Валерия Закалёнкова
Конспект подгруппового занятия в старшей группе компенсирующей направленности детей с ТНР «Прогулка в осеннем лесу»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект подгруппового занятия в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ТНР «Прогулка в осеннем лесу»
Самойлова Ольга Николаевна, учитель-логопед,
Закалёнкова Виктория Анатольевна, педагог-психолог
МБДОУ ДС №19 «Родничок» Старооскольского городского округа
Темочки:
- Группы компенсирующей направленности
- Заикание, ТНР. Занятия, рекомендации родителям и педагогам
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лес. Прогулки и путешествия по лесу
- Осенний лес. Конспекты занятий
- Осень. Конспекты занятий на осеннюю тему
- Осень. Материалы для воспитателей
- Старшая группа
- Темочки
Образовательная область: интеграция образовательных областей «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие».
Цель: стимуляция речевой активности дошкольников, развития коммуникативно-речевых умений и навыков, коррекция фонетико-фонематической стороны речи и лексико-грамматических компонентов языка.
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
-Активизировать номинативный и словарь признаков в рамках темы «Ягоды. Грибы. Лес».
- Формировать умение свободно выражать свои мысли и чувства.
- Развивать связную грамматически правильную речь путем совершенствования умения согласовывать существительные с числительными и практическим применением навыков образования множественного числа существительных в родительном падеже.
-Формировать навыки ведения диалога (учить слушать, использовать вербальные средства для ответов на вопросы, высказывать свое мнение и правильно его аргументировать).
-Продолжать формировать навык программирования монологического высказывания.
- Закреплять навыки использования этикетного словаря в различных этикетных ситуациях.
Коррекционно-развивающие:
- Развивать познавательный интерес.
-Развивать моторные функции, произвольное поведение.
- Развивать мотивацию речевого общения.
- Совершенствовать слуховое внимание и слухо-речевую память.
Коррекционно-воспитательные:
-Обеспечивать эмоционально положительную, доброжелательную атмосферу на занятии.
- Воспитывать навыки доброжелательности, уважительного отношения друг к другу.
Методы и приемы:
Игровой (игровая коммуникативно-речевая ситуация).
Словесный (беседа, положительная оценка).
Наглядный (опорных предметных картинок).
Практический (коммуникативно-речевая деятельность детей в организованной коммуникативно-речевой ситуации).
Оборудование и материалы: магнитная доска, конверт с предметными картинками к тексту «Грибы» (изображение 1 девочки, 2 изображения мальчиков, лес, подосиновик, лисичка, белый гриб, корзина с грибами, изображения грибов и ягод, изученных на предыдущих занятиях, корзинки с изображениями различных видов грибов и ягод (5 сыроежек, 5 лисичек, 5 подосиновиков, 5 мухоморов, 5 белых грибов, 5 ягод, корзиночки.
Ход занятия:
Организационный момент.
Логопед: Добрый день!
Педагог-психолог: Здравствуйте, ребята! Пополним нашу «копилку вежливых слов» приветствиями (дети приветствуют друг друга и педагога, опуская в «копилку» жетон).
Введение в тему занятия.
Педагог-психолог: Нам пришло письмо от ребят из детского сада «Лесная сказка» Коли, Кати и Пети. Посмотрите, они прислали нам фотографии (выставляются предметные картинки). Как вы думаете, о чем хотели рассказать ребята?
Дети: О том, как дети ходили в лес за грибами.
Постановка цели занятия.
Логопед: С нами тоже происходили интересные случаи. Но чтобы о них рассказать, нужно научиться составлять рассказы. Кто или что нам может в этом помочь?
Варианты вопросов детей :
- Можно попросить о помощи взрослых.
- Можно попробовать вместе составить рассказ.
Основной этап занятия.
Логопед: Сегодня нам помощь окажут фотографии, которые прислали Катя, Коля и Сережа. Мы попробуем рассказать о том, как дети собирали в лесу грибы. Как вы думаете, чтобы рассказ получился понятным и интересным, что нужно нам нужно сделать?
Дети: варианты ответов:
- Правильно разложить картинки, чтобы не перепутать, что было в начале, а что потом.
- Придумывать правильные предложения, где все слова дружат.
- придумать хорошее и понятное название для рассказа и т. п.
Логопед: Вы все правы. И чтобы каждый слушатель заинтересовался и мог сразу понять, о чем мы хотим рассказать, нам нужно придумать «говорящее» название рассказа. Какое название предлагаешь ты, Вова?
Дети: варианты ответов:
Лес. Как дети собирали грибы в лесу. И т. п.
Педагог-психолог: А сейчас предлагаю вам поиграть в игру «Соберем грибы и ягоды» (сочетание с динамической паузой).
Каждый ребенок выбирает, какие грибы или ягоды хочет собирать. По команде педагога дети складывают в свои корзинки соответствующие картинки (картинки находятся в доступных, но неожиданных для детей местах группы).
Педагог-психолог: Какие вы все молодцы! Помогали друг другу и не ссорились. Каких грибов (ягод) много в твоей корзине, Маша?
Дети:
-В моей корзине много сыроежек.
-А я собрал много маслят и т. д.
Логопед: Молодцы, вы собрали все грибы и ягоды и правильно их назвали. А теперь посчитаем наш лесной «урожай».
Каждый ребенок подходит к магнитной доске, закрепляет картинки, считая при этом: 1 сыроежка, 2 сыроежки, 3 сыроежки, 4 сыроежки, 5 сыроежек.
Логопед: А какие грибы собирали Катя, Петя, Сережа?
Дети: Подосиновики, лисички, белые грибы.
Логопед: Как вы догадались, что именно эти грибы нашли ребята.
Дети: Дети прислали фотографии этих грибов.
Логопед: Мы придумали название нашему рассказу, потренировались правильно использовать слова и постарались «подружить» их в предложении. Посмотрите на фотографии-помощники (расположены в хаотичном порядке, обратите внимание на их расположение, сможем ли мы теперь составить рассказ о грибниках?
Дети: нет, картинки расставлены не по порядку, рассказ не получится понятным.
Логопед: Как нам исправить ситуацию?
Дети: Поставить картинки по порядку.
Дети выставляют картинки в нужной последовательности, комментируя свои действия («Сначала поставим фотографии детей и расскажем как их зовут. Потом поставим фотографию леса и корзинки с грибами, чтобы рассказать, куда пошли дети. Потом картинки, где нарисованы грибы, чтобы рассказать, что и где нашли дети»).
Логопед: Дети, вы молодцы, теперь у нас обязательно получится рассказ про грибников. Я думаю, вам всем хочется поучаствовать в составлении рассказа. Поэтому мы разделим его на части, и каждый сможет рассказать свой кусочек.
Логопед предлагает каждому выбрать одну картинку (картинки перемешены и перевернуты изображением вниз) и по цепочке составить коллективный рассказ.
При необходимости, на начальном этапе, после коллективного составления рассказа, логопед сам воспроизводит полный текст и только потом может предложить детям выполнить это задание.
Итог занятия с домашним заданием.
Логопед: Вы все большие молодцы, у нас получилась просто замечательная история. Как вы думаете, теперь вы научились рассказывать интересные истории? А как можно это проверить?
Дети: Рассказать историю родителям, друзьям, воспитателям.
Педагог-психолог: Я предлагаю рассказать о том, как Катя, Коля и Сережа собирали грибы в лесу вашим папам и мамам.
Детям выдаются листы с заданием «Что сначала, а что потом» (на основе предметных опорных картинок).