьесберегающие
- следить за правильной посадкой ребенка;
- чередовать статистические и динамические задания.
Оборудование: корабль из модулей, разрезная «Животные Севера», предметные картинки с изображением животных Севера (формат А-4,снежинка с загадками, раздаточные картинки «льдинки» со звуком [М], [М'], презентация к занятию.
Предварительная работа: беседа о жизни животных Севера, разучивание музыкальной игры, чтение ненецкой сказки «Два оленя», «Почему и медведя нос черный», рассказ Г. Снегирева «Белёк», конструирование корабля из модулей.
Ход занятия:
Учитель-логопед :- Ребята, прошлый раз мы с вами путешествовали по Африке и помогали доктору Айболиту лечить животных.
- Кому мы свами помогли?
Дети: зебре, крокодилу, слону, жирафу, бегемоту…
Учитель-логопед : Как всех этих животных можно назвать?
Дети: Животные жарких стран
Учитель-логопед : - Сейчас я приглашаю вас отправиться на Северный полюс. Наш корабль «Дружба» готов к отплытию. Проходите на корабль.
Учитель-логопед : Полный вперед!
(Фоном звучит песня «Мы едем, едем)
Учитель-логопед : - Давайте поиграем в игру «Один – много».
Посмотрите, направо, кого вы видите?
Дети: моржа.
Учитель-логопед : А много?
Дети: моржей.
Учитель-логопед : Каких животных мы еще видим справа?
Дети: тюленя - тюленей, белого медведя – белых медведей.
Учитель-логопед : -А теперь посмотрите налево, кто слева от вас?
Дети: северный олень- северных оленей, лемминг - леммингов, овцебык- овцебыков, песец - песцов.
Учитель-логопед : Как можно всех этих животных назвать?
Дети: Северные животные
Учитель-логопед : Посмотрите, ребята, к нам прилетела снежинка, а в ней письмо. В нем загадки? Отгадаем?
Толстый в складку богатырь
В ластах и безухий.
Ковыряет с дна морского
Раковин покушать.
У него клыки, как сабли,
Мех короткий, но густой
Угадайте –ка ребятки,
Что за богатырь такой.
Дети: (Морж)
Длинный мех бел, как снег.
Ест тюленей и рыб на обед.
Он отличный пловец
И заботливый отец.
Трёхметровый великан,
Весит тыщу килограмм!
И в любую непогоду
Спрячет деток он в берлогу.
Дети: (Белый медведь).
Учитель-логопед : Молодцы! Медведь и морж, приглашают нас посетить школу для северных животных, и познакомить вас со своими любимыми звуками. Мы приплыли с вами на Северный полюс. Спускайтесь по трапу и проходите в школу. Как и во всех школах, в северной школе звенит звонок и начинается урок.
Учитель-логопед : - Морж и медведь просят угадать их любимые звуки. С какого звука начинается слово Морж, если вы правильно ответите, то на экране появиться морж?
Дети: Звук М. (слайд 1)
Учитель-логопед : Что у нас происходит во рту, когда мы произносим звук М? Возьмите зеркальце и посмотрите.
Дети: вслед за взрослым произносят звук [М] длительно и многократно.
Дети: Когда мы произносим звук [М] во рту есть преграда –губы они сомкнуты, горлышко «работает».
Учитель-логопед : Значит звук М, какой?
Дети: Звук М твердый звонкий согласный и мы его обозначаем синим цветом с колокольчиком. (слайд 1)
Учитель-логопед : Молодцы!
Учитель-логопед : С какого звука начинается слово Медведь?
Дети: Слово медведь начинается со звука Мь
Учитель-логопед : Давайте споем песенку этого звука МьМьМьМьМь. Какой он?
Дети: Звук Мь мягкий звонкий согласный и мы обозначаем его зеленым цветом с колокольчиком
Учитель-логопед : Морж и медведь хотят с нами поиграть в игры. Вставайте в круг. Первая игра «Поймай звук». Когда я буду произносить звуки вы услышите твердый согласный М хлопните в ладоши, а если услышите мягкий согласный Мь, топните ногой.
А, И, М, П, К, Мь,С, Т, М, Мь…
Учитель-логопед : Молодцы! Вторая игра с мячом «Скажи наоборот». Я называю вам слог и бросаю мяч, а вы говорите его наоборот и бросаете мяч обратно. Например: ма – мя… (мо –мё, му- мю, мы-ми, юм- ум, ям – ам, им – ым).
Учитель-логопед : Садитесь за парты. Мы поиграем с вами в игру «Четвертый лишний».
Нужно определить какое слово лишнее и почему.
Молоко, сумка, мышь, миска (слайд 2)
Дети: Здесь лишнее метро, потому что в слове метро мягкий согласный Мь, а в остальных словах твердый согласный М.
Учитель-логопед : Медведь, мяч, меч, муха (слайд 3)
Дети: Лишняя муха, потому что в слове муха мы слышим твердый согласный М, а в остальных словах мягкий согласный Мь.
Учитель-логопед : Игра «Собери льдинки». Посмотрите, льдинки рассыпались. Давайте их соберем, но льдинки не простые на них картинки со звуками М и Мь. У каждой картинки свой домик, звук М будет жить в доме с синей крышей, а звук Мь в доме с зеленой крышей. Каждую картинку нужно не только поселить в свой дом, но и определить, где в слове находится звук : в начале, середине или в конце слова.
Дети: В слове мак, звук М находится в начале слова, он твердый согласный и я его положу в дом с синей крышей, в первое окошко…
Аналогичная работа проводится со словами: дом, домино, мяч, камин, мак, муха, лампа, самокат, дым, семь, восемь,мишка.
Учитель-логопед : Молодцы!
Учитель-логопед : Послушайте стихотворение и назовите слова, в которых вы услышите звук М или Мь. (слайд 4)
Наши руки были в мыле,
мы посуду сами мыли.
Мы посуду мыли сами,
помогали нашей маме.
Дети: мыле, мы, сами, мыли, помогали, маме.
Музыкальная физминутка (под музыку северных народов)
1, 2, 3, 4, 5
Все умеем мы считать,
Отдыхать умеем тоже.
Руки за спину положим.
Голову подымем выше
И легко-легко подышим…
Раз, два! — выше голова,
Три, четыре — руки шире.
Пять, шесть — тихо сесть.
Раз — подняться, подтянуться,
Два — согнуться, разогнуться
Три — в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре — руки шире,
Пять — руками помахать,
Шесть — за стол тихонько сядь.
Учитель-логопед : Ребята, вам еще одна загадка, отгадай ее попробуй.
К звуковой схеме (слайд 5) нужно придумать слово.
Какой первый, второй, третий звук?
Дети:
1 звук – твердый согласный
2 звук – гласный
3 звук – твердый согласный
Учитель-логопед : Кто называет правильное слово, на экране появляется снежинка, потом посчитаем снежинки и определим, сколько мы слов назвали, правильно.
(топ, сон, ком, кот, рот, лак, мак)
(звенит звонок)
Учитель-логопед : -Прозвенел звонок урок в северной школе закончился.
Что вам понравилось?
Что было трудно?
(ответы детей)
Учитель-логопед : -Ребята, морж и медведь за то, что вы такие умные и дружные приготовили вам подарок – картинку которую нужно собрать. Слышите, гудит наш пароход нам с вами пора отправляться домой. Проходите на корабль. До свидание морж и медведь. До встречи.